Завет Достоевского не оставлен без внимания

007
Несколько лет назад сразу же после прочтения повести “Записки из подполья” мне захотелось сделать что-либо связанное с этим произведением», — рассказывает Эрчелик. Изначально идеи организовать выставку не было, эта мысль посетила скульптора, когда, глубоко погрузившись в мир Достоевского, он начал создавать эскизы, наброски. Таким образом, первым изваянием пока не завершенной выставочной композиции Эрчелика стал безымянный герой «Записок из подполья».

Завет Достоевского не оставлен без внимания

Зехра Онат

005

Интересовал ли вас когда-нибудь вопрос о том, как оживить героев романов Достоевского? Или то, как в каком-нибудь выставочном зале перед вами возникает сцена из произведения этого писателя…

Скульптор Чагдаш Эрчелик (Çağdaş Erçelik), ранее известный нам по воссозданию персонажа Узуна Ихсана Эфенди, который встречается в нескольких произведениях писателя Ихсана Октая Анара (İhsan Oktay Anar) и вдохновленный романами Достоевского, организует выставку, открытие которой состоится в марте следующего года в художественной галерее Galeri Eksen. Устами главного героя романа «Идиот» Достоевский дает совет одной художнице, которая просит у князя Мышкина найти для ее картины какой-либо сюжет. Мышкин повествует о том, как, будучи приговоренным к казни, один его знакомый перед самым расстрелом получает помилование, и предлагает ей живописать выражение глаз человека, стоящего на эшафоте за минуту до удара гильотины. Приговоренный к казни, о котором идет здесь речь, сам Достоевский!

Чагдаша Эрчелика можно отнести к тем скульпторам, для которых связь с литературой особенно важна. И настолько, что его основной источник вдохновения — прочитанные книги, любимые литераторы. Этот художник уже представал перед нами с магическим миром главного героя романа «Атлас туманных материков», а впоследствии собирал вместе таких виртуозных мастеров слова, как Саит Фаик, Назым Хикмет, Яхья Кемаль, Орхан Вели Канык. Нынешний интерес Эрчелика — персонажи Достоевского.

«Несколько лет назад сразу же после прочтения повести “Записки из подполья” мне захотелось сделать что-либо связанное с этим произведением», — рассказывает Эрчелик. Изначально идеи организовать выставку не было, эта мысль посетила скульптора, когда, глубоко погрузившись в мир Достоевского, он начал создавать эскизы, наброски. Таким образом, первым изваянием пока не завершенной выставочной композиции Эрчелика стал безымянный герой «Записок из подполья». Художник изобретает всевозможные вариации, с жадностью продумывая, как показать день персонажа, когда он, например, в очередной раз сталкивается плечо о плечо с офицером, или расхаживает взад и вперед по своей комнате. Эрчелик отмечает: «До того, как я познакомился с творчеством Достоевского, я не знал ни одного романиста, который бы так внимательно относился к душевному состоянию человека», — и полагает, что, возможно, этим «Записки из подполья» очаровывают людей. В этом же произведении персонаж говорит следующее: «Мучило меня тогда еще одно обстоятельство: именно то, что на меня никто не похож и я ни на кого не похож». Однако Эрчелик полагает, что герои Достоевского очень похожи на нас, на людей, живущих на этих землях, и отмечает: «Весьма схожи и трудности, с которыми приходится сталкиваться двум этим обществам. Они оба пытаются походить на Запад, но им это не удается, они оба испытывают одновременно восторг и гнев в отношении Запада. Присутствует как подавленность, так и интеллектуальный стресс. Я увидел, что Достоевский оказал влияние на писателей, творчеством которых я интересовался до него. Безымянный герой из “Записок из подполья” словно просочился в турецкую литературу и бродит по турецким романам…»

При создании своих творений художник обычно выбирает сцены, которые зритель может восполнить силой воображения. В частности, он не воссоздает момент, когда Раскольников топором убивает старуху, ему гораздо более интересен тот первый миг, когда он после совершения убийства приходит в свою комнату. Таким образом, вместо того, чтобы акцентировать внимание на этой важной сцене, он оставляет пустоты, которые зритель может наполнить самостоятельно.

«Создание персонажей романа имеет как определенные плюсы, так и минусы», — говорит Эрчелик. Преимущество в том, что скульптор может свободно творить, руководствуясь собственной фантазией. Но в то же время это всем хорошо известные произведения, и у будущих посетителей выставки уже неизбежно сформировались определенные образы, несовпадение с которыми может вызвать у них разочарование.

Восемь созданных на данный момент экспонатов охватывают такие произведения Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок», «Братья Карамазовы» и «Записки из подполья». На стадии подготовки к выставке находится воссоздание сцены из романа «Бесы». Общее количество экспонатов (вместе со скульптурой самого писателя) составит около 20, в том числе и несколько картин. Кроме того, на выставке будет представлена картина, завещанная Достоевским в «Идиоте». Выставка, которая осчастливит поклонников Достоевского, откроется 26 марта 2014 года.

09

Dostoyevski’nin vasiyeti yerde kalmadı

Zehra Onat
005

Dostoyevski’nin romanlarında yer alan karakterlerin nasıl ete kemiğe büründüğünü merak eder miydiniz? Yahut romandaki bir sahnenin bir sergi salonunda karşınıza çıkmasını…

Dostoyevski’nin romanlarında yer alan karakterlerin nasıl ete kemiğe büründüğünü merak eder miydiniz? Yahut romandaki bir sahnenin bir sergi salonunda karşınıza çıkmasını…

Daha önce İhsan Oktay Anar’ın Uzun İhsan Efendi’sini karşımıza çıkaran heykeltıraş Çağdaş Erçelik’in Dostoyevski’nin roman karakterlerinden esinlenerek hazırladığı sergi, 26 Mart’ta Galeri Eksen’de açılacak. Dostoyevski, «Budala»da romanın başkahramanı aracılığıyla ressam bir kıza vasiyette bulunur. Ressam kız, Budala’ya bir insanı hangi haliyle resmetmesi gerektiğini sorar ve ondan kendisi için bir konu bulmasını ister. Budala, ressam kıza bir arkadaşının idam mahkûmu olduktan sonra, idam mangasının önünde tam öldürülecekken affedildiğini anlatır ve ondan, tam o anda idam mahkûmunun gözlerindeki ifadeyi çizmesini ister. O idam mahkûmu Dostoyevski’nin ta kendisidir!

Çağdaş Erçelik, edebiyatla bağı en sıkı heykeltıraşlardan biri. Öyle ki, okuduğu kitaplar, sevdiği edebiyatçılar onun en büyük esin kaynağı. Sanatçı, daha önce Puslu Kıtalar Atlası adlı romanın başkarakteri Uzun İhsan Efendi’nin büyülü dünyasıyla çıkmıştı karşımıza, ardından “Dersaadet”in Sait Faik, Nazım Hikmet, Yahya Kemal ve Orhan Veli gibi usta yazarlarını bir araya getirmişti. Erçelik’in şimdiki uğraşı ise Dostoyevski karakterleri.

Birkaç yıl önce Yeraltından Notlar’ı okuduktan hemen sonra romanla ilgili bir şeyler yapmak istediğini anlatıyor Erçelik. Başta sergi hazırlama amacı yokmuş ama yoğun bir şekilde Dostoyevski’nin dünyasına girip sürekli olarak eskizler, resimler yapmaya başlayınca “Bu neden bir sergi olmasın?” diye düşünmüş. Böylece, Erçelik’in henüz tamamlanmamış sergisinin ilk heykeli, Yeraltından Notlar’ın isimsiz kahramanı olmuş. Bu isimsiz kahraman hırsla, yolda kendisine omuz atan adamla bir daha karşılaştığında ona gününü nasıl göstereceğini düşünüp türlü varyasyonlar üretiyor; bir yandan da odasında bir aşağı bir yukarı volta atıyordur. Erçelik, “Ben Dostoyevski’den önce hiçbir romancının böyle bir ruh halini incelediğini görmemiştim.” diyor ve belki de insanların Yeraltından Notlar’ı okuduğunda bu yüzden büyülendiklerini söylüyor. Aynı kitapta kahraman şöyle der: “O sıralar beni üzen bir mesele daha vardı: Ne ben kimseye benziyordum ne de herhangi biri bana.” Ancak Erçelik, Dostoyevski kahramanlarının bu toprakların insanlarıyla çok benzeştiğini düşünüyor ve diyor ki: “İki toplumun da yaşadığı sıkıntılar çok benziyor. İkisi de Batılı gibi olmaya çalışıyor ama olamıyor, ikisi de Batı’ya karşı hayranlık ve öfke duyuyor. Onun hem bir ezikliği var hem de entelektüel stresi. Dostoyevski’den önce ilgilendiğim yazarların da ondan etkilendiklerini gördüm. Yeraltından Notlar’daki ismi olmayan karakter, Türk edebiyatına sızmış ve romanlarda geziniyormuş gibi…”

Sanatçı, eserlerinde izleyicinin hayal gücüyle doldurabileceği sahneler seçmiş çoğunlukla. Sözgelimi, Raskolnikov’un baltayla kadını öldürdüğü anı değil de, cinayeti işledikten sonra odasına gelip kaldığı o ilk anı canlandırmış. Böylece sahneyi vurgulamak yerine, izleyicinin de tamamlayabileceği boşluklar bırakmış. Roman kahramanlarıyla uğraşmanın hem bir avantajı hem de dezavantajı beraberinde getirdiğini söylüyor Erçelik. Ona göre avantaj, çünkü özgürce, kendi hayal gücüne dayanarak üretimde bulunabiliyor. Dezavantaj, çünkü herkes bunları okuyor ve insanların hayalinde canlandırdığı tipler var, onlara uymadığında tepki verebiliyorlar.

Çağdaş Erçelik’in şimdilik hazır olan 8 heykeli, Dostoyevski’nin Suç ve Ceza, Budala, Kumarbaz, Karamazov Kardeşler ve Yeraltından Notlar adlı eserlerini kapsıyor. Cinler’le ilgili bir heykel yapım aşamasında ve Dostoyevski heykeliyle birlikte sergide 20’ye yakın eser yer alacak. Bunun dışında 20 kadar resmin de yer alacağı serginin sürprizi ise Dostoyevski’nin Budala’da vasiyet ettiği resim olacak. Dostoyevski hayranlarını mutlu edecek sergi, 26 Mart 2014’te Galeri Eksen’de açılacak.

004

(Посещено: в целом 92 раз, сегодня 1 раз)

Оставьте комментарий