Пахлаван Махмуд. Рубаи.

001

Пахлаван Махмуд (1247-1326) — великий поэт, просветитель, философ и суфий родился в Хиве. По словам Шамсиддина Соми автора книги «Комус-ул-аълом» («Книга великих деятелей») Пахлаван Махмуд был ученным, поэтом, непобежденным борцом и силачом, кроме того он шил шапки и шубы. Свои рубаи и поэмы Пахлаван Махмуд писал на фарси. Одной из самых знаменитых поэм считается «Канзул хакойик» («Собрание истин»). В поэмах и рубаях Пахлаван Махмуда отражаются его суфийские идеи и мысли. Некоторые рукописи поэта дошли до наших дней, и сейчас хранятся в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана в Ташкенте. Далее

Мир духовной поэзии (Он пишет рубаи, переводит произведения суфийских поэтов)

027

Жанр «рубаи» был придуман в далеком средневековье поэтами суфиями, которые в короткой форме старались выразить своё отношение к Богу. С появлением рубаи началась новая ступень в развитии традиционных восточных поэтических жанров… В настоящих рубаи всегда есть конкретный адресат – Аллах, к Которому обращается автор, а лирическим героем становится сам поэт… Каждое рубаи создаётся на основе собственного душевного опыта. Главная же их психологическая черта – отсутствие ложного драматизма. В ситуациях, изображенных в стихах, мысль лаконична, как в ёмких древних восточных миниатюрах. Рубаи – это и есть изображенная словами миниатюра, состоящая всего из четырех строк, в которых рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья строка остается независимой. Главная и характерная черта рубаи – афористичность.> Далее

А.В.Смирнов. Николай Кузанский и Ибн Араби

09

И в Европе, и в арабском мире богатая мистическая традиция средневековья получила свое философское осмысление. Философскую рационализацию мистического мировидения в творчестве Николая Кузанского и Ибн Араби я хочу сделать здесь предметом исследования. Далее

А. Семенов. Бухарский шейх Баха-уд-дин (1914)

022

Его рождение, по преданию, предвидел известный шейх Ходжа-Мухаммед-Баба-Семаси(3), который, часто посещая селение Каср-и-Гиндуан, предсказал, что здесь родится некто, который будет великим в тарикате и через которого селение Каср-и-Гиндуан получит название Каср-и-Арифан(4). Когда Баха-уд-дин родился, шейх Семаси нарек его своим духовным сыном, а умирая, завещал своему ближайшему ученику и преемнику, Сейид-Мир-Кулялю, беречь Баха-уд-дина. Согретый чудодейственной любовью Баба-Семаси, Баха-уд-дин уже в раннем детстве творил чудеса, которые ставили в тупик его окружающих.

Далее

Беседы Джалалиддина Руми

081
Один король сказал дервишу:”В момент когда ты принимаешь откровение и близость перед лицом Суда Божьего, вспомни меня”. “Когда я являюсь в Присутствие, и Свет того Солнца падает на меня, Я не помню самого себя, как я могу помнить тебя?”, — ответил дервиш. Далее

Суфийская ритуальная практика: (На примере братства Накшбандийа)

097
Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика: (На примере братства Накшбандийа). 1996. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение»

В данной книге впервые в истории российского востоковедения предпринята попытка рассмотрения ритуальной мистической практики на примере конкретно взятого суфийского братства (Накшбандийа). Исламская мистическая практика методологически отражена в работе как выросшая в рамках культовой практики нормативного ислама и затем вышедшая за них. Далее

Так говорил Баязид Бистами

06

Некто постучался в дверь и Баязид крикнул: «Кого ищешь?» Стучавшийся ответил: «Баязида». Баязид заметил: «Я тоже уже три десятка лет ищу Баязида, и всё ещё безуспешно». Далее

Французские исламоведы о суфизме

021     Западные востоковеды утверждают, что мистицизм в исламе возник под влиянием других религий и философских учений. Достаточно отметить высказывания трех известных французских востоковедов: Анри Массэ, Луи Массиньона, Карро Де Во. Далее