Из книги «География мысли» Ричарда Нисбетт & Западная и восточная модели воспитания детей

077    В книге «География мысли» Ричарда Нисбетт (Richard Nisbett) проводит сравнение между восточными и западными обществами и сопровождает свои рассуждения сведениями о том, как и почему отличаются воззрения жителей Востока и Запада. Нижеприведенный фрагмент этой книги может дать ответ на вопрос, почему страны Азии успешны в математике.

Из книги «География мысли»
Ричарда Нисбетт

009

…Дети, которые учатся читать и писать в Америке, обязательно начинают с учебника „Дик и Джейн“ („Dick and Jane“). На первой странице этого учебника изображен маленький мальчик, бегающий на зеленой лужайке, картинке сопутствуют такие строки: „Смотри, Дик бегает. Смотри, Дик играет. Смотри, Дик бегает и играет“. Согласно западному менталитету, это самая естественная базовая информация, которая должна быть передана детям. На первой странице китайского учебника для начинающих обучаться грамоте показан маленький мальчик, который сидит на плечах мальчика постарше. „Старший брат заботится о младшем брате. Старший брат любит младшего брата. Младший брат любит старшего брата“. Когда ребенок впервые встречается с печатными словами, важно передать не индивидуальное действие, а отношения между людьми и особенно между братьями.

В отличие от азиатской практики, которая учит детей гармонично смешиваться с окружающими, американские дети ходят в школы, где каждый ребенок на один день может стать VIP. Японских детей учат практиковать самокритику, чтобы они могли уметь развивать отношения с другими людьми и обрести навыки решения проблем. Позиция перфекционизма через самокритику сохраняется на всю жизнь. Никто не считается профессионалом, пока не проработал в своей профессии десять лет.

В то время как выходцы с Запада обладают зашкаливающей самоуверенностью и крайне довольны собой, жители Азии продолжают стремиться к самосовершенствованию. В ходе одного эксперимента можно было наблюдать, что канадские учащиеся дольше работали над предложенным им заданием, если оно у них получалось, а японцы — если терпели неудачу. Жители Запада могут добиваться успеха в очень немногих делах — тех, которые у них получилось хорошо начать. При этом жители Востока больше склонны получать навыки по всем вопросам и использовать любую возможность для самосовершенствования.

В ходе другого эксперимента специалисты по психологии развития, посетив дома американских и японских семей, попросили родителей поиграть с детьми так, как они это обычно делают. Американки вдвое чаще японок использовали изображения объектов. Японки вдвое чаще американок прибегали к ситуациям, обучающим нормам вежливости (сочувствие и приветствие, например). Беседа американки с ребенком была такой: „Это машина. Ты видишь машину? Тебе нравится? У нее красивые колеса“. Японка говорила: „Вот дрынь дрынь. Я даю это тебе. А теперь дай это мне. Спасибо“. Если американские дети узнают, что мир — это место, в котором много разных объектов, то для японских детей мир — это в основном отношения.

На Западе ребенок с плохими знаниями математики, вероятнее всего, будет считаться лишенным способностей к математике и даже, возможно, к обучению. На Востоке же предполагается, что такой ребенок должен усерднее трудиться, или же что учитель должен работать больше, а может быть, нужно изменить среду обучения.

045

Западная и восточная модели воспитания детей
009

Постоянно мы находим противоречия в восточном и западном, неизменно сравниваем их как противоположности — как день и ночь, как холодное и горячее, как небо и земля. Что правильно, а что нет в воспитании ребенка, также зависит от страны, где он родился.

Если это восточная страна, то воспитание будет мягче, чем в западных странах. На востоке вообще придерживаются лояльного воспитания, то есть как бы наблюдая за ребенком и помогая в развитии. Авторитарный стиль здесь отсутствует. Восточная женщина никогда не будет заставлять ребенка делать то, что он не хочет.

Она будет лишь собственным примером подталкивать ребенка и наставлять на то или иное действие. Но от ошибок там также не уберегают. Для восточного воспитания характерно именно эмоциональное развитие. Ребенок является центром семьи и сплачивает ее еще больше. На востоке семья, как ячейки общества, является культом. Им нужно чувствовать себя частью чего-то большого, целого, коллективного. Таким образом, ребенку с самых малых лет закладывается уважение и почтение к членам семьи, особенно к старшим ее представителям.

Западное представление о воспитании детей основывается именно на весе родителей в семье. Авторитет родителей неоспорим, их решение является единственно верным. Если, к примеру, мама с папой решили, что дочь будет великой теннисисткой, то ребенка все детство будут заставлять заниматься теннисом и добиваться больших успехов в нем. Пример, конечно, немного утрирован, но суть остается верной. Западное воспитание вообще ориентировано на подготовку детей именно к успешной жизни. Ребенок сызмальства настроен на то, что нужно будет непременно бороться и добиваться победы во всем. Западные дети очень рано готовы уйти из семьи и жить самостоятельно, в отличие от восточных семей, где дети в основном находятся с родителями большую часть своей жизни. Если в восточной семье отношения родителей и детей основываются на духовном начале, то на западе они носят скорее партнерский характер.
Таким образом, восточные дети растут более спокойными, умеют ценить свободное время, любоваться природой, развиты эмоционально больше. Западные же дети растут с логическим складом ума, стремясь во всем быть первыми. Престиж для последних главнее всего, а такие мелочи, как дуновение ветерка, красивые цветы и тому подобное уже перестают иметь ценность для западного ребенка.
Какое же воспитание лучше? Как и во всем здесь действует принцип гармоничности.

Непосредственно он лежит в основе педагогического процесса. Зачастую пальма первенства не нужна в дальнейшем, а человек впоследствии разочаровывается, наконец-то получив ее. Но с другой стороны, отсутствие воспитания подобных качеств в ребенке приводит к неспособности уже во взрослой жизни к самостоятельному принятию решения, происходит перекладывание ответственности на чужие плечи. Так что, просто необходимо все же найти золотую середину и заимствовать элементы как из западной, так и из восточной модели воспитания. Самое главное, нужно просто любить своих детей, а остальное придет со временем.

Источник: www.hotinet.ru

065

Оставьте комментарий