Саодат Мухамедова. Особенности современной Азербайджанской поэзии

09    Наблюдая современную азербайджанскую поэзию можно делать выводы о жизни наших братьев, какие мысли их волнуют, какие у них мечты, какие у них заботы, печали и радости…Необходимо подчеркнуть, что тематика современной азербайджанской поэзии очень разнообразная. Во многих стихах затрагивается общая боль азербайджанского народа — тема Карабаха также воспеваются красота природы, прекрасные человеческие качества, любовь к Родине, к матери, к ребенку, к земле. И конечно же самой главной темой поэзии является отражение души человека, её страдания и поиски, её стремление познать себя, свою сущность…

01

  Nizami G?nc?vi ad?na Da?k?nd D?vl?t Pedaqoji Universitetinin ?mumi dil?ilik kafedras?n?n m?diri, filoloji elml?r doktoru, professor S?ad?t M?h?mm?dova (Saodat Muxamedova) uzun m?dd?tdir ki, m?qal?l?rini Bakuinfo.Az sayt?nda yay?mlamaq ???n redaksiyam?za g?nd?rir. Biz d? Az?rbaycan xalq?n?n yorulmaz t?bli?at??s? olan ?zb?k xan?m professorun yaz?lar?n? m?mnuniyy?tl? d?rc edirik.

S?ad?t xan?m?n bu d?f?ki yaz?s? ?a?da? Az?rbaycan ?d?biyyat?, m?asir d?vrd? yaz?b-yaradan Az?rbaycan ?airl?rinin yarad?c?l???ndan b?hs edir. M?qal?d? diqq?t ??k?n m?qamlardan biri d? budur ki, ?zb?k alim bir s?ra tan?nm?? ?airl?rimizin s?z inc?likl?ri bar?d? dan??maqla kifay?tl?nmir, tan?nm?? q?z?l ?airi Yasin X?lilin yarad?c?l???n? ?li?ir N?vai yarad?c?l??? il? m?qayis? edir.

Bakuinfo.Az rus dilind? yaz?lm?? m?qal?ni m??llifin xahi?i il? orijinal variantda t?qdim edir:

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПОЭЗИИ
Саодат Мухамедова

011

09

   Саодат Мухамедова доктор филологических наук, профессор, заведущий кафедрой Общего языкознания Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, академик международной академии «Вектор» Азербайджана

С древних времен литература была критерием справедливости, гуманности для всех народов и стран. Гуманистическая сущность литературы находить свое отражение в выражении самых светлых идей о человеке и его жизни…Во все времена в центре внимания литературы — искусства слова была борьба за свободу нации, за счастье народа, за строй жизни, обоснованное на справедливости и равенстве. Как все изменения, происходящие, в жизни людей оказывают непосредственное влияние на литературу, также литература оказывает живительное влияние на жизнь, отражая идеи справедливости, свободы, равенства. Именно поэтому литературу называют «барометром жизни». Наблюдая современную азербайджанскую поэзию можно делать выводы о жизни наших братьев, какие мысли их волнуют, какие у них мечты, какие у них заботы, печали и радости…Необходимо подчеркнуть, что тематика современной азербайджанской поэзии очень разнообразная. Во многих стихах затрагивается общая боль азербайджанского народа — тема Карабаха также воспеваются красота природы, прекрасные человеческие качества, любовь к Родине, к матери, к ребенку, к земле. И конечно же самой главной темой поэзии является отражение души человека, её страдания и поиски, её стремление познать себя, свою сущность…

Жанровые особенности современной азербайджанской поэзии тоже имеют все краски. Здесь мы одновременно встречаем и современные мотивы, и креативные решения, дерзкие выводы и исследования, и классический подход, и газели, тажнисы и т.д. Если образно сравнить современную азербайджанскую поэзию с цветником, то в этом цветнике можно найти все что по вашей душе.

В 2013 году в Ташкенте была издана «ХХ аср озарбайжон шеърияти антологияси», благодаря чему узбекские читатели имели возможность более близко познакомится с современной азербайджанской поэзией. В антологию вошли стихи многих известных азербайджанских поэтов ХХ века в переводе на узбекский язык, таких как Али Назмий, Самад Вургун, Маммад Рахим, Бахтияр Вахабзаде, Халил Риза, Муса Якуб, Рамиз Равшан, Зелимхан Якуб, Рамиз Аскар, Элчин Искардарзаде, Кулу Аксас, Назиле Гултаж, Расмия Сабир, Салим Бабуллаоглу и др.

Поэзия каждого из них – это своеобразная энциклопедия истории народа, его культуры и языка. В данной статье на примере четырех поэтов попытаемся охарактеризовать особенности современной азербайджанской поэзии.

03Стихи Салима Бабуллаоглу, вошедшие в антологию (перевод Усмана Кучкара) — «Дўстларимга» («Друзьям»), «Отамга» («Моему отцу») и «Баъзи кўринишлар» («Некоторые картины») очень характерные и не ординарные стихи.

Стихи «Дўстларимга» («Друзьям») отличается своим психологизмом — тонким анализом души человека. Ибо в них чувствуется дух уставшего человека от будней жизни…Этот человек осознал суть жизни по иному нежели чем 10-15 лет тому назад, он тогда смотрел на жизнь другими глазами, сегодня же его восприятие мира совсем иное. Он осознал, что мир состоит из мелочей жизни, и нельзя прожит всю свою жизнь будучи поглощенным этими мелкими заботами. Он призывает и себя и своих друзей осознавать мир по крупному, по другому, нежели чем все осознают его:

Bir az uzaqlarda axtar?n m?ni,
Bir az s?hb?t ed?k bu yerd?n uzaq.
Bir az x?yallarda axtar?n m?ni,
Qa?aq bu ?irkabdan, qa?aq qurtulaq.

Поэт сравнивает восход солнца с его жизнненым опытом – сначала было все хорошо и светло, только добро окружало его, но годами он увидел и черные краски жизни и сейчас, в данный момент он стремится опять туда — туда, где нет места лжи, коварства, зла…Его мысли гуляют там где восходить солнце, где начала всех начал, где начинается жизнь, где только светлые краски окружают мир:

Ayd?n sabahlarda axtar?n m?ni,
Orda g?n?? ba?qa, g?l?? ba?qad?r.
Tanr? g?nahlar? ba??layan yer,
X?yal?m o yerd? dola?maqdad?r.

Здесь же выражается внутренняя борьба поэта самим собой. Ведь все противоречия жизни находят свое отражение и в психике человека, ведь противоречия происходят и в душе человека. Стремление к новому, тяга к постоянной борьбе, не удовлетворенность собой, стремление самому превосходить себя чувствуются в следующих строках:

?m?r v?fa q?lsa yazacam bilin
Bu g?n?n, sabah?n n??m?sini m?n,
M?ni ?z i?imd? axtar?n bir az
Bir g?n ?z i?imd? azacam bilin.

И в следующих строках отражена бунтарная душа поэта — у этой души нет покоя, его не стоит искать в не ярких, тусклых строках, он словно Карам все время горит в огне – он горит в огне страсти, в огне борьбы, в огне стремлений и изменений. Он просить чтобы его искали в окружении таких же мыслей — не спокойных, шальных и дальних…Очень красиво выражено состояние души поэта — может он когда то образумится, но и тогда…его эмоции будут выше чем его разум. Парадокс – он умом понимает, что он должен быть как все, но его душа все таки не будет подчинятся тем законам нежели все подчиняются…И все таки в конце этот вопрос остается открытым… В этих стихах наиболее ярко выражен индивидуализм творчества Салима Бабуллаоглу:

S?n?k s?tirl?rd?n sormay?n m?ni
Amand?r K?r?mt?k alovlanaram.
D?li fikirl?rd? axtar?n m?ni
Y?qin bir g?n g?l?r a??llanaram…

В стихах «Отамга» («Моему отцу») также ярко выражен образ самого поэта. Он подчеркивает мысль о том, что даже если он напишет 1000 стихов, в этих стихах необходимо искать его самого…Сквозь строки пронизывается чувство вины сына перед отцом, и через эту призму анализируется вечная борьба между поколениями, отношение между отцом и сыном, контраст между старым и новым, между спокойствием и «бурей» и т.д. Отцу свойственны спокойствие духа, сыну — быстрота. Отец стоит выше всех мелочей жизни и далеко от суеты сегодняшних дней, а сын находится в центре них. Сын не счастлив от того что, отец не доволен им, но не может жить по законам своего отца:

S?n m?nd?n bir az yara??ql?,
m?n s?nd?n bir az ?s?bi.
S?n h?ssas, m?n bir az ?hlikef,
bir az b?dx?rc, ?z?nd?nraz?…
Bir az da b?xtsiz – ??nki s?n m?nd?n naraz?…

Поэт в суете города гоняясь за повседневными заботами и шагая со временем в одном строю потерял много чем его отец, хотя отец добился много, но ему не чего терять, а сын стараясь догнать время, устроить свою жизнь — потерял самого себя…а это страшнее всего. Но сын смог сохранить доброе имя своего отца и самое главное смог сохранить его книги – его бесценное моральное богатство и наследство. Поэт чувствует себя виновен перед отцом, подчеркивая, что он очень хороший отец, а он плохой сын. Но стихи кончаются выражением всей философии жизни — вечна гармония жизни — ты был таким же сыном, ты стал таким же отцом, и будешь таким же дедушкой:

S?n ?ox yax?? atasan,
m?ns? pis o?ul – amma, vallah, el? bel? d? olur…
Bir d? daha ke?ib, dey?c?m:
s?n ?ox yax?? baba olacaqsan, el? m?n d?…

И в данном стихе ярко выражена жизненная позиция поэта – эмоции для него его управляющая сила, именно через призму эмоций поэт смотрит на жизнь и вечные проблемы существования. Поэт через отношения с отцом сам себе делает ревизию, приходить к выводу — к решению или же наоборот не к решению вечных проблем. Необходимо подчеркнуть оригинальную рифму стихов – они встречаются только у Салима Бабуллаоглу.

Стихи «Баъзи кўринишлар» («Некоторые картины») –это целостное отражение и воплощение всей жизни с её разноцветными палитрами и красками…Стихи очень философичные и символические. В них образ рук выражает историю одного человека, одну судьбу, за каждой рукой — своя история, своя судьба и участь…

Есть руки, которые помогают другу в его беде, они разрушают кандалы на руках друга, есть руки, по которым можно видеть даже не занимаясь хиромантией; увидев их рисунки можно догадаться, что они дадут счастье другу:

?ll?ri g?r?r?m, ?ll?ri-
dost ?lini havada qoymayacaq,
h?nk?r?n ?zl?ri ba?layacaq.

?ll?ri g?r?r?m, bil?kl?ri,
bil?kl?rd?ki qandallar s?k?l?b at?lacaq

Прекрасное сравнение — поэтическая находка поэта строки:

?ll?ri g?r?r?m, yumruqlar?-
k?n?l s?nd?ran qafalara ??rp?lacaq

Это скорее всего отражение сцены когда муж бьет свою жену, ибо когда муж бьёт свою жену, он делает больно не только той части тела по которому он ударил, а делает больно её душе, он ломает её душу. Что ж есть и такие «руки”…

В следующих строках своеобразно, оригинально выражается вечный парадокс прекрасного и ужасного: даже если ты очень красив внешнее, но твой внутренний мир ужасен, и если в нем есть место подлости и злу, ты все равно уродлив и ужасен:

?ll?ri g?r?r?m, barmaqlar?-
ustad piano?unun oldu?u z?nn edils? d?
h?yas?zcas?na kimins? cibin? gir?c?k.

В стихах через образа рук изображается вся картина мира. Каждая рука – это отражение места человека в обществе, каждое движение рук — эта целая история жизни одного человека, ибо его движение и есть его судьба.

Неожиданные метафоры использованы для отражения доброты и сострадания. Через призму рук отражается желание помочь человека, который сам же нуждается в помощи других. Здесь необходимо отметит оригинальную находку поэта — он нашёл окказиональные слова, которые четко и своеобразно выражают состояние души:

?ll?ri g?r?r?m, q?r??lar?-
qocalar evin? aparan unudulmu?, tozlu yollar? xat?rladacaq.

Есть и прекрасные руки, которое творят добро во имя любви, он пишут любовные письма и дарят надежду людям:

?ll?ri g?r?r?m, inc? bell?r? sar?lm??-
sevgi haqq?nda ?n ?irin s?zl?ri
h?qiq? m?nas?n? anladacaq

?ll?ri g?r?r?m, ?m?ll?ri
t?tiy? uzanacaq
sevgi m?ktublar? yazacaq

Есть руки, которые лишены воли и радости, находясь вдали от родных и детей, слабо опущены… Им сниться их мечта – одни во сне видят свои здоровые пальцы, другие свою семью, и еще сколько- сколько судеб в объятии печали и несбыточной мечты:

?ll?ri g?r?r?m, ayaqlar alt?ndan it?l?nmi?
k?tilin ?st?nd?n sallanan
h?min g?n ?vlad?ndan uzaqda
bir ana yuxular?n? qar??d?racaq

?ll?ri g?r?r?m, ?lill?ri
k?silmi? barmaqlar yuxular?nda sahibin? do?ru qa?acaq

В мире много людей, которые пришли к власти и к богаству путем обмана, лжи, предательства и преступлений, но их руки всегда дрожать… Поэтическое выражение их судеб уже известно, ибо начертана их судьба – есть и божий суд:

?ll?ri g?r?r?m, ?ll?ri
bahal? kreslolar?n m?xm?r ?zl?y?nd?
xumarlan?b rahat h?yat g?r?n??? yarad?rk?n
b?y?k pullardan –
-dem?li cinay?tl?rd?n
s?ks?k? v? qorxulardan dan??acaq

Жизнь контрасна – в мире где так много лжи, зла, подлости и двуличия, есть место добру, прекрасному, мечте, любви и верности. В палитре жизни есть место и прекрасному – руки нажимают на самый дешевый фотоаппарат, но они запечатлеют бесценные мгновенья жизни:

?n ucuz fotoaparat?n d?ym?sin? bas?lark?n
?n qiym?tli anlar?n – ?b?diyy?t ?aparlar?n?n ??klini ??k?c?k

И самые прекрасные руки – это руки наших родителей, которые поднимаются для дуо для нас — для детей и внуков. Ручонки детей, которые рождаются как результат этих дуо…они словно ангелочки цепляются за небо и за солнце…

?ll?ri g?r?r?m, g?yl?r? uzal?, apa??q –
— dua ed?c?k
?ll?ri g?r?r?m, bu duadan do?acaq tomtotuq ?ll?ri
bir korun havadan tutmas?na b?nz?r ox?arl?qla
m?l?kl?rin ?t?yind?n yap??acaq

И в конце опять все картинки мира сливаются в самом поэте – все эти судьбы, люди, истории, все сцены жизни кончаются самым поэтом…Опять в его стихах мы находим его самого …Поэт, который расчесывает свои волосы, стараясь изгнать сон, его руки крепко держать за голову, ведь в них так много мыслей, эмоций…Докуривая последнею сигарету он успокаивается под утро…Но все таки он не ставить точку …и так каждый день и каждую ночь:

?ll?ri g?r?r?m, ?abal?d? sa?lar? qar??d?racaq,
qonuru g?zl?rd?n yuxunu qovacaq,
gicgahlar? s?x?b ovu?duran g?r?r?m ?ll?ri –
— son siqaret qalm?? qutunun ?st?nd?,
dinc?lir s?bh mehind?-
n?qt? qoymaqdan vaz ke??c?k…

Конечно, очень трудно сделать выводы обо всем творчестве Салима Бабуллаоглу по анализу его трех стихов. Но… и они дают ясную картину мировозренния и души поэта. Салима Бабуллаоглу как настоящий поэт понимает и осознает, что наш мир – это абсурд, но человек в этом мире должен жить с надеждой и верой. Его можно охарактеризовать как поэта, который дает оценку всему миру через необыкновенную призму – т.е. через себя. Поэт, вращаясь в суете жизни, тем не менее, смог увидеть то, что не дано увидеть всем – он увидел, он описал все краски мира, он не смог отделить себя от них…но он все же смог поставить себя выше всего этого…

07В современной азербайджанской поэзии особое место занимает поэзия Кулу Аксас. Его творчество тоже хорошо знакомо узбекскому читателю через книгу «ХХ аср озарбайжон шеърияти антологияси». Также в интернет ресурсах стихи Кулу Аксас собирают солидную аудиторию.

Его стихи «Нукталар (точки)» отличаются своей философичностью и психологизмом. Многие думают, что в нашей жизни все решают точки. Они не знают, что ни что не стоит на верху над точками кроме Аллаха… Все Что либо происходило в нашей жизни — происходит по велению Аллаха. Всё –всё в нашей жизни — это все лишь точки…А люди не осознавая это думают, что могут изменить мир, перевернуть его, сделать по своему, они не понимают что они всего лишь точки…А иногда люди думают, что могут решить что то через точки (поставив точку), решить чью то судьбу, кому то навредить, кому то угодить. Они не знают, что есть Небо, что есть Аллах, что есть верховный суд и только Он может поставить точку над всем и всего.

В стихах использована необычная анафора — точки. В них сосредоточена вся сущность жизни: и начало и конец, и людская сила и бессилие, и нищета и блеск, все здесь…Людям не стоит быть таким высокомерным, точки ставят не они, а Он! «Нукталар» не просто стихи, а стихи-приговор, стихи-заключение, стихи-обобщение всего:

Dilimd?n d??m?r bir ad
n?qt?l?r

Tanridan g?z?l c?llad
n?qt?l?r

D?rdidi d?rman?m?n
n?qt?l?r

Aras?nda qan?m?n
n?qt?l?r

Yel vurduqca t?k?l?r
n?qt?l?r

«G?y» suala b?k?l?
n?qt?l?r

Q?l?m-varaqd?, bir d?
n?qt?l?r

G?yd? Allahd?, yerd?
n?qt?l?r

В стихах Кулу Аксас «Мен» наблюдается тонкий лиризм, острый психологизм, неординарные метафоры и парадоксы:

M?n
Onun quca??n? sevindir? bilm?dim

O
M?ni ata el?m?di

Tanr? g?rd?
Dinc b?nd?l?rik
biz? ba? «a?r?s?” ?ta el?m?di.

M?n
Onu itiyim kimi sevdim

O
M?ni tapd??? q?d?r.

Наверняка эта грустная история пары, которая прожила вместе много лет, но не смогла имеет детей. Пришло время расставаний, они решили «увеличить расстояния между ними», «решили безжалостно взорвать всю и вся». Он хочет уйти, не оглядываясь назад, она знает его характер – он уйдет и все, но она… она, сквозь слезы гладить его щеки…

Вся красота, весь трагизм, вся надежда нашей жизни выражена именно здесь! Ибо развязка стиха очень оригинальна, неповторима, пронизана эмоциями а также парадоксами, присущими творчеству Кулу Аксас. И в них неожиданный парадокс! Они хотят расстаться, но остаются вместе… Такие оригинальные решения заставляют задуматься всех и каждого. Признать, что стихи такого рода — парадоксальные решения украшают поэзию, а может быть и всю нашу жизнь: не смотря ни на что оставаться людьми, ибо любовь между ними прекрасна и превыше всего:

Arabir fi??ng at?r?q
Aram?zdak? s?rh?d?.

M?n
Onu at?b ged?r?m
Zat?m q?r?qd?, bilir.

Ba??n? qald?r?b soru?uram:
-S?n nec??
G?z?n?n ya??yla
Eyn?yimi silir…

Заслуживают особенного внимания стихи «S?ns?n h?r yer…». Это стихи вершина стихов – это стих — обращение к Аллаху. Стихов в этом жанре в узбекской литературе называются «Муножот». Их писал Алишер Навоий и многие другие великие представители узбекской литературы. Кулу Аксас в своем «Муножот»е смог выразить самые сокровенные чувства человека, который обращаясь к Богу становится еще чище, еще сильнее, еще увереннее в себе. Герой, обращаясь к Аллаху осознает, что рано или поздно он обязательно престанет перед судом Аллаха, и ему придется отвечать за все свои деяния:

S?ns?n h?r yer…
?mr?md?n ne?? g?n qal?b,
ne?? saat, ?lahi?
?oxdan s?nd?n n? z?ng g?lir,
n? amanat, ?lahi!
Kim k?sib s?n olan yerd?
s?yl?, yolu-yola???
Gedim hans? c?h?nn?m?,
hardan g?lir sora??n?..
N? vaxt ?aparam d?rdnala
m?n d? ?c?l at?nda?
At alt?mdan u?ub ged?,
m?n d? s?nin alt?ndan.
Ha u?sam da, ?z ?st?m?
u?ar ?z g?nah?m da,
S?hvl?rimi deyim b?lk?,
??x?m s?z g?nah?mdan? –

И вот он признается в своих грехах…Хотя все боятся наказания Аллаха и бегут от этого, но герой не бежит, он считает, что достоин наказания:

…Do?maca bac?n q?z?na
mehr sald?m – yad?nda?
N? ?zg?y? verdim, n? d?
?z?m ald?m – yad?nda?
Yolda qoydum g?zl?rini,
g?z?m? da?layarsan,
?ll?rin? qurban olum,
?st?nd? saxlayarsan.

Кроме того, что он обманул девушку, он не всегда сумел использовать свой дар, данный ему Аллахом, не всегда смог написать стихи, используя в них бесценный дар Аллаха — слова…Но самый главный его грех – он иногда был не благодарным Аллаху, иногда ему не нравился мир, созданный им, иногда он жаловался на его бесценные дары. Нельзя жаловаться на жизнь и на дары Аллаха, это большой грех! Но Аллах и тогда своей милостью закрывал его грехи, прощал, его, прощал…

Ruhumu t?rp?tm?di
min c?r naz?-nem?tin,
Yamanlad?m taleyimi –
haqdan g?l?n qism?ti…

…M?rh?m?tin neyl?s?m d?,
g?nah?m? a?mada
?oxdand? ki, i?imd? bir
yalvar?? dola?mada…

И прекрасное и поучительное заключение у «Муножот». Герой просит Аллаха дать ему возможность просить прощения за свои грехи. Это «Муножот» самого хорошего и доброго человека, ведь он не просить у Аллаха смерти или еще что то, он просить временами идти туда, где везде и во всем частица Аллаха, где он будет иметь возможность видеть его лик…

Gedib t?vb? el?m?y?
m?n? yer ver, ?lahi,
El? yer ki bax?b g?r?m
s?ns?n h?r yer, ?lahi!..
G?nah?m? n?yl? des?n
raz?yam yuyum orda,
?g?r g?c?n ?atsa m?ni
?z?nd?n doyur orda…

В «Муножот»е Кулу Аксас переплетаются мысли современных психологов о том, что человек временами должен анализировать свои поступки и делать соответствующие выводы. Только верующий и совестливый человек может так просить у Аллаха о прощении его грехов, ведь не каждый может признать свои грехи… И не каждый поэт может написать такой «Муножот». Данные стихи Кулу Аксас напомнили нам стихи узбекского поэта Улугбека Хамдама «Худойимни со?имдим», т.е. буквальном переводе означает » я соскучался по своему Аллаху”. И в этих стихах не призывается к суициду или к тому подобному, а наоборот призывается жить с совестью, чтобы потом с чистой душой престать перед Аллахом. В этих двух стихах «сливки мысли» вливаются в одном: главной идей «Муножот» является стремление человека к очищению.

07Творчество Элчина Мирзабейли также достойно особого внимания. Его стихи поражают своей структурой, своим глубоким содержанием, своей откровенностью, и в то время нежной и необычайной скрытностью.

Важной и самой главной чертой творчество Элчина Мирзабейли является философическое видение мира через любви к Аллаху. Для Элчина Мирзабейли как поэта очень важным является его художественно-философическое восприятие познания мира. Ведь он очень хорошо осознает, что в мире есть только две вещи – жизнь и смерть. А между жизнью и смертью есть единственная правда – любовь к Аллаху. Он воспевает именно эту любовь. Его стихи – это его молитвы к Аллаху, его стихи это его диалог с Аллахом. И только любовь к Аллаху по настоящему возвысить человека. Только у Аллаха можно просить прощение, и только Аллах имеет право на месть. Эти вековые аксиомы в стихах Элчина Мирзабейли приобретают иную –поэтическую смысл и форму. Именно эта черта его творчества оказывает огромное влияние на читателей. Подтверждение наших мыслей это такие стихи как:

Bir bils?n n? q?d?r yor?unam. Allah,
Alan yox bu y?k? ?iynimd?n m?nim…
Ruhum ?zab ??kir bu dar b?d?nd?,
Soyundur bu ?mr? ?ynimd?n m?nim…

***

Bu ??h?ri kim do?du, kim b?y?td?, g?r?s?n,
N?dir bu q?d?r q?z?b, bu q?d?r kin, ?lahi?!
Sevgimizi kim uddu, kim ?y?td?, g?r?s?n?
N? vaxt sonu g?l?c?k bu nifr?tin, ?lahi?!

Своеобразны и неповторимы стихи поэта, посвященные вечным проблемам жизни. В стихах «S?n hardan bilirs?n t?nhal?q n?dir?»
наблюдается тонкий взгляд поэта на мировоззрение молодой девушки, поэт её ласкательно называет «дочурка» — q?zc??az. Откуда ей знать, что такое одиночество, ведь она еще не познала и каплю страданий, разочарований…не узнала сладость победы и горечь поражений. Она еще совсем молода и не опытна, и она еще не смеет писать и говорить об одиночестве, поэт одновременно её как бы упрекает, и в то же время обращается к ней ласково, жалеет её и предупреждает о настоящих страданий, которые её ждут в дальнейшей жизни. Очень красиво и поэтично выражены мысли поэта-философа, они заставляют задуматься всех и каждого.

S?n…

He?
Sevgiyl? q?tl edildinmi?

Ruhunu asd?lar?m?
?zg? ist?kl?rinin
dar a?ac?ndan…

G?zl?rini a?d?nm?
Aln?ndan s?z?l?n
Soyuq t?r damlalar?n?n
Titr?yi?in??

Еще более поэтичны и не ординарны стихи — «G?l s?kutda susaq…». Читая эти стихи, не вольно на память приходит песня Дианы Гурской «Мама, я вдоволь наговорилась с тишиной»… В этих стихах такая же возвышенность и красота чувств. Герой стиха так одинок, что одинок даже среди своих родичей, его не понимает ни одна душа… Дороги к его любимой так далеки, все краски мира для него стали черним черны. Но герой так благороден, так возвышен, он как настоящий аристократ — все держит в себе, ни какая сила в мире не заставить его произнести вслух свою боль, обличить его одиночество. Герой предпочитает вести беседу с тишиной, он говорить — давай послушаем тишину, она сто раз лучше, чем речь людей, которые тебя не понимают и не хотят понимать:

…Bir ?m?r kims?siz…

Do?malar i?ind?,
Do?malar sevgini ya?malar i?ind?n…

Bu sayaq s?xmalar, bo?malar i?ind?
B?t?n q?lbl?r m?hb?s,
b?t?n e?ql?r yasaq…

Вечную борьбу света и тьмы, надежды и разочарований, радости и печали мы наблюдаем в стихах «Birc? k?lm? pay?z…». Хотя принято считать, что последняя любовь — осень человеческих чувств… Но в этих стихах ярко выражен такой парадокс чувств, что осень она для героя — и осень и весна одновременно…Герой просить её, чтобы она вычеркнула его имя. Но в то же время он в растерянности – хочет чтобы она все таки зажгла новый свет надежды в своей душе. Такое великолепное выражение чувств в стихотворных строках наблюдается очень редко:

Sil m?nim ad?m?,
Sil…

Yenid?n sil…

Sevgi qatar?n?n son biletind?n.
Q?lbimd? ilm?siz birc? yer qal?b
Dur as g?z?md?ki portretind?n…

Неповторимы стихи «Q?? na??l?». В них мы наблюдаем неординарные метафоры, свойственные только Элчину Мирзабейли:

Getdin,
?midl?rin yol ayr?c?nda
N? q?rib g?r?nd? bu ??h?r s?nsiz…

???d? gec?nin t?nhal???nda…
Q??a t?slim oldu bu s?h?r, s?nsiz…

Герою кажется, что без его любимой город так легко сдался зиме, была бы она рядом, даже в зиму у него на душе расцветали бы цветы. Пусть хранить Аллах душу всех, и чтобы на душе у каждого никогда не наступала зима… В этих стихах так грустно чувствуется образ и дух одиночества. Но так красиво выразить своё одиночество!

Можно считать, что среди стихов Элчина Мирзабейли словно жемчужина или как бриллиант сверкают стихи «S?nsizlik». Мы наблюдаем всё великолепие поэзии души…Она ушла на миг, но герою этот миг кажется целой вечностью. Герою кажется, что любимая покинула его навсегда, что и начало и конец разлуки – эта разлука. Хотя очень грустны и печальны мысли героя, но в них утаено столько любви, нежности, веры, надежды, позитива и оптимизма. Каждый может прочитать в них свою историю любви, каждый может в них найти себя. Такие стихи носят общечеловеческий характер, именно поэтому они могут быть любимы всеми народами мира. Не знаю, какие стихи являются Серенадой для влюбленных в Азербайджане, но «S?nsizlik» мог бы претендовать быть ею.

G?l, g?l?m…
Yetimdi bu qap? s?nsiz…

Ayaq s?sl?rin? t??n? d?hlizim.
B?lk? bir an ?nc? getmis?n, amma
M?n yen? s?nsiz?m…

Yen? s?nsiz?m.

Такие же прекрасные стихи о любви –«K?d?rimi ?p bir az…». Неожиданные метафоры и уподобления делают стих поэтичным щедевром –обними ветер, этот ветер откроет мою душу и увидишь в ней всю мою печаль, мою тоску, мои надежды и страдания…Следует подчеркнуть, что высокохудожественная метафора украшает образ героя — Обними мою ночь, поцелуй моё утро, у меня нет ничего кроме печали – обними мою печаль. Такие божественные стихи никого не оставят равнодушным.

Gec?mi al a?u?una,
S?h?rimi ?p bir az.
Nisgiliml? qolboyun ol,
K?d?rimi ?p bir az…

Стихи Элчина Мирзабейли «Kims? bilm?y?» еще один красивый и неповторимый крик души. В них слезы и боль души, которая всю жизнь скрывает в себе свою любовь. Такой тип героя можно найти исключительно в восточной поэзии. Только в восточных строках можно найти красоту души, тайно и бережно хранящую свою любовь…Герой сам смеётся над своей судьбою, даже после смерти своего любимого над его гробницей не может сказать ему о своей любви, молча протирает слезы на надгробном камне. Даже если каждый день медленно-медленно умирает от любви – но не скажет ни слово о своей сокровенной тайне сердца. Воистину восточная мудрость затаилась в «Kims? bilm?y?»:

Var?b e?qin h?cr?sin?
?zabdan ?atlas?n sin?n…

Bir sevdadan d?n?-d?n?
?l?s?n, kims? bilm?y?…

Все эти стихи дарят читателю новые эмоции, свежие ощущения и осознание всего прекрасного и высокого. Стихи Элчина Мирзабейли еще и более укрепляют веру и любовь к Аллаху, они также возвышают и земную любовь. Ибо Аллах из всех своих творений только человеку дал великий дар – язык, с помощью которого мы можем выражать свои чувства и помысли. И поэтам дана великая миссия — украсить наш мир своим словом, выразить наши чувства и мечты столь красиво и оригинально.

07В современной поэзии Азербайджана заметны не только профессиональные поэты, но и поэты, которые помимо своих основных профессий служат искусству слова — литературе. Одним из ярких представителей современных газельханов Азербайджана является Ясин Халил. В его книге «Sehin nagili” (Baki, 2014, 463 с.) собраны более 400 газелей написанные в разные годы (Анализ газелей Ясин Халил будут проведены в сравнении с некоторыми газелями Алишера Навои и Бабура, ибо они являются бесценными примерами газелей в арузе).

Одной из ярких газелей в данной книге является газель с рифмой «?erim d?». В ней открыто, выражена вся сущность самого поэта, здесь нет ничего скрытого, тайного, как это наблюдается во многих газелях Навои и Бабура. В классической узбекской литературе это вид газелей называется «шар?и ?ол”. Поэт выражает и раскрывает все свои мысли, стремления, цели, радости и печали в своих стихах. Благодаря своей искренности, честности, прозрачности они — стихи:

Dadl?, duzlu, l?tifdi ?erim d?,
?nc?, k?vr?k, x?fifdi ?erim d?.

Bir g?l?n d?mb?d?m ad?n ??kir?m,
Odu ki, ?ox z?rifdi ?erim d?.

Стихи поэта — это и есть зеркало его души, его мысли навечно стали пленниками его стихов…

Fikrimi g?zl?rind? h?bs etdi,
Tora d??m?? h?rifdi ?erim d?.

Поэт подчеркивает, что тот кто хочет знать о его жизни пусть читает его стихи, крик его в души в стихах, его мысли, его мечты, его вся сущность в его стихах …И тот кто считает его слабым, значить он не читает его стихи:

D?zd? m?n d?rdi-yard?n z?if?m,
Kim deyir ki, z?ifdi ?erim d?.

Но не всегда поэт может выражать свои печали и боли, ведь он поэт и иногда он должен скрывать это, он вынужден улыбаться, когда ему больно, он иногда вынужден писать совсем другое, хотя его боли и печали накопились и уже они в несколько слоев:

D?rdl?rim var ?e?id-?e?id, Yasin,
Odu ki, m?xt?lifdi ?erim d?.

Такое выражение мыслей мы встречаем у Бабура тоже, он пишет:

Кўнглим гулнинг ?унчасидек та?-бата? ?ондур,
Агар юз минг ба?ор ўтса очилмо?и не имкондур.

У Бабура в этих строках говорить о своих болей и печалей, они накопились в его сердце в несколько слоя, но он не всегда имеет возможность о них сказать…

Алишер Наваи выделяет три вида любви: первая — хос иш?и (любовь к женщине), вторая – сидди? иш?и (любовь к Аллаху), третья — авом иш?и (любовь ко всему живому). Он в своем диване «Фавойид ул-кибар» («Полезные советы старости») разместил многие свои газели, в которых воспеваются все три вида любви. Также здесь очень много газелей Навоий, где отражена любовь в преклонном возрасте. Например, одна из них:

Ва?ки, бўлдум иш? аро бир бевафога мубтало,
Бўлмасун а?ли вафо мундо? бало?а мубтало.

Подшо бирла гадо ?олига кулса не ажаб,
Бўлса мен янгли? гадое подшога мубтало.

Кир харобат ичра бўл риндлар вобастаси,
Хона?а?да бўл?унча а?ли риёга мубтало.

Эй, Навоий , ёна ул кексаликда бўлса халос
А?д ?илдиким ёна бўлмай ёна?а мубтало.

В данной газели Навоий описывает состояние души человека, который влюбился на старости лет, как он стал «мубтало» любви… Среди газелей Ясина Халила мы встречаем все три вида любви по Навоий и хос иш?и, и сидди? иш?и, и авом иш?и. В этом смысле своеобразна газель «Sald?n m?ni, ey g?l, d?li sevday? bu ya?da». Герой сам себе удивляется и не может осознать, что с ним происходить…разве можно влюбиться на старости лет? Он страдает, что его дух отделился от его тела — его дух, его мысли далеко от него, они там, где его возлюбленная, но тело его здесь, он вынужден жить и находится здесь… Здесь и великая любовь к Аллаху — ведь ничего не происходить без веления Аллаха, ибо и эта любовь это подарок Аллаха ему на старости лет:

Sald?n m?ni, ey g?l, d?li sevday? bu ya?da,
T?n eyl?yir al?m m?ni-r?svay? bu ya?da.
E?qin, inan Allaha ki, ey q?n??d?han?m,
D?nd?rdi m?ni b?lb?li-?eyday? bu ya?da.

Поэт выражает состояние своего героя не сложными, порою откровенными словами, но и простата слов дарят наслаждение читателю, ибо красота слов Ясина Халила в их простоте… Сколько бы герой не пил вина, но свою печаль и свою боль не смог утопить в вине, сколько бы герой не старался забыть её, но наоборот день за днем все сильнее привязывается к ней…

Y?z d?f? al?b g?nd? q?d?h saqi ?lind?n,
Qur?and? k?n?l badeyi-s?hbay? bu ya?da.
Ar eyl?di o he? n? yax?ndan, n? d? yaddan,
Ba?land? k?n?l z?lfi-??lipay? bu ya?da.

В следующих строках газеля передаются очень поучительные и психологические, можно сказать философические мысли героя-поэта — не стоит смеяться, что герой полюбил в таком возрасте, Аллах может сделать так, что и тот человек который смеётся над ним сам же может оказаться в этом положении… любовь к Аллаху и здесь превыше всего:

?hval?m? kim g?rd? t??cc?bl? soru?du:
He? e?q-m?h?bb?tmi olar, ay?, bu ya?da?
Kamill???r insan, bu m?s?ldir, qocalanda,
D??d?m g?r?s?n b?s niy? x?lyay? bu ya?da?

Поэт-герой описывая свои страдания, одновременно горд тем, что Аллах дал ему такую чистую любовь в эти годы, он считает, что можно
любить и писать в свои годы так красиво и хорошо, что другие, даже молодые, будут завидовать ему. В данной газели есть все три вида любви и все они прекрасны по-своему:

?air, el? yaz ?erini he? kim dem?sin, bax
S?n bir buna, bir yazd??? misraya bu ya?da.

Одним из характерных газелей Ясин Халил является газель «G?z ya??m ax?r sel kimi, d?ryay? s????maz». Основная идея газеля — восхваление влюблённого и эго мучений. Без мучений и страданий ашик не добеться своего. Ибо в газели воспевается и земная любовь, и мировоззрение поэта-газелхана, что его душе малы даже и самые просторные просторы:

G?z ya??m ax?r sel kimi, d?ryay? s????maz,
D?rdim o q?d?r ?oxdu ki, d?nyay? s????maz

Nolayd?, dedim, yar?m? r?yada g?r?ydim,
Arzum, dil?yim amma ki, r?yay? s????maz.

Сколько бы не старался влюбленный в поисках слово для описания красоты своей возлюбленной, его слова не вмещаются в самые широкие «океаны мыслей и значений», его мысли ни как не могут вместится в несколько строк, ведь его душа в объятиях миллионов строк:

S?z yox o g?z?ll?r g?z?li yar?ma layiq,
G?l sur?tinin t?rifi m?nay? s????maz.

V?sf eyl?m?y? h?sn?n? ?fsan?l?r azd?r
K?nl?md?kil?r bir ne?? misray? s????maz.

Здесь и Шекспир во своей знаменитой фразой, и поэт, которому море ни по чем, когда в поисках своей возлюбленной…В его газелях мы наблюдаем не сложный и в то же время очень красивый азербайджанский язык:

D?nya dedil?r s?hn?dir, insanlar oyun?u,
M?n oynad???m amma t?ma?ay? s????maz.

Divan? kimi ?oxlar? s?hray? d???bd?r,
Yasin el? divan?di, s?hray? s????maz.

Самой главной отличительной чертой газелей Ясина Халила является то, что его газели написаны без фарси и араби. Именно к этому призывал великий Алишер Навоий. Он в своем произведении «Мухокамат –ул –луготайн» так говорит: «Я сначала начинал писать свои стихи на фарсий. Но когда пришло время поразмыслить о тюркском языке…передо мной раскрылся мир, который содержит тысячи –тысячи сокровищ … этот мир словно цветник и сад, который не ступила нога человеческая…Мир тюркского языка приворожил меня. Для написания газелей тюркский язык тоже идеален».

Ясин Халил старается избегать старых терминов и словосочетаний, язык его газелей «чистый». Его герои в основном герои реального мира и настоящей любви, конечно, ест и элементы божественной любви.Они посвящены и природе, и любви, и общественным отношениям и т.д.

Обобщая наши наблюдения можно сделать следующие выводы:

1. Современные поэты Азербайджана разные и неповторимые, не встретишь один прием, одну метафору который употребил тот или иной поэт у другого поэта. Разнообразие тем и жанровых особенностей делают данную поэзию интересной и заманчивой. У узбеков есть замечательное изречение, его употребил наш великий писатель Абдулла Кадырий: «У каждого цветка свой аромат, у каждого цветка свой цвет и очарование».

2. У каждого поэта свой образ, имидж и путь. У кого-то романтический, игривый, легкий и заманчивый, у кого-то очень сложный и философический стиль написания. Они все дарят просветительскую и эстетическую пищу для души. Желаем поэтам успехов в творческой жизни. Пусть и дальше радуют глаза и души своих читателей своими стихами и газелями.

Источник: Bakuinfo.Az

005

Оставьте комментарий