Так говорил Хасан аль-Басри

08

• О, сын Адама, ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя. • Терпение того человека имеет силу, кто принимает свою участь. Тогда терпение его — для Истины, а не для защиты плоти от ада, и праведность его для Истины, а не для того, чтобы попасть в рай, и это знак чистосердечия. • Наши предшественники говорили: «Поистине, язык верующего находится за его сердцем, и если он что-то хочет сказать, то сначала осмысливает, а потом – говорит. Язык же лицемера находится перед его сердцем, и если он намеревается что-то сказать, то говорит, не обдумывая.

022
ТАК ГОВОРИЛ ХАСАН АЛЬ-БАСРИ
حسن البصري‎‎
022

002Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри (араб. حسن البصري‎‎; 642, Медина — 728, Басра) — исламский богослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов (захид), предшественник суфизма. Родился в 642 в Медине. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар, а имя матери его — Хайра. Сообщается, что она была служанкой у жены Мухаммеда Умм Салама бинт Абу Умайя.
С 657 года жил в Басре. В 663—665 годах участвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана. Хасан участвовал в войне против Персии, был секретарём наместника Хорасана Раба ибн Зияда. Когда правителем Ирака стал Хаджадж ибн Юсуф (694 год), принял участие в организованной последним работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими знаками. При халифе Умаре ибн Абдул-Азизе аль-Хасан стал кади Басры.
Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты, и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии.
Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 728 году.

099

• О, сын Адама, ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя.

• Я видел 70 сподвижников битвы Бадр, если бы вы их знали, то считали бы сумасшедшими. А если бы они знали вас, то считали бы, что вы никакого отношения к Исламу не имеете.

• Наши предшественники говорили: «Поистине, язык верующего находится за его сердцем, и если он что-то хочет сказать, то сначала осмысливает, а потом – говорит. Язык же лицемера находится перед его сердцем, и если он намеревается что-то сказать, то говорит, не обдумывая.

• Верующий ищет оправдание для брата в Исламе, а лицемер ищет его вину.

• Познание наступает тогда, когда ты не находишь в себе ни крупицы вражды.

• Терпение того человека имеет силу, кто принимает свою участь. Тогда терпение его — для Истины, а не для защиты плоти от ада, и праведность его для Истины, а не для того, чтобы попасть в рай, и это знак чистосердечия.

• Знания человеку подобают благородные, деяния совершенные, и в этом надобно чистосердечие, а покорность подобает полная, и в этом надобно терпение. Когда первое, второе и третье обретено, не знаю, что после того могут с ним сделать.

• Овца осведомлённее человека, ибо зов пастуха отвлекает её от пастьбы, а человека глас Божий не удерживает от желаний.

• Общение с дурными делает поступки людей подозрительными в глазах хороших.

• Если кто-то позовёт меня пить вино, я отнесусь к нему лучше, чем к тому, кто зовёт стремиться к мирскому.

• Если хочешь увидеть, каким будет этот мир после твоей смерти, посмотри, каким он стал после смерти других.

• По мне — смышлёный и знающий разрушает этот мир, чтобы на его развалинах возводить тот мир, а не разрушает тот мир и на развалинах его возводит этот.

• Клянусь Богом, что не почитали кумиров иначе, чем из любви к мирскому.

• Люди, что были прежде вас, знали цену тому Пожеланию, что пришло к ним от Господа. По ночам они обдумывали его, а днём поступали сообразно. А вы учились, но не поступали соответственно, огласовки и буквы исправили, и тем сотворили себе разрешение на вход в бренный мир.

• Клянусь Богом, что ни один человек, возлюбивший серебро и золото, не избегнет позора и унижения от Господа.

• Всякий глупец, завидев скопище идущих мимо, не устоит на месте.

• Всякий, кто приносит тебе слова людей, а твои слова уносит к другим, не заслуживает беседы.

• Братья нам дороги, ибо они друзья религии, а семья — и домочадцы и дети — друзья этого мира и соперники религии.

• Каждый намаз, на котором отсутствует сердце, приближает к мучениям.

• Удивляюсь я людям, которые смеются, не ведая правды о своём состоянии.

• Рай вечный — не за ничтожные дела земные, а за добрые намерения.

• Благочестивые деяния в состоянии отрешённости принимаются Ботом как мольба, даже если ты не просишь отпущения грехов.

• Помыслы — суть зеркало, в котором ясно отражаются твои добрые и дурные дела.

• Для всякого, у кого слова проистекают не от мудрости, они — сущее бедствие; и молчание всякое, что не от раздумья, покоится на вожделении и небрежении, и любой взгляд, брошенный не из стремления поучиться, — это всё забава и прегрешение.

• В книгах Мусы (Моисея) сказано: «Всякий человек, который удовольствовался малым, перестал нуждаться, а когда устранился от людей, обрёл покой, а когда растоптал похоть, обрёл свободу, а когда освободился от зависти, нашёл в себе радушие».

• Люди сердца всегда предпочитают молчание. Сначала говорят их сердца, и лишь потом — языки.

• Мудрейшее из всех деяний — раздумье и осмотрительность.

• Если бы я знал, что во мне нет лицемерия, из все-го, что есть на земле, я имел бы самое драгоценное.

• Ни одного правоверного нет среди ушедших и не будет среди тех, кто придёт, кроме трепещущих от страха, как бы не стать лицемерным.

• Каждый, кто говорит: я правоверный, на самом деле не правоверный. «Не очищайте же самих себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен!» (Коран).

• Правоверный тот, кто не суетлив и не таков, как собирающий дрова в потёмках, то есть на того не по-хож, кто всё, что может делать, делает; всё, что при-ходит на язык, говорит.

• У троих не бывает отрешённости — у обуреваемого страстями, развратника и неправедного имама.

• Несчастен сын Адама, довольный жилищем, где за дозволенное — спрос, а за недозволенное — мучения.

• Душа сына Адамова не расстаётся с этим миром иначе как обременённая тремя печалями: первая — он не насытился тем, что скопил; вторая — он не обрёл того, на что надеялся; третья — он не запасся не-обходимым для того пути, что открывается перед ним.

• Нагруженные легко — спаслись, а нагруженные тяжело — погибли.

• Каждый, кто узнал Господа, любит Его, и каждый, кто узнал этот мир, почитает его врагом.

• В самоотрицании есть три степени. Первая — когда раб Божий ни слова не говорит иначе как по справедливости. Вторая — когда оберегает он члены свои от всего, на что гневается Господь. Третья — когда устремляется к тому, чему благоволит Господь.

• Никакое вьючное животное не нуждается в жёсткой узде в такой степени, как твоя плотская душа в этом мире.

011

(Посещено: в целом 524 раз, сегодня 2 раз)

Оставьте комментарий