Накнуне социальные сети облетело печальное известие: не стало сэра Терри Пратчетта, британского писателя, чьими книгами зачитывались любители фантастики в разных уголках планеты.
Наибольшую известность Пратчетту принёс цикл романов «Плоский мир» — 40 романов, 5 рассказов, 4 карты и атласа, 10 справочников и одна поваренная книга.
По сути изначально автор создавал пародию на фэнтези, а получилось произведение, совершенно отделившееся от изначального жанра, с набором шуток и аналогий на все темы жизни и истории нашего общества: от истории пирамид Египта до известных кинолент Голливуда и примеров из классической философии.
Мы решили сделать подборку технологий и устройств из книг выдающегося мастера литературы ХХ века. Потому что вряд ли вы где ещё найдёте такое многообразие аналогий с реальным миром.
1. Телекоммуникации
Жители Плоского Мира создали для передачи писем и сообщений некоторое подобие механизированного телеграфа, использовавшего световые сигналы (встречается в книгах «Пятый элефант», «Ночная стража», «Бац», «Правда», «Монстрячий взвод», «Опочтарение») — сообщения передавались при помощи семафорных башен. Не все читатели книг в курсе, что аналогичный принцип работы был положен в основу реально существовавшего семафора братьев Шапп.
Прибор представлен был ими в 1792 г. Национальному Конвенту под названием семафора (носителя знаков). Как часто бывало в то время, первичным предназначением новинки стала передача информации с поля боевых действий. Первая линия системы была устроена в 1794 г. из Парижа в Лилль и первое извещение на ней было получено Карно о взятии французами в тот же день утром (1 сентября) города Конде у австрийцев.
В Плоском Мире система охватывала всю страну, а в реальности французы на расстоянии 225 км создали 22 башни с шестами и подвижными планками. Для передачи одного знака требовалось при этом около 2 минут. Вскоре построены были и другие линии, и система братьев Шапп обеспечивала передачу депеш из Парижа до Бреста за 7 минут, а от Берлина до Кёльна — за 10 минут. Как и в книгах Пратчетта, сообщение «читали» пользуясь зрительными трубами.
Как ни странно, но несмотря на основной недостаток оптической телеграфии — отсутствие видимости в туман или сильный дождь / снег — оптическим телеграфом в реальном мире пользовались до середины XIX века, а в Российской империи — до начала 1860-х годов.
Кстати, «щёлкающие башни» в Плоском Мире — ещё и аналогия с интернетом в мире реальном. Так, например, организации, поставившие свои собственные семафорные башни, имеют личные адреса с аббревиатурой c-mail (с — от (англ. clacks) — щелчок). В книгах упоминаются с-mail главного редактора анк-морпоркской газеты «Таймс» Уильяма де Слова: WDW@Times.AM и убервальдской ассоциации Игорей «We R Igors»: Yethmarthter@?berwald.
2. Биопротезирование
Двацветок, один из главных персонажей книги «Цвет волшебства», использует вставные челюсти, которые часто меняет, а привёз он их на Безымянный континент из города Анк-Морпорка. Другие герои и жители Плоского Мира в использовании протезов не замечены.
В реальном мире использование вставных челюстей началось задолго до появления книг Терри Пратчетта, причём существует несколько различных способов изготовления и крепления зубных протезов (начиная от полного моделирования человеческой челюсти и до частичных протезов, более известных в быту как «полумосты»).
3. Создание роботов
Если в обычной жизни человечество не первое десятилетие занято созданием роботов и даже попытками привить им интеллект и умение принимать осознанные решения, то в романах из цикла «Плоский Мир» эта роль отведена големам. Големы Плоского Мира — искусственные человекообразные существа, создаваемые из глины, которым надо было вложить «программу» в виде слов.
Любопытно, что после конфликта с главами ключевых религиозных культов Плоского Мира выпуск новых големов прекратился, потому в популярном цикле романов Пратчетта големы покрыты заплатками и оснащены заменёнными частями.
Говорить они по большей части не умеют, хотя есть техническая возможность для этого (некоторые из големов — самостоятельные персонажи в книгах Терри Пратчетта, в частности, есть такой герой в «Опочтарении»).
4. Блогинг и «вирусные» СМИ
Сноуден и Ассанж в реальном мире? Китайские блогеры, спасающиеся от судебного преследования? Можно сказать, что Пратчетт и это предвидел. Интернета, конечно, в Плоском Мире не было, зато был свой опальный автор — всё тот же Двацветок. По возвращению из длительного путешествия, Двацветок опубликовал путевые заметки — книгу под названием «Как я провёл отпуск», где описал свои приключения в ходе путешествия по Диску (литературному антиподу Земного шара). В ходе происходившего в романе «Интересные времена» Двацветок был арестован за публикацию своих путевых заметок — власти сочли его творчество и печатные материалы опасным подстрекательством к бунту.
5. Передача изображения
После своего путешествия Двацветок привозит на Безымянный континент иконограф — устройство, которое можно смело назвать аналогом телевизора. Вообще помимо телевидения, в книгах из цикла есть огромное количество пародийных аналогий с кинематографической индустрией:
Во время событий книги «Движущиеся картинки» алхимики изобрели способ получения октоцеллюлозы, из которой можно получать тонкую, прозрачную плёнку. В дальнейшем они разработали специальное устройство для производства движущихся картинок (кинофильмов) с помощью целлулоидной плёнки. При помощи специального иконографа с ручкой, в котором находятся не один, а сразу несколько бесов, на ленте из целлулоида получается ряд снимков движущихся объектов, быстро следующих один за другим с постоянной скоростью; снимки эти затем с такой же последовательностью и скоростью проецируются на экране и вызывают впечатление движущихся предметов. Таким образом зритель видит на экране предметы в движении.
Бесов должно быть шестеро: двое рисуют, а четверо дуют на изображение, чтобы оно просохло. Потому что на подходе следующая картинка. Всякий раз, как поворачивается ручка, полоска прозрачной плёнки перематывается на одно деление для следующей картинки. Ручка также приводит в движение маленькое колёсико с кнутиками. Только так и можно заставить бесов работать. Бесы — крайне ленивые твари.
Оператор, снимающий на камеру фильм, называется рукоятором. Вращая ручку с определённой скоростью, рукоятор передвигает плёнку, на которой бесы очень быстро рисуют всё, что происходит перед объективом иконографа. На короткий период расцвета индустрии Движущихся картинок успела даже возникнуть гильдия рукояторов.
Поскольку бесы рисуют цветные изображения, эпоха чёрно-белого кино миновала Плоский мир.
Движущиеся картинки так и остались «немым кино», попытки добавить звук к изображению не увенчались успехом. К примеру, для озвучивания попытались приспособить зелёных очудноземских попугайчиков, имеющих практически неограниченный объём памяти. Несмотря на то, что они были наделены способностью запоминать и худо-бедно воспроизводить сказанное, их, однако, нельзя было выключить, а потому они продолжали болтать всё подряд, не только перевирая услышанное, но и выдавая поразительно складные оскорбительные фразы, которым их могли обучить наглые рукояторы.
Чтобы смотреть движущиеся картинки, используется яркий свет саламандр (плоскомировой аналог проекционной лампы). Саламандра поглощает свет, а испугавшись, излучает его. Когда плёнка продвигается, специальная заслонка щёлкает взад-впёред, саламандры пугаются и их свет проходит сквозь плёнку, потом через линзу и попадает на экран.
Быстро развивающаяся индустрия движущихся картинок была сосредоточена в Голывуде — месте на побережье Круглого моря в тридцати милях от Анк-Морпорка. Первой компанией, начавшей съёмки в Голывуде была компания «Интересные и Поучительные Картинки», директором которой был глава гильдии алхимиков Томас Зильберкит.
Думаем, здесь все узнали и процесс съёмки фильмов на кинокамеру, и даже некоторые названия профессий и компаний, занимающихся кинопроизводством. Если почитать книги Пратчетта, таких курьёзов вы обнаружите ещё больше.
6. Коррекция зрения
Двацветок во всех книгах цикла, где он появляется, носит очки, за что удостаивается прозвища «четвероглазого» от жителей Безымянного континента, считающих его чудаковатым и странным. Очки — равно как и идею мелкой бытовой оптики — он привёз из промышленного города Анк-Морпорка.
7. Химия, физика, математика и множество парадоксов
Надо сказать, что в литературном наследии сэра Пратчетта можно отыскать просто невероятно большое количество юмора, шуток и даже сарказма на тему физики, математики и других точных наук. Чего только стоит нестандартный взгляд на парадокс, известный как «кот Шрёдингера» в произведении «Кот без дураков»; или шутки о гипотетически существующих сверхсветовых частицах — тахионах (в Плоском Мире свет настолько медленный, что тахионы здесь точно существуют); явление красного смещения (мир для наблюдателя, движущегося со скоростью больше 100 миль в час, становится спереди красным). Добавим сюда магическое поле, из-за которого на магических созданий Плоского Мира нельзя повлиять при помощи железа; чёрные дыры и искривления времени (которыми полны книги) и намёки на ядерную физику — и получим отменный юмор для гиков (помимо богатого слога и увлекательной манеры повествования).
Спасибо, Мастер: без вашего творчества наш технологический мир был бы не таким ярким (хоть и не Плоским). А если вы не читали ни одного произведения Терри Пратчетта (просмотр экранизации «Опочтарения» в счёт не идёт) — самое время это сделать.