ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ХУРШИДА ДАВРОНА

Дилфуза Эркиновна Тажибаева

В статье анализируются стихотворения Хуршида Даврона, которые позволяют рассмотреть своеобразие и гармонию во взаимоотношениях человека и мира. Поэт признаёт истину мира в простоте.

Своей необычайной силой и волшебным обаянием поэзия во все времена привлекала человека. Поэтический мир, созданный писателем, каким-то особенным качеством его поэтических образов находит место в душе читателя. Поэзия, как и личность человека, не изученная до конца, таит в себе много непознанного, неизученного, недосягаемого.

Писатель, драматург, переводчик и талантливый поэт Хуршид Даврон занимал особое место среди поэтов последней четверти ХХ века. Хуршид Даврон плодотворно работает в различных жанрах литературоведения.

В его неповторимых поэтических книгах: «Дорогое солнце» (1979), «Городская яблоня,» «Яблоня в городе» (1979), «Ночные сады» (1981), «Прилетаю с птицами» (1983), «Глаза Тумарис», (1984), «Голос детства» (1986), «Птица Феникс» ( 1987), «Полёт одинокой птицы» (1989), «За день до весны» (1997) можно наблюдать неповторимые примеры единства места и времени, личности и общества, мира и поэзии.

Как известно, каждой творческой личности присущ свой определенный стиль. Уже в первой книге Хуршида Даврона сборнике «Дорогое солнце» вы сможете заметить своеобразные грани его стиля. В стихотворениях поэта описываются отношения, осторожно вступающего во взрослую жизнь, преисполненного воспоминаниями о своем светлом и беззаботном детстве подростка с миром.

Оппоқ эди бошда бу дунё:

Кўча оппоқ, кечалар оппоқ,

Қандай яхши экан болалик,

Оппоқ ранглар билан яшамоқ.

(Сначала этот мир был ясным, Светлая улица, белые ночи, Как же прекрасно в детстве, Жить в белых красках)

Чаще всего, писатель создает поэтические образы на основе осознанного стиля.

Для восприятия необходимо понимание, разъяснение и воображение. Чем шире и безграничны представления и помыслы поэта, тем достовернее и правдивее воспринимаются его поэтические образы. Белый, светлый цвет — символический образ.

Определенно, белый цвет у многих народов и наций считается символом чистоты и ясности. В младенчестве человек может ничего не осознавать, однако, в уже детстве пытается заглянуть в мир, уделить внимание сладостным мечтаниям. В стихотворении правдиво изображены самые душевные моменты жизни человека — его беззаботное детство символично отражают светлые улицы и белые ночи.

Иносказательный символ только добрых надежд детских стремлений без всякой корысти и злобы.

Человек осторожно вступает во взрослую жизнь, начинает различать вершины и низы жизни, ее белые и черные краски. В следующих полустишиях поэт показывает, что природе присущи и другие цвета, и к белым оттенкам детства добавляется зеленый цвет:

Яшилланди кейин бирма — бир

Дала, чорбоғ, омонат кўприк.

Довуччадек мўлтираб боқди,

Қўшни боққа тушган болалик…

(Потом зазеленели один за другим, Поле, дача, ветхий мост, Как зеленый урюк смотрел с завистью, На детство, попавшее в соседский сад)

Места, ставшие родными для детства, тоже начали меняться.«Поле, дача, ветхий мост»также окрасились в зеленые краски. Но детство — еще совсем незрелый только наливающийся плод, а точнее как зеленый урюк с завистью смотрит в мир.

Законы природы всегда верны. Жизнь, данная человечеству, не остановится. По истечении жизни каждый настоящий день превращается в прошлое, вчера сменяет сегодня:

Мовийланди кейин барчаси…

Болалигим термулди маҳзун:

Қорачиғи — туннинг парчаси,

Илк севгиси киприкдек узун.

(Потом все стало голубым, Мое детство смотрит с сожаленьем, Зрачок как осколок ночи, Первая любовь длиннее чем ресницы)

Поэт пишет: «Потом все стало голубым…».Если с помощью зеленого цвета поэт изображал первые самостоятельные шаги человека, самые волнующие моменты в его жизни, то голубой цвет символизирует безграничность, задумчивость. А в следующих полустишиях смешение белого, зеленого, голубого цветов, потускнение света, начало спокойного течения жизни послебурного детства выражается посредством прекрасных сравнений:

Кейин аста хира тортди нур,

Аралашди оқ, яшил, мовий,

Болаликдан кейинги умр

Дарёдек тинч оқа бошлади.

(Свет постепенно потускнел, Смешались белый, зеленый, голубой, Жизнь после детства, Начала течение как спокойная река)

Однажды человек начинает осознавать, что жизнь бывает, не только красива, но и беспощадна.Что бы ни случилось, какими бы красками не наполнялся собственный мир в течение времени, он для человека дорог. Так как личность на протяжении всей своей жизни приобретает много друзей и столько же врагов. В конце стихотворения «лирическое Я» обращает внимание на прожитый жизненный путь. Краски, которые стали родными и дорогими на протяжении жизни, врывались в его сны как «вихри»:

Фақат баъзан бу азиз ранглар

Тушларимга солар қасирға,

Оппоқ болиш устида ёнар

Кўздан оққан томчи — исирға.

 (Только изредка краски родные, Вихрем проносились в моих снах, Горели на белой подушке, Сережки, что текли по щекам)

Смешение цветов во снах «лирического Я», «вихрь», а точнее смерч обретший покой, тревожность души являются намеком на моменты старости жизни человека.

В вышеизложенном стихотворении Хуршида Даврона дорогие и душевные моменты жизни человека, гармонируя с цветом, делятся на своеобразные части. В каждой строке в цветовом изображении можно увидеть гармоничность сознания и выражения. Автор, в своих стихах, сплотив воедино символ и иносказание, показал нам единство, целостность человека и природы.

Литературовед Салохиддин Мамажонов утверждает: «То, какие изобразительные средства выбирает поэт, и каким образом их использует, зависит от мировоззрения, идеи, поэта, его отношения к происходящему, своеобразного видения, восприятия, способа понимания и объяснения, художественного мышления, качеств, особенности образа переживаний его лирического героя то есть, связан с особенностью стиля поэта». Действительно, в стихотворениях Хуршида Даврона уместно использованы такие изобразительные средства как: сравнение, олицетворение, эпитеты. В зародившейся поэтической идее автора в художественной гармонии изображается лирическое отражение человеческих чувств, отношение «лирического Я» к событиям его жизни.

Сборник стихов «Глаза Тумарис» Хуршид Даврон разделил на четыре части. В стихотворении, начинающегося со строки «Ночь над пастбищем», входящего в раздел под названием «Весна» поэт описал красоту пейзажа одной ночи на пастбище. Поэт умело использует изобразительные средства речи, эпитеты: сияние нового месяца, ржание белой лошади, веселье жеребенка цвета инея, запах, распространяющийся от ветки дерева. Создается впечатление, что вы видите эти картины, как будто они перед вами, нарисованы на холсте художника.

Яйлов узра кеча..

Ҳилол чарақлар…

Оқ бия бошини кўтарар кишнаб –

Кўзи ярақлар…

(Ночь над пастбищем, Сияет молодой месяц, Заржав, белая лошадь подняла голову, Глаза ее сверкали)

Яшашдан маст гўё

Қировранг тойчоқ..

Чеки йўқ кечани

Забт этиб борар

Хушбўй бир бутоқ.

(Будто опьянён жизнью, Жеребенок цвета инея, Безграничную ночь, Покоряет, Благоуханная ветка)

В описании ночи поэт использует сравнение «Белый шиповник раскачивается как лодка», олицетворения «Приятно пахнущие ветра, пронзают грудь, из которой капает роса». Такие образные выражения как бег «вприпрыжку жеребенка, цвета инея», «перешептывания веток» символично описывают наступление весны, но с помощью различных изобразительных средств автор постепенно подводит нас к этому, и лишь в последних строках мы можем увидеть, что писатель, действительно говорит о весне.

Яйлов узра кеча…

Баҳор…

Ой…

Адир…

Титраб- титраб бўйин томиригача

Отлар ўтлаётир…

(Над пастбищем ночь, Весна, Луна, Холм, Трепеща каждой жилкой на шее, Пасутся кони)

Известно, что весна — это начало нового дня, возрождение жизни. Все живое на земле — от самого маленького насекомого до разумного человека, счастливы встрече с весной. Лошади, жеребята, холмы, маленькая веточка — это поэтические образы весны, тех частиц матушки-природы, по которым скучает автор.

Вторую часть вышеуказанной книги Хуршид Даврон называет «Лето». В стихотворении, начинающаяся со строк «Слепая ночь» поэт также мастерски использует описательный метод.

Сўқир кеча. Нурафшон осмон.

Кўзда ёниб юракда бори

Тупроқ йўлдан қайтмоқда деҳқон,

Юз — кўзида дала ғубори

(Слепая ночь. Ясное небо, Все, что на сердце излучают глаза, Дехканин возвращается по пыльной дороге,)

После прочтения этих строк в вашем сознании всплывают картины пыльных дорог, окутанного в пыли дехканина, который идет по ним. Непроизвольно вы представляете тяжелый трудовой день дехканина, который работает от рассвета до заката.

«Стиль — нестареющая новизна видения мира, изображения и восприятия людей поэтом. То есть художественность — неповторимый стиль» — утверждает литературовед Абдугафур Расулов. Читая следующие строки стихотворения, представляешь, идущего издалека дехканина, который идет на зов мелькающего огонька из родного дома, где бессонная жена ждет своего супруга и двух его дочерей, которые уснули, не дождавшись возвращения отца.

Олисларда милтирар чироқ –

Ўша чироқ атрофида жим

Уни кутар хотини мудроқ,

Ухлар икки қизи қувончи.

(Вдалеке виднеется огонек, Вокруг которого в тишине, Дремлет в ожидании его, жена, Спят две дочки его радости)

Действительно, анализ стихотворений Хуршида Даврона, позволяет рассмотреть своеобразие и гармонию во взаимоотношениях человека и мира. Поэт признаёт истину мира в простоте. Поэт отличается своеобразием стиля в изображении природных явлений с помощью иносказательных образов, раскрытии характера поэтических символов.

Список литературы

  1. Мамажонов.С.Услуб жилолари.Ғ.Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти.Т.: 1972. Б.79.
  2. Расулов А. Бадиийлик – безавол янгилик — Т.:Шарқ НМАК бош таҳририяти, 2007. –Б. 118..
  3. Хуршид Даврон. Қадрдон қуёш — Т.:Ғ.Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1979. –Б. 5.
  4. Хуршид Даврон. Тўмариснинг кўзлари — Т.:Ёш гвардия нашриёти, 1984. –Б. 12

Оставьте комментарий