Исмаил Гаспринский. Обитель Счастья мусульман. Извлечения

099

Вниманию читателей предлагаются несколько фрагментов впервые публикуемой на русском языке утопической повести Исмаила Гаспринского «Обитель Счастья мусульман», по которым можно составить известное представление о структуре его проекта. Повествование ведется от лица муллы Аббаса — вымышленного автора публицистических заметок в газете «Тарджиман», посвященных самым разным социокультурным проблемам.
Мулла Аббас совершает очередную заграничную поездку. На этот раз он отправляется в Испанию, чтобы увидеть знаменитые памятники мусульманского андалусского искусства.
Далее

Почему новое религиозное пробуждение на Западе может стать исламским

ИГИЛ — он исламский?

В этом вопросе свое веское слово сказал президент, назвавший ИГИЛ извращением ислама. Грэм Вуд (Graeme Wood) в своей аналитической статье в The Atlantic утверждает, что по мнению его приверженцев, ИГИЛ это исключительно исламская организация.

Но другие отмечают, что это чрезвычайно сложный вопрос. У кого есть полномочия говорить о том, что является исламским, а что нет? Каков источник этих полномочий, и как они воспринимаются?

Хотя это и трудно, но на Западе данный вопрос приобретает все большее значение, потому что Запад становится все более исламским. За последние десятилетия в Европу иммигрировали миллионы мусульман, и за ними последуют еще миллионы. В США их меньше, хотя за последние 20 лет темпы мусульманской иммиграции увеличились. (По оценкам авторитетных социологических служб, мусульман в США примерно 2,75 миллиона человек, хотя Совет по американо-исламским отношениям заявляет, что их в два раза больше.)
Далее

Рэп во имя Аллаха

Трудности и перспективы афроамериканского мусульманского хип-хопа

Автор: Алиса Файнберг

Хип-хоп, как один из самых ярких феноменов афроамериканской культуры, воспринимается многими религиозными движениями как эффективный способ общения с молодежью. Наиболее тесные и, одновременно, сложные отношения у хип-хоп культуры сложились с исламом, что обусловлено и социально-культурной спецификой афроамериканской жизни, и теологическими особенностями ислама, и историей исламского присутствия в Америке. Далее

Богословские диспуты Абу-Ханифы

033

В средневековых источниках сохранилось достаточно много историй, описывающих дебаты величайшего предстоятеля с его оппонентами (хариджитами, дахритами, шиитами). Многое в этих повествованиях – плод фольклорного творчества, но многое основано на реальных фактах из жизни правоведа-богослова.
Читателям сайта предоставляется возможность самим окунуться в мир богословских дискуссий прошлого.
Далее

Переводчица Корана: «Нигде женщина не имеет столько прав, сколько в исламе»

05

«Человек, который совершил убийство невинной души, даже одной-единственной, никогда не почувствует запах рая. «И не убий ты душу, что Господом твоим освящена была». Так написано в Коране», — уверена Валерия Порохова, переводчица Корана на русский язык, с 2000 г. президент международного фонда «Межконфессиональное согласие и стабильность». Далее

Абу-Ханифа. Трактат «Учитель и ученик».

09

Человек может ничего и не говорить об имеющихся между людьми разногласиях, но он не может, услышав о них, сдержать свое сердце. А сердце может лишь не согласиться с одной или обеими из точек зрения, однако оно не может одновременно принять два противоположных мнения. И если сердце, таким образом, склонится к кривде, то склонится и к его приспешникам. Полюбив же подобных людей, человек становится из их числа! Если сердце склонится к истине и ее поборникам, то человек станет их сторонником. Ибо деяния и слова и оцениваются лишь через сердце, ведь уверовавший на словах, но не уверовавший сердцем, не является верующим перед Богом, а уверовавший сердцем, но не говорящий это на словах таковым перед Ним является. Далее

Купола Исфахана и розы Шираза

022

Впервые я попал в Иран еще при шахе — сопровождал нашего тогдашнего главу государства Николая Подгорного во время его официального визита. На дворцовом приеме меня познакомили с младшим сыном шаха. По поручению отца он занимался возвращением на родину шедевров национальной культуры, скупал по всему миру персидские ковры, персидские миниатюры, старинные издания персидских поэтов.

Далее

Обращение лидера Исламской революции Ирана аятоллы Сейеда Али Хаменеи

055

Я хотел бы поговорить с вами об исламе, в частности, о том образе, в котором вам преподносят ислам. За последние два десятилетия, почти сразу после распада Советского Союза, было предпринято множество усилий, чтобы представить эту великую религию в образе ужасного врага. К сожалению, в политической истории Запада провоцирование страха и ненависти с их последующим использованием имеет давнюю традицию. Далее

Семья Черчилля умоляла его не принимать ислам (The Independent)

Возможно, он был непоколебимым защитником Британской империи, однако он питал истинную любовь к Востоку и исламу

Уинстон Черчилль

Как говорится в одном из недавно найденных писем, семья сэра Уинстона Черчилля уговаривала его «бороться с желанием» принять ислам.

Премьер-министр, который привел Британскую империю к победе во Второй мировой войне, очевидно, был настолько увлечен исламом и культурой Востока, что один из членов его семьи написал ему письмо, в котором он призывал его отказаться от замысла стать мусульманином.
Далее

Они приняли Ислам, прочитав Коран & Исламофобы, принявшие ислам

Исламофобия разработана с целью исказить образ ислама. Сегодня увековечение исламофобии вызывает беспокойство. Особенно тревожно то, что первоначально начавшаяся как простая эксплуатация и злоупотребление свободой выражения мнений некоторых экстремистских элементов постепенно нашли резонанс в политической сферах, в конечном счете, привели к институционализации исламофобии. Далее

Священная земля для религии и науки

Во время недавней журналистской командировки в Эфиопию я была поражена тем, насколько мирно в этой стране сосуществуют эволюция и религия. Каждый день по пути в Национальный музей Эфиопии, где находятся древние останки похожих на обезьян предшественников человека, я проходила мимо толпы женщин, молившихся возле ограды собора Святого Георгия, расположенного через дорогу от музея. Я была очень тронута этим, потому что такая картина резко контрастирует с тем, что происходит в США, где регулярно идут рассчитанные на эффект дебаты типа того, что прошел в этом году между популяризатором науки Биллом Наем (Bill Nye) и креационистом Кеном Хэмом (Ken Ham). Песнопения, доносящиеся из собора, слышны и в музейном дворе.

Отличительной чертой Эфиопии является то, что религия и наука там имеют глубокие корни, и в этом союзе ни одной из сторон не нужно идти на компромисс. На мозаичном панно при входе в музей изображен крест и Люси — наш знаменитый человекообразный предок, живший более трех миллионов лет назад. Скоро эфиопское правительство откроет Музей происхождения человека, посвященный нашей эволюции.
Далее

Нейронаука и религия: в поисках ответов

Kaaba

Почему вообще есть сущее, а не наоборот — ничто? Основополагающий вопрос метафизики выражает ту тревогу, которая предшествовала появлению цивилизации и породила множество мифов и верований на заре человечества.

Антропологи обнаружили свидетельства того, что уже 160 000 лет тому назад неандертальцы сознательно хоронили своих умерших. Это говорит о том, что уже тогда существовало религиозное или мифологическое понимание (может быть, ощущение?) существования «мира иного». С эволюционной точки зрения, знаменитый приматолог Франс де Вааль (Franz de Waal) утверждает, что у наших прародителей наблюдались признаки сострадания, стремления прийти на помощь и определенные социальные нормы, которые можно рассматривать в качестве предшественников человеческой морали, создавшей предпосылки для появления религии.
Далее