Неповторимые поэтические высказывания Сохраба Сепехри

022

Однажды прочитав стихи Сохраба Сепехри, я на всю жизнь запомнила, как поэт может передавать в стихах погруженность в мир природы, созерцательность, влюбленность в каждый прожитый день, до боли печальный или ослепительно радостный. В коротких поэтических строчка Сохраба Сепехри столько мыслей и оттенков переживаний, что в прозе рассказать обо всем этом было бы невозможно.

044

ssОднажды прочитав стихи Сохраба Сепехри, я на всю жизнь запомнила, как поэт может передавать в стихах погруженность в мир природы, созерцательность, влюбленность в каждый прожитый день, до боли печальный или ослепительно радостный. В коротких поэтических строчка Сохраба Сепехри столько мыслей и оттенков переживаний, что в прозе рассказать обо всем этом было бы невозможно. Поэт рассматривает мир вокруг себя, мечтает в стихах и намерен мчаться вслед за собственной мечтой немедленно.

Я построю лодку,
Спущу ее на воду,
Удалюсь от этой непонятной земли,
На которой не нашлось никого, кто смог бы
Пробудить героев на лугу любви…
…За морями есть город,
В нем беспредельность солнца подобна глазам верующих на рассвете.
В нем поэты являются наследниками воды, разума и света…

Один из самых талантливых поэтов Ирана 20 века Сохраб Сепехри родился в семье А. Сепехри, служащего почтово-телеграфной конторы. Будучи ребенком, он изучал основы музыкальной грамоты, много рисовал, увлекался каллиграфией.
В детстве Сохраб Сепехри надеялся стать архитектором-строителем, но этой его мечте не суждено было осуществиться. Будущий знаменитый поэт и художник Ирана поступил на факультет изящных искусств Тегеранского университета и закончил его с отличием.

Во время учебы в университете Сохраб Сепехри увлекся живописью, а так же издал два поэтических сборника «Смерть цвета» (1951) и «Жизнь снов» (1953). Поэзия первого из них полна символов, а сюрреалистические мечты второго сборника отразили его увлечение кубизмом в живописи.

Первые двенадцать лет после получения образования, Сепехри работал в правительственных учреждениях, живопись и поэзия были только его увлечением. В эти годы поэт путешествовал по Европе и Африке. Уже тогда Сохраб Сепехри всё ярче проявлял себя поэтом и художником, созерцающим мир. Он, не желая участвовать в экстремистских движениях Ирана, видит и понимает себя частью природы. В стихах и живописных полотнах Сепехри здания и руины, деревья, травы и птицы, крыши, террасы, мечты и прозрачные, почти неуловимые сны; близкие люди, прохожие, странники, к которым поэт обращается с настороженностью, вниманием, небесной любовью и почтением.

Удивляясь вырастающим неподалеку от его жилища цветам, как неожиданно появившимся незнакомым людям, Сепехри изображает природу подкупающе точными словами. Он рисует картины словами так же, как и красками на холстах ? лаконичными штрихами. В его стихах каждое слово несет не только особый смысл, но и особый оттенок настроения поэта.

Что это могут быть за настроения? Грусть, как следствие долгого ожидания; радость, пробуждаемая солнечными днями и любовью; страсть, которую распаляет узнавание женщины. Для поэта каждое прожитое мгновение ? повод для неповторимого высказывания. От его внимательного взгляда прирожденного художника не может скрыться даже крыша полуразрушенного здания! Ему представляется важным и удивительным всё ? каждая мельчайшая деталь окружающего мира. И она же заставляет поэта действовать!

…Я разорву тучи,
Соединю глаза с солнцем, сердце с любовью, темную тень с
прозрачною водою, ветки с ветром.
Соединю сон ребенка и стрекотанье сверчка,
Подниму в воздух бумажных змеев,
Влагой наполню вазы с цветами.
Приду и ласково рассыплю зеленую траву лошадям и коровам,
Изнемогшим от жажды кобылицам принесу ведро росы,
От старого осла в пути отгоню оводов.
Я приду и у каждой стены посажу по гвоздике.
И у каждого окна прочту по стиху.
Каждой вороне подарю по сосне,
Змее скажу, как прекрасны лягушки.
Я буду мирить,
Узнавать,
Проходить путь,
Пить свет,
Любить!

Сохраб Сапехри словно бы сливается душой с окружающей реальностью, передавая в стихах собственную миролюбивую сущность через наиболее близкие ему понятия. Это такие понятия, как ночь, сон, уединение, свет, растения, вода, путь. Основные понятия поэзии Сохраба Сапехри позволяют читателям понимать стихи поэта точно, учитывая главный творческий вектор его новаторской поэзии.

Большое влияние на поэта оказали его путешествия. Поворотным этапом в художественных и мистико-философских исканиях Сохраба стало его пребывание в Японии и в Индии и его знакомство с культурными традициями этих двух стран.

Самыми плодотворными для Сепехри в поэзии и в живописи стала середина 60-х годов. Именно в этот период он написал наиболее значительные из своих поэтических произведений «Звук шагов воды» (1965), «Путешественник» (1966) и «Зеленый объем» (1968). Сохраб Сепехри, хорошо знакомый с буддизмом, мистицизмом и с западными традициями, сумел соединить западный, свободный стиль стихосложения с восточными традициями стихосложения. Он создал стихи, подобным которым в иранской литературе ранее не было.

Зонты закроем.
Зашагаем под дождем.
Души откроем дождю,
Друзей своих под дождем найдем,
Любимых своих под дождем найдем.
Слово скажем и слово напишем, посадим лилию под дождем…
Весь мир увлажняется миг за мигом.
Весь мир омывается.
Скинем одежды,
В воду войдем.

Сегодня поэзия Сохраба Сепехри востребована читателями, авторами Ирана и оказывает на творчество современных иранских писателей большое влияние. Система образов и понятий, созданная Сохрабом Сепехри, постепенно стала вневременной и приобрела большое международное значение.

(Ольга Таир, опубликовано в журнале «Караван» в 2012 году)

044

06Сохра?б Сепехри? (перс. ????? ?????; англ. Sohrab Sepehri; 6 октября 1928, Кум — 21 апреля 1980, Тегеран) — иранский поэт, художник, философ. В мае 1940 года Сепехри получил начальное образование в школе Хайама, а через три года среднее образование в школе Пехлеви в Кашане. В мае 1943 будущий поэт отправляется в Тегеран, где поступает в педагогическое училище для юношей. По окончании учебы он вновь возвращается в родной город для прохождения педагогической практики. Параллельно с работой в Управлении воспитания и образования Кашана Сепехри продолжает учиться и, сдав экстерном экзамены, получает диплом о полном среднем образовании. Осенью 1948 года Сохраб поступает на факультет изящных искусств Тегеранского университета, который с отличием заканчивает в 1953 году.

Первым поэтическим опытом Сепехри стал опубликованный в 1947 году сборник «На краю луга или мавзолей любви», в котором чувствуется сильное подражание романтикам, с присущими им склонностью к любовной лирике и стремлением к уединению. К этому же периоду времени относится и первая известная из художественных работ Сепехри — идиллический «пасторальный» пейзаж, написанный в классической живописной технике, соответствующей классическому арузу первого поэтического сборника. За годы учебы в университете Сохраб серьёзно увлекся кубизмом и успел выпустить два поэтических сборника «Смерть цвета» (1951) и «Жизнь снов» (1953). Поэзия первого из них отразила символистские умонастроения поэта, а иллюстрациями к сюрреалистическим грезам второго как нельзя лучше послужили эксперименты Сепехри в области кубизма, с его метафорическим построением образа по принципу разветвленной ассоциативности и свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых переживаний.

В августе 1957 года Сохраб совершает свое первое сухопутное путешествие в Европу через Турцию, Болгарию, Югославию (Австрия, Германия, Швейцария, Париж, Лондон) и поступает на отделение литографии в школе изящных искусств в Париже в качестве вольного слушателя. После посещения Франции и более близкого знакомства с «парижской живописной школой», одной из характерных черт которой являлся пристальный интерес к искусству Востока, Сепехри увлекается восточной философией, разрабатывая эту тему как в поэзии — «Обрушение солнца» (сборник был готов к печати уже в 1958, но вышел только в 1961) и «Восток печали» (1961), так и в живописи.

Наиболее плодотворными для Сепехри как в поэзии, так и в живописи считается середина 60-х. Именно в этот период он написал самые значительные из своих поэтических произведений «Звук шагов воды» (1965), «Путешественник» (1966) и «Зеленый объем» (1968). Поворотным этапом в художественных и мистико-философских исканиях Сохраба стало посещение Японии и Индии (1960-61, 1964 гг.) и его непосредственное знакомство с культурными традициями этих стран.

Во время учебы и после ее окончания, то есть в период с 1948 по 1960 год Сепехри работал во многих государственных учреждениях, в том числе: в англо-иранской нефтяной компании, художником-проектировщиком в Организации содействия здравоохранению, в отделе музеев Министерства культуры и искусства, преподавателем в высшем художественном училище декоративных искусств, в рекламном отделе Главного управления информации Министерства сельского хозяйства. Вернувшись из Японии в марте 1962 года, Сохраб принимает решение окончательно оставить государственную службу и стать свободным художником, живущим на доходы от продажи своих стихотворных сборников и художественных полотен. К каждой выставке он готовил от 50 до 150 новых работ, которые, к счастью, пользовались спросом среди иранской интеллигенции и знатоков искусства, позволяя художнику содержать себя и родных.

В 70-е годы, когда выросло и мастерство художника, и очередь, желающих приобрести его работы он пишет небольшое, по сравнению с 60-ми годами, количество картин, причиной чему — многочисленные поездки Сепехри по стране и за границу с целью принятия участия в художественных выставках, бьеннале, фестивалях. Художник и его картины (иногда без самого автора) побывали в Турции, Болгарии, Югославии, Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Италии, Гонконге, Японии, Индии, Израиле, Бразилии, Пакистане, Афганистане, Испании, Голландии, США, Греции и Египте. Несмотря на частые путешествия Сохраб практически нигде не задерживался дольше двух месяцев, потому что начинал тосковать по родине, и в первую очередь по своей малой родине Кашану, селеньям Чинар и Голестане, которые были для него источником и творческого вдохновенья и потраченных в пути душевных и физических сил.

Исследователи литературного творчества Сохраба не располагают информацией о десяти годах, которые разделяют выход в свет предпоследнего «Зеленый объем» (1968) и последнего «Мы — ничто, мы — взгляд» (1977) поэтических сборников Сепехри. По свидетельствам родных и друзей Сохраб посвящал все это время творчеству и самообразованию. Уединяясь в своей комнате, он писал картины, сочинял стихи, читал поэзию и труды по философии и истории религии на фарси, а также, французском, английском и немного на японском языках, которые выучил самостоятельно.

О последних годах жизни поэта известно очень мало. Он жил с матерью и сестрой в маленьком доме на окраине селения Гиша, на 53-м километре южной автострады. В 1979 году у Сепехри возникли проблемы со здоровьем и он прошел обследование в больнице «Парс» в Тегеране. Оказалось, что у поэта рак крови и болезнь очень запущена. Попытка провести лечение в Англии успеха не принесла, и Сепехри вернулся на родину, где 21 апреля 1980 года его не стало. Днем позже он был похоронен в селении Машхад-е-Ардахал в окрестностях Кашана. Надгробный камень один из ведущих мастеров каллиграфии Ирана Реза Мафи украсил строками из стихотворения Сохраба «Оазис в мгновении»:

Отправишься если меня искать,
Приближайся медленно и осторожно, не дай Бог потрескается
Хрупкий фарфор моего одиночества.
(пер. М.Сатаров)

После себя поэт оставил большую коллекцию живописных и графических работ, которые можно увидеть в различных музеях мира и восемь литературных сборников, вошедших в книгу «Хашт кетаб». Стихи из этой книги известны и любимы в Иране, они цитируются в прессе многими литераторами и деятелями искусства, некоторые из них вошли в школьные учебники и обиходную речь иранцев, а название стихотворения «Дом друга где?» (1987) было дано фильму, снятому известным режиссером, лауреатом премии «Золотая ветвь» Каннского кинофестиваля Аббасом Киаростами.

011

005

Оставьте комментарий