Искусство рассказа: чему мы можем поучиться у русских

The Spectator, Великобритания

Вив Гроскоп (Viv Groskop)

Это настолько отличная идея, что непонятно, почему такая книга не появилась раньше. Признанный критиками успешный писатель, также оказавшийся высоко востребованным преподавателем художественной литературы, излагает программу своего сверхпопулярного курса «Как писать» так, что теперь он доступен каждому. В книге приводятся также и обсуждаемые тексты. Вау. Эта книга должна стать лучшим справочником по литературе всех времен. Она прекрасно разработана для экзамена, который все мы сдаем, даже этого не понимая, — для жизни.

В книге «A Swim in a Pond in the Rain» (Плаванье в пруду во время дождя) вы увидите комментарии Сондерса (очаровывающие и захватывающие) и перевод семи рассказов четырех авторов: «На подводе», «Крыжовник» и «Душечка» Чехова, «Хозяин и работник» и «Алёша Горшок» Толстого, «Нос» Гоголя и «Певцы» Тургенева.

В книге очаровательно нелепое количество рамочек. Это руководство по творчеству, которое ни в чем не уступает «Как писать книги» Стивена Кинга. Книга — мимолетный взгляд на то, как мыслит великий писатель (его «Линкольн в бардо» в 2017 году получил Букеровскую премию), и необыкновенное размышление о нашей жизни в качестве читателей. Это также увлеченный спор о неиссякаемой мощи классического рассказа русской литературы. Во времена, когда множество действующих из лучших побуждений читателей просидели несколько месяцев на изоляции и так и не смогли дочитать «Войну и мир», Сондерс успокаивающе шепчет: «Вот прекрасный рассказ Чехова на 11 страниц. У тебя, разумеется, есть на него время».

В прошедшие 20 лет Сондерс преподавал трехгодичный курс по русскому рассказу XIX века в переводе. Он выбирает шестерых студентов из 700 подавших заявление в Сиракузском университете в Нью-Йорке. Эта книга позволит вам посидеть на первой парте во время его занятий. Во время чтения я была также восхищена, как студентка из «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» в момент, когда она опирается на локоть и оказывается, что на ее веках написано «Я люблю тебя». В чем миссия Сондерса? Рассказать всем, что великая литература должна изменить тебя морально и этически. Это должна быть «такая история, в которой ты сможешь сыграть значительную роль, в которой у тебя есть обязанности». Это не должно быть срочным или спорным, но это так.

Выбранные тексты прекрасны. В «Носе» Гоголя коллежский асессор Ковалев узнает, что его нос покинул его лицо и разгуливает по Петербургу в костюме высокопоставленного чиновника. Так, с помощью Сондерса, мы понимаем, что у рассказа необязательно должен быть смысл, чтобы он имел значение. В чеховском «На подводе» разочарованная учительница переживает внезапный всплеск воспоминаний. Так мы узнаем о красоте и трагичности мимолетного момента озарения. В «Хозяине и работнике» Толстого мы видим человека, ожившего только при угрозе смерти. «Такой рассказ я бы хотел написать, — комментирует Сондерс. — Рассказ, который перестает быть литературой и становится жизнью». Плаванье в пруду, появляющееся в названии книги, пришло из «Крыжовника» Чехова. Этот рассказ сам был вдохновлен «дикими плаваниями» с Толстым.

Великие русские писатели блистают в книге, но настоящая звезда в ней — Сондерс. Он выражает свои мысли одновременно чрезвычайно интеллектуально и приземленно. Он, похоже, знает почти все, но он скромен. Сондерс ни разу не читал ни один из этих рассказов в оригинале и не стремится. Он постоянно смеется над своими собственными проблемами как писателя, так и человека. Он веселый человек. Он смотрел множество фильмов. Он будет ссылаться на «Каратэ-пацана» или «Роки» так же часто, как на «Илиаду», может даже в одном предложении. Он объяснит традицию русского сказа, форму повествования, опирающуюся на устную традицию и выдвигающую на первый план мастерство рассказчика, а потом заявит, что, в сущности, это все похоже на то, как Саша Барон Коэн (Sacha Baron Cohen) делает «Бората». Он поразительно авторитетный спутник, он преподает с легкостью и хочет, как и лучшие учителя, чтобы ты чувствовал, что он тоже учится вместе с тобой. Очень редко выдается почитать книгу, которая понравится вам настолько, что вы будете считать ее идеальной. «Плаванье в пруду во время дождя» — как раз такая книга.

Сондерс полностью избегает политики идентичности, которая обычно является обязательным компонентом современных курсов по художественной литературе. Хорошо это или плохо? Мне кажется, хорошо. Это старый подход, иногда они оказываются правильными. Из 22 двух книг, приведенных в конце книги в списке «других источников», только две написаны женщинами. (Одна из них — невестка Толстого, а другая — Фланнери О’Коннор (Flannery O’Connor)). Тут критиковать Сондерса не стоит. Во-первых, из-за его собственной репутации писателя, а во-вторых, сложно говорить о разнообразии и инклюзивности в контексте России XIX века. И если, как следует из списка, Сондерс хочет, чтобы мы прочитали Дэвида Мэмета (David Mamet), Милана Кундера (Milan Kundera), Генри Джеймса (Henry James) и книгу Дейва Хики (Dave Hickey) «Воображаемая гитара: эссе о культуре и демократии» (Air Guitar: Essays on Art & Democracy), пусть будет так.

Согласно подходу, к которому он обращается на протяжении всей книги, вам нужно предлагать собственные отсылки, а это, похоже, его. В любом случае Сондерс достаточно приятен как писатель и как читатель-попутчик, так что вы всем сердцем верите тому, что он пишет. Доктор Джонс, я беру это. И заверните еще нюхательный табак.

Рауль Мир-Хайдаров избран почетным академиком Российской академии естественных наук (РАЕН)

Рауль Мир-Хайдаров — писатель, заслуженный деятель искусств, лауреат премии МВД СССР. Издал более трех десятков книг в главных издательствах страны: «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Художественная литература». Его книги переводились на иностранные языки и языки народов СССР. Есть книги, изданные на грузинском, каракалпакском, узбекском. Рауль Мир-Хайдаров — лауреат Литературной премии МВД СССР (1989 год), заслуженный деятель искусств (1999 год). Общий тираж его книг превышает 5 000 000 экземпляров.

Широкую известность писателю принесла серия политических детективов о мафии. Первый из них — «Пешие прогулки» — вышел в 1988 году в «Молодой гвардии» с предисловием известного критика и редактора журнала «Континент» Игоря Виноградова. Этот роман на сегодняшний день выпущен 18 изданиями (из них 4 раза по 250 тысяч экземпляров) и продолжает издаваться. Он — обладатель одной из самых больших частных коллекций современной живописи в России.
Одна из улиц его родного Мартука названа именем Рауля Мир-Хайдарова. Там же открыт литературный музей писателя.

Уильям Джиральди. Оруэлл — мудрец 20 века.

077Романы «Скотный двор» и «1984», несомненно, стали венцом разоблачений, о которых пишет Пауэлл, однако ни один знаток творчества Оруэлла не станет оспаривать того, что гений Оруэлла лучше всего раскрыл себя не в романах, а в политических/литературных эссе, а также в его сборниках публицистики: для сборников «Дорога на Уиган-Пир» («The Road to Wigan Pier») и «Памяти Каталонии» («Homage to Catalonia») характерна та легкость и непринужденность стиля и естественность формы, которых порой недостает его романам. И косая черта в предыдущем предложении появилась там вовсе не случайно, поскольку, подобно Лайонелу Триллингу (Lionel Trilling) и Исайе Берлину (Isaiah Berlin), Оруэлл понимал – и блестяще доказал в своих эссе, посвященных Диккенсу и Киплингу – что политика и литература тесно связаны друг с другом и всегда обращены одновременно в прошлое и будущее. Далее

Не пора ли прекратить шумиху о том, получит ли Харуки Мураками Нобелевскую премию?

002     Несомненно, Нобелевская премия — это событие, которое демонстрирует всему миру способности японцев. Тем не менее в этой шумихе мне видится падение культурного уровня, гниение души и моральное разложение. Далее

Почему Толстой не стал нобелиатом?

077    В связи с присуждением Нобелевской премии по литературе 2015 года (по мнению нашего сайта посредственному)   Светлане Алексиевич и возникшими по этому поводу дебатами, возникает мысль, что ни в СССР, ни теперь в России не особенно радуются присуждению премии своим литераторам. Каждый раз нобелиат сталкивается с критикой, прежде всего — дома, на родине. По мнению Фредрика Вадстрема (Fredrik Wadstr?m), журналиста Шведского радио, это связано с неприсуждением Нобелевской премии Льву Толстому. Далее

Опять о львах и шакалах или кыргызские ученики Геббельса

087   История со «львами и шакалами», рассказанная в «МК» три недели назад (читайте здесь), получила неожиданное продолжение. Местные националисты не придумали ничего лучше, кроме как обвинить меня в разжигании межнациональной розни. Дело дошло до угроз и оскорблений со страниц кыргызскоязычной прессы. В частности, газета «Фабула» посвятила моей персоне не одну публикацию, обозвав меня «сартом», который «прилично потрепал репутацию великодушных кыргызов». Примечательно, что после серии подобных опусов главред этого «боевого листка» указом премьер-министра был переведен на должность руководителя правительственной газеты «Кыргыз Туусу». И кто-нибудь теперь посмеет отрицать, что национализм в Кыргызстане развивается не на государственном уровне? Далее

Мехмет Сакин. Киберкультура отрывает нас от жизни?

062Часто, особенно в канун того или иного торжества, мы с тоской вспоминаем о старых добрых временах. Мы сравниваем наше поколение с новым, приходим к выводу, что прежние обычаи, устои были лучше, вспоминаем о том, как важно проявлять уважение к старшим, любить детей, и сожалеем, когда новое поколение сторонится нашей традиции целовать руки старших членов семьи. Далее

Геббельс на кыргызском ТВ: Главный госканал в Кыргызстане пропагандирует нацизм

05В декабре 2014 года на киргизском государственном телеканале ОТРК прошла программе «Тоолуктардын ток-шоусу» («Ток-шоу горцев»), на которой ведущий и гость студии рассуждали о различиях между этносами, представители которых проживают в Кыргызстане. Представителей титульной нации сравнили со львами, а остальных: узбеков, уйгуров, дунган – с шакалами. «Библиотека Хуршида Даврона» перепечатывает статью главного редактора «МК-Азия» Улугбека Бабакулова, которая вышла в сегодняшнем номере газеты, и публикует видеозапись этой телепрограммы.

Далее

Коди Делистрати. О пользе рассказов («The Atlantic «, США)

09

Почему на протяжении всей истории человечества людей так привлекают вымышленные истории? Рассказы могут заполнять жизнь человека эмоциями. Повествование, особенно в художественной литературе, позволяет человеку заглянуть в чье-то сознание, понять образ мышления других людей. Рассказы могут укрепить наши убеждения и представления, хотя чаще всего они вступают с ними в противоречия. Далее

Узбек Сардор Милано (Ишмухамедов) — победитель музыкального шоу «Главная сцена»

05
На телеканале «Россия 1» завершился суперфинал музыкального конкурса «Главная сцена». Сотни начинающих исполнителей и коллективов боролись за место в командах четырех наставников: Константина Меладзе, Игоря Матвиенко, Максима Фадеева, Виктора Дробыша и Уолтера Афанасьева, работающих в разных жанрах. Но в итоговой вокальной схватке сразились только пятеро участников — по одному от каждой команды продюсеров: Сардор Милано, Александр Иванов, Арсен Мукенди, Ксения Дежнева и группа «Моя Мишель». Далее

Умер Боливар с пером в руке & Короткие рассказы Эдуардо Галеано

021Уругвайский писатель Эдуардо Галеано скончался в возрасте 74 лет. Его произведение «Вскрытые вены Латинской Америки» стало классикой политической литературы. Сенатор и бывший президент Уругвая Хосе Мухика (Jos? Mujica) охарактеризовал писателя, как человека, который «в течение последних 40 лет прославлял нашу страну в Латинской Америке», добавив, что Галеано был «самоучкой, постоянно оттачивавшего свое мастерство и по уровню превзошел иных профессиональных литераторов». Далее

Вадим Кожинов. Нобелевский миф

033

За девяносто лет своей деятельности шведские эксперты удостоили премий двух писателей Азии и также двух писателей Африки. И это не может не удивить. Ведь в Азии немало стран с многовековой, даже тысячелетней литературной традицией — Япония, Китай, Индия, Иран и др.; между тем в Африке дело обстоит совсем иначе. И одинаковое количество выдающихся, достойных высшей награды писателей и на том, и на другом континентах выглядит совершенно неправдоподобно; оно может быть объяснено только тем, что шведская академия специально осуществила четыре чисто «показные» акции, стремясь убедить людей в своей — на деле мнимой всемирности. . Далее