В возрасте 77 лет скончался итальянский кинорежиссер Бернардо Бертолуччи, сообщает «Корьере делла сера» (Corriere della Sera). Многие его фильмы вошли в историю, а иные, например, «Последнее танго в Париже», вызывали бурные споры. В 1987 году Бертолуччи был награжден премией «Оскар» за байопик «Последний император».
Наибольшую известность ему принесли фильмы «Конформист», «Последнее танго в Париже», «Ускользающая красота» и «Мечтатели». Бертолуччи был известен тем, что в своем творчестве часто обращался к табуированным формам человеческой сексуальности — инцесту и гомосексуальности.
В 1988 году фильм Бертолуччи «Последний император» получил девять статуэток «Оскар», среди которых «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший адаптированный сценарий».
Режиссер — также лауреат престижных премий «Золотой глобус», BAFTA, Берлинского и Венецианского кинофестивалей. В 2011 году Бертолуччи получил почетный приз Каннского кинофестиваля, в 2013 году был удостоен звезды на голливудской Аллее славы.
Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci) родился 16 марта 1940 года (по другим данным — 1941 года) в Парме (Италия). Его отец Аттилио Бертолуччи — поэт, кинокритик и профессор истории искусств, поощрял интерес Бернардо к фильмам, часто брал его с собой на съемки. Первой пробой работы в кино Бернардо стали его любительские фильмы на 16-миллиметровой пленке «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958).
В 1960-1962 годах Бернардо Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета.
В студенческие годы он писал стихи. За сборник «В поисках загадки» (In cerca del mistero, 1962) Бертолуччи получил премию Виареджо.
Близкое знакомство с режиссером Пьером Паоло Пазолини позволило ему стать ассистентом режиссера на съемках фильма «Аккаттоне» (Accatone, 1961).
В стиле Пазолини Бертолуччи снял первый полнометражный игровой фильм «Костлявая кума» (La Commare Secca, 1962) — социологический репортаж об обитателях римского дна.
Затем он поставил свой второй фильм «Перед революцией» (Prima Della Rivoluzione, 1964), снял полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод» (La Via del petrolio, 1965-1966), работал над незавершенным фильмом «Канал» (II Canale, 1966), поставил короткометражный игровой фильм «Агония» для альманаха «Любовь и гнев» (Amore E Rabbia, 1967).
В 1968 году вышел его фильм «Партнер» (Partner) — вольная экранизация повести «Двойник» Федора Достоевского.
На рубеже 1960-1970-х годов режиссер примкнул к движению итальянского политического кино, что отразилось в «Стратегии паука» (La Strategia Del Ragno, 1969), развернутой экранизации наброска Хорхе Борхеса, и «Конформисте» (II Conformista, 1970), адаптации одноименного романа Моравиа.
Известность получила его лента «Последнее танго в Париже» (Last Tango In Paris, 1972) — романтическая версия современной трагедии любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. В США фильм вошел в десятку самых кассовых кинокартин 1973 года. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер.
В 1976 году он снял эпопею «Двадцатый век» (Novecento) — сагу о борьбе социальных классов в Италии, сюжет которой охватывает три четверти XX столетия. Затем вышли его фильмы «Луна» (La Luna, 1979) и «Трагедия смешного человека» (La Tragedia Di Un Uomo Ridicolo, 1981).
После переезда в Англию на материале китайской истории Бертолуччи создал аналог «Двадцатого века» в азиатском преломлении — картину «Последний император» (Last Emperor, 1987), получившую девять «Оскаров». Бертолуччи лично удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также работа режиссера была отмечена премией «Золотой глобус».
В 1990 году он создал психологическую драму на африканском материале «Под покровом небес» (The Sheltering Sky). В 1993 году на экраны вышел «Маленький Будда» (Little Buddha).
После 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота» (Stealing Beauty, 1995) — своеобразную антологию ведущих тем и мотивов собственного творчества.
Затем им были созданы «Осажденные» (Besieged, 1998) и Мечтатели» (The Dreamers, 2003).
В проекте 2002 года «На 10 минут старше» он снял новеллу «Виолончель» (Ten Minutes Older: The Cello).
В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я» (Me and You), снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.
Режиссер является соавтором сценариев всех своих картин.
В мелодраме «Триумф любви» (The Triumph of Love, 2001), снятой его второй женой Клэр Пиплоу, Бернардо Бертолуччи выступил как соавтор сценария и продюсер фильма.
Творчество режиссера было отмечено престижными кинематографическими наградами. Он является обладателем премий «Оскар» (1988 — две награды), «Золотой глобус» (1988), BAFTA (1989), Берлинского международного кинофестиваля (1970 — две награды), Венецианского кинофестиваля (1997, 2007), «Сезар» (1988), МКФ в Локарно (1997), Итальянского национального синдиката журналистов (1973, 1988, 2013) и др.
В 2011 году Бертолуччи получил почетный приз Каннского кинофестиваля, в 2013 году был удостоен звезды на голливудской Аллее славы.
В 2014 году на проходившем в Риме 14-м саммите лауреатов Нобелевской премии мира Бернардо Бертолуччи был отмечен Премией мира (Peace Summit Award) за его вклад в области прав человека.
Бернардо Бертолуччи женат вторым браком. Его первой супругой была Адриана Асти. С 1978 года он женат на режиссере и сценаристе Клэр Пиплоу.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
СНИМАТЬ — ЗНАЧИТЬ ЖИТЬ
Шесть культовых фильмов Бернардо Бертолуччи
Сегодня, 26 ноября возрасте 77 лет скончался известный итальянский кинорежиссер, драматург и поэт Бернардо Бертолуччи.
“Снимать – значит жить”, – говорил гениальный Бертолуччи. Кино действительно стало для итальянца любимым делом всей жизни. О таланте и огромном вкладе режиссера в мировое киноискусство свидетельствуют множественные награды: Бернардо Бертолуччи удостоен премий Оскар, Золотой глобус, Сезар, Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и Золотого льва Венецианского кинофестиваля.
В день рождения Бернардо Бертолуччи НВ STYLE предлагает вспомнить шесть культовых фильмов итальянского режиссера.
Конформист
(Il conformista, 1970, драма)
Действия разворачиваются в 1938 году. Главный герой фильма Марчелло Клеричи поступает на службу к фашистам и получает задание ликвидировать итальянского профессора-антифашиста Квадри. Клеричи знаком с Квадри, поскольку учился в университете, в котором преподавал профессор. Выполняя задание, Марчелло начинает осознавать, как поразительно государственное насилие похоже на сексуальное, жертвой которого герой оказался в детстве. В 1971 году картина была удостоена национальной итальянской кинонаграды Давид ди Донателло как лучший фильм года.
Последнее танго в Париже
(Ultimo tango a Parigi, 1972, драма)
Скандальная эротическая кинолента, в свое время запрещенная к показу во многих странах. Действие фильма происходит в Париже конца 60-х. 45-летний американец, который не может осознать смерть жены, знакомится с молодой, странной и эксцентричной француженкой. Между героями завязывается роман, переходящий в невероятную страсть…
Двадцатый век
(Novecento, 1976, драма, криминал)
Двадцатый век – монументальный пятичасовой фильм о дружбе сына бедных крестьян Олмо и сына богатых помещиков Альфредо. Несмотря на различия в социальных классах, парни смогли пронести дружбу через года. Юность ребят пришлась на период Первой мировой войны, а зрелость – на расцвет фашистской Италии. Главных героев картины сыграли Роберт Де Ниро и Жерар Депардье.
Последний император
(The Last Emperor, 1987, драма, биография, история)
Фильм рассказывает о жизни последнего императора Китая Пу И, который не мог покидать стены своего дворца, однако стал частью великой истории XX века. Картина получила девять статуэток Оскар в номинациях Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучший адаптированный сценарий, Лучшая музыка, Лучшая операторская работа, Лучший монтаж, Лучшая работа художника-постановщика, Лучший дизайн костюмов и Лучший звук.
Ускользающая красота
(Stealing Beauty, 1996, мелодрама)
После самоубийства матери молодая американка отправляется в Италию. Там героиня попытается разгадать смысл загадочной записи, оставленной в дневнике мамы-поэтессы. Девушка проведет лето на вилле друзей семьи, найдет своего отца и потеряет девственность. Искренняя и тонкая драма Бертолуччи заняла почетное место в культурной жизни 90-х.
Мечтатели
(The Dreamers, 2003, драма, мелодрама)
1968 год, Париж. На фоне студенческих демонстраций, уличных страйков и общественных волнений в отдельной квартире у троих молодых людей происходит сексуальная революция. Днями и ночами троица смотрит фильмы и не выходит из дому. Увлечение кинематографом перерастает в психологические и сексуальные эксперименты…