Оценивающий взгляд

09     В мире искусства вообще редко встречаются женские имена. Но вообразите себе женщину, в дом которой, будто на благословение, приходили самые прогрессивные и талантливые художники и писатели своего времени. Вообразите женщину, которая оценивала творчество Пикассо и Матисса, Хемингуэя и Фицджеральда. Именно такой была Гертруда Стайн.

Оценивающий взгляд
Юлия Волошина
01

022Начало ХХ века – время смелых художественных и нравственных открытий, революций и экспериментов. У этой эпохи были свои символы, свои дети: свободные во взглядах, творчестве, поведении. Их наследие стало культурной основой ХХ и ХХI века. Ангелом-хранителем многих из них была Гертруда Стайн.

В мире искусства вообще редко встречаются женские имена. Но вообразите себе женщину, в дом которой, будто на благословение, приходили самые прогрессивные и талантливые художники и писатели своего времени. Вообразите женщину, которая оценивала творчество Пикассо и Матисса, Хемингуэя и Фицджеральда. Именно такой была Гертруда Стайн. Она обладала литературным даром и сама писала книги. Но главный ее талант состоял в тонком чутье на шедевры, в точной художественной оценке, в умении организовать, вдохновить и направить.

Ее дом на Флерюс, 27 в Париже стал местом встреч для коллекционеров, меценатов, художников, писателей и критиков. Она могла одним случайным замечанием создать репутацию писателю или отправить литературное произведение в небытие. Гертруда Стайн была первым покупателем у многих художников – будущих легенд авангарда. Очень удачно обстановка ее дома и сама героиня показаны в фильме «Полночь в Париже».

Выглядела Стайн монументально: мощная грузная фигура, короткая стрижка, резкие, но правильные черты лица. Такой ее в 1906 году и запечатлел на знаменитом портрете один из близких друзей – Пабло Пикассо.

055Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн

Но попробуем по порядку. Гертруда Стайн родилась в 1874 году в городе Аллегини, штат Пенсильвания. Она изучала психологию в Рэдклифском колледже, дальше – медицину в школе Джонса Хопкинса при Балтиморском университете. Отец Гертруды рано умер, но оставил детям неплохое наследство. Они ни в чем не нуждались. В 29 лет Гертруда, так и не закончив медицинского образования, переезжает в Париж к брату Лео, с которым была дружна с детства.

Лео хорошо разбирается в искусстве и предлагает сестре создать совместную коллекцию. Вместе с Гертрудой они организовывают в своей квартире художественно-литературный салон. Это место становится постоянным экспозиционным пространством для многих еще непризнанных художников. Здесь на высоких белых стенах висят смелые революционные полотна авангардистов, чье творчество считается неоднозначным и спорным.

В 1914-м брат и сестра решили жить отдельно, коллекцию тоже пришлось поделить. Еще задолго до этого в их отношениях возникла напряженность и художественные вкусы брата и сестры.

Умерла Стайн в 1946 году. До конца жизни она оставалась великой женщиной своего времени: решительной, проницательной, оригинальной. Ее взгляды и спустя сто лет остаются острыми, свежими и прогрессивными.

Несколько высказываний
Гертруды Стайн

01

О мужчинах

Забавно, что большинство мужчин гордятся двумя вещами, которые любой мужчина может делать в точности так же: напиваться и зачинать сыновей.

Правильно брошенный мужчина возвращается, как бумеранг.

О непостоянстве желаний

Когда ты наконец получаешь то, что хотела, оказывается, что это вовсе не то, чего ты хотела.

О богатстве

Я хочу быть богатой, но я не хочу делать то, что надо делать, чтобы стать богатой.

О художниках

Такие самцы, как Пабло и Матисс, иначе как гениями быть не могут.

О себе

Я римлянин, и Юлий Цезарь, и мост, и колонна, и столп.

Об опасностях

Всё так опасно, что можно ничего особенно не опасаться.

О женской душе

Меланкта Херберт всегда влюблялась слишком сильно и слишком часто. В ней всегда была какая-то тайна, и тонкие движения души, и непонимание, и смутное чувство недоверия и разочарования, которое трудно объяснить. А потом Меланкта делалась импульсивной и совершала необдуманные поступки и начинала очертя голову верить во что-нибудь этакое, а потом страдала и старалась быть сильной и не показывать виду.

О поколении

В разговоре с Эрнестом Хемингуэем:
Вот что вы такое. Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы – потерянное поколение.

Это одно из самых популярных выражений Гертруды Стайн. Двумя словами она точно определила диагноз тысяч, миллионов людей, которые молодыми побывали на фронте. Они возвратились оттуда совсем иными: познавшими убийство, ужас, голод. Кто-то спивался, кто-то сходил с ума, а кто-то писал пронзительные тексты.

Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Томас Вулф – все эти люди совсем молодыми побывали в мясорубке войны. Возможно, поэтому в их произведениях таится что-то экзистенциальное, вечное и глубинное. Что-то такое, что мог бы сказать человек, точно знающий цену каждому моменту жизни. Это было не только потерянное, но и великое поколение.

023

Оставьте комментарий