Завет Достоевского не оставлен без внимания

007
Несколько лет назад сразу же после прочтения повести “Записки из подполья” мне захотелось сделать что-либо связанное с этим произведением», — рассказывает Эрчелик. Изначально идеи организовать выставку не было, эта мысль посетила скульптора, когда, глубоко погрузившись в мир Достоевского, он начал создавать эскизы, наброски. Таким образом, первым изваянием пока не завершенной выставочной композиции Эрчелика стал безымянный герой «Записок из подполья».

Завет Достоевского не оставлен без внимания

Зехра Онат

005

Интересовал ли вас когда-нибудь вопрос о том, как оживить героев романов Достоевского? Или то, как в каком-нибудь выставочном зале перед вами возникает сцена из произведения этого писателя…

Скульптор Чагдаш Эрчелик (?a?da? Er?elik), ранее известный нам по воссозданию персонажа Узуна Ихсана Эфенди, который встречается в нескольких произведениях писателя Ихсана Октая Анара (?hsan Oktay Anar) и вдохновленный романами Достоевского, организует выставку, открытие которой состоится в марте следующего года в художественной галерее Galeri Eksen. Устами главного героя романа «Идиот» Достоевский дает совет одной художнице, которая просит у князя Мышкина найти для ее картины какой-либо сюжет. Мышкин повествует о том, как, будучи приговоренным к казни, один его знакомый перед самым расстрелом получает помилование, и предлагает ей живописать выражение глаз человека, стоящего на эшафоте за минуту до удара гильотины. Приговоренный к казни, о котором идет здесь речь, сам Достоевский!

Чагдаша Эрчелика можно отнести к тем скульпторам, для которых связь с литературой особенно важна. И настолько, что его основной источник вдохновения — прочитанные книги, любимые литераторы. Этот художник уже представал перед нами с магическим миром главного героя романа «Атлас туманных материков», а впоследствии собирал вместе таких виртуозных мастеров слова, как Саит Фаик, Назым Хикмет, Яхья Кемаль, Орхан Вели Канык. Нынешний интерес Эрчелика — персонажи Достоевского.

«Несколько лет назад сразу же после прочтения повести “Записки из подполья” мне захотелось сделать что-либо связанное с этим произведением», — рассказывает Эрчелик. Изначально идеи организовать выставку не было, эта мысль посетила скульптора, когда, глубоко погрузившись в мир Достоевского, он начал создавать эскизы, наброски. Таким образом, первым изваянием пока не завершенной выставочной композиции Эрчелика стал безымянный герой «Записок из подполья». Художник изобретает всевозможные вариации, с жадностью продумывая, как показать день персонажа, когда он, например, в очередной раз сталкивается плечо о плечо с офицером, или расхаживает взад и вперед по своей комнате. Эрчелик отмечает: «До того, как я познакомился с творчеством Достоевского, я не знал ни одного романиста, который бы так внимательно относился к душевному состоянию человека», — и полагает, что, возможно, этим «Записки из подполья» очаровывают людей. В этом же произведении персонаж говорит следующее: «Мучило меня тогда еще одно обстоятельство: именно то, что на меня никто не похож и я ни на кого не похож». Однако Эрчелик полагает, что герои Достоевского очень похожи на нас, на людей, живущих на этих землях, и отмечает: «Весьма схожи и трудности, с которыми приходится сталкиваться двум этим обществам. Они оба пытаются походить на Запад, но им это не удается, они оба испытывают одновременно восторг и гнев в отношении Запада. Присутствует как подавленность, так и интеллектуальный стресс. Я увидел, что Достоевский оказал влияние на писателей, творчеством которых я интересовался до него. Безымянный герой из “Записок из подполья” словно просочился в турецкую литературу и бродит по турецким романам…»

При создании своих творений художник обычно выбирает сцены, которые зритель может восполнить силой воображения. В частности, он не воссоздает момент, когда Раскольников топором убивает старуху, ему гораздо более интересен тот первый миг, когда он после совершения убийства приходит в свою комнату. Таким образом, вместо того, чтобы акцентировать внимание на этой важной сцене, он оставляет пустоты, которые зритель может наполнить самостоятельно.

«Создание персонажей романа имеет как определенные плюсы, так и минусы», — говорит Эрчелик. Преимущество в том, что скульптор может свободно творить, руководствуясь собственной фантазией. Но в то же время это всем хорошо известные произведения, и у будущих посетителей выставки уже неизбежно сформировались определенные образы, несовпадение с которыми может вызвать у них разочарование.

Восемь созданных на данный момент экспонатов охватывают такие произведения Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок», «Братья Карамазовы» и «Записки из подполья». На стадии подготовки к выставке находится воссоздание сцены из романа «Бесы». Общее количество экспонатов (вместе со скульптурой самого писателя) составит около 20, в том числе и несколько картин. Кроме того, на выставке будет представлена картина, завещанная Достоевским в «Идиоте». Выставка, которая осчастливит поклонников Достоевского, откроется 26 марта 2014 года.

09

Dostoyevski’nin vasiyeti yerde kalmad?

Zehra Onat
005

Dostoyevski’nin romanlar?nda yer alan karakterlerin nas?l ete kemi?e b?r?nd???n? merak eder miydiniz? Yahut romandaki bir sahnenin bir sergi salonunda kar??n?za ??kmas?n?…

Dostoyevski’nin romanlar?nda yer alan karakterlerin nas?l ete kemi?e b?r?nd???n? merak eder miydiniz? Yahut romandaki bir sahnenin bir sergi salonunda kar??n?za ??kmas?n?…

Daha ?nce ?hsan Oktay Anar’?n Uzun ?hsan Efendi’sini kar??m?za ??karan heykelt?ra? ?a?da? Er?elik’in Dostoyevski’nin roman karakterlerinden esinlenerek haz?rlad??? sergi, 26 Mart’ta Galeri Eksen’de a??lacak. Dostoyevski, «Budala»da roman?n ba?kahraman? arac?l???yla ressam bir k?za vasiyette bulunur. Ressam k?z, Budala’ya bir insan? hangi haliyle resmetmesi gerekti?ini sorar ve ondan kendisi i?in bir konu bulmas?n? ister. Budala, ressam k?za bir arkada??n?n idam mahk?mu olduktan sonra, idam mangas?n?n ?n?nde tam ?ld?r?lecekken affedildi?ini anlat?r ve ondan, tam o anda idam mahk?munun g?zlerindeki ifadeyi ?izmesini ister. O idam mahk?mu Dostoyevski’nin ta kendisidir!

?a?da? Er?elik, edebiyatla ba?? en s?k? heykelt?ra?lardan biri. ?yle ki, okudu?u kitaplar, sevdi?i edebiyat??lar onun en b?y?k esin kayna??. Sanat??, daha ?nce Puslu K?talar Atlas? adl? roman?n ba?karakteri Uzun ?hsan Efendi’nin b?y?l? d?nyas?yla ??km??t? kar??m?za, ard?ndan “Dersaadet”in Sait Faik, Naz?m Hikmet, Yahya Kemal ve Orhan Veli gibi usta yazarlar?n? bir araya getirmi?ti. Er?elik’in ?imdiki u?ra?? ise Dostoyevski karakterleri.

Birka? y?l ?nce Yeralt?ndan Notlar’? okuduktan hemen sonra romanla ilgili bir ?eyler yapmak istedi?ini anlat?yor Er?elik. Ba?ta sergi haz?rlama amac? yokmu? ama yo?un bir ?ekilde Dostoyevski’nin d?nyas?na girip s?rekli olarak eskizler, resimler yapmaya ba?lay?nca “Bu neden bir sergi olmas?n?” diye d???nm??. B?ylece, Er?elik’in hen?z tamamlanmam?? sergisinin ilk heykeli, Yeralt?ndan Notlar’?n isimsiz kahraman? olmu?. Bu isimsiz kahraman h?rsla, yolda kendisine omuz atan adamla bir daha kar??la?t???nda ona g?n?n? nas?l g?sterece?ini d???n?p t?rl? varyasyonlar ?retiyor; bir yandan da odas?nda bir a?a?? bir yukar? volta at?yordur. Er?elik, “Ben Dostoyevski’den ?nce hi?bir romanc?n?n b?yle bir ruh halini inceledi?ini g?rmemi?tim.” diyor ve belki de insanlar?n Yeralt?ndan Notlar’? okudu?unda bu y?zden b?y?lendiklerini s?yl?yor. Ayn? kitapta kahraman ??yle der: “O s?ralar beni ?zen bir mesele daha vard?: Ne ben kimseye benziyordum ne de herhangi biri bana.” Ancak Er?elik, Dostoyevski kahramanlar?n?n bu topraklar?n insanlar?yla ?ok benze?ti?ini d???n?yor ve diyor ki: “?ki toplumun da ya?ad??? s?k?nt?lar ?ok benziyor. ?kisi de Bat?l? gibi olmaya ?al???yor ama olam?yor, ikisi de Bat?’ya kar?? hayranl?k ve ?fke duyuyor. Onun hem bir ezikli?i var hem de entelekt?el stresi. Dostoyevski’den ?nce ilgilendi?im yazarlar?n da ondan etkilendiklerini g?rd?m. Yeralt?ndan Notlar’daki ismi olmayan karakter, T?rk edebiyat?na s?zm?? ve romanlarda geziniyormu? gibi…”

Sanat??, eserlerinde izleyicinin hayal g?c?yle doldurabilece?i sahneler se?mi? ?o?unlukla. S?zgelimi, Raskolnikov’un baltayla kad?n? ?ld?rd??? an? de?il de, cinayeti i?ledikten sonra odas?na gelip kald??? o ilk an? canland?rm??. B?ylece sahneyi vurgulamak yerine, izleyicinin de tamamlayabilece?i bo?luklar b?rakm??. Roman kahramanlar?yla u?ra?man?n hem bir avantaj? hem de dezavantaj? beraberinde getirdi?ini s?yl?yor Er?elik. Ona g?re avantaj, ??nk? ?zg?rce, kendi hayal g?c?ne dayanarak ?retimde bulunabiliyor. Dezavantaj, ??nk? herkes bunlar? okuyor ve insanlar?n hayalinde canland?rd??? tipler var, onlara uymad???nda tepki verebiliyorlar.

?a?da? Er?elik’in ?imdilik haz?r olan 8 heykeli, Dostoyevski’nin Su? ve Ceza, Budala, Kumarbaz, Karamazov Karde?ler ve Yeralt?ndan Notlar adl? eserlerini kaps?yor. Cinler’le ilgili bir heykel yap?m a?amas?nda ve Dostoyevski heykeliyle birlikte sergide 20’ye yak?n eser yer alacak. Bunun d???nda 20 kadar resmin de yer alaca?? serginin s?rprizi ise Dostoyevski’nin Budala’da vasiyet etti?i resim olacak. Dostoyevski hayranlar?n? mutlu edecek sergi, 26 Mart 2014’te Galeri Eksen’de a??lacak.

004

Оставьте комментарий