Саодат Мухамедова. Особенности современной Азербайджанской поэзии

09    Наблюдая современную азербайджанскую поэзию можно делать выводы о жизни наших братьев, какие мысли их волнуют, какие у них мечты, какие у них заботы, печали и радости…Необходимо подчеркнуть, что тематика современной азербайджанской поэзии очень разнообразная. Во многих стихах затрагивается общая боль азербайджанского народа — тема Карабаха также воспеваются красота природы, прекрасные человеческие качества, любовь к Родине, к матери, к ребенку, к земле. И конечно же самой главной темой поэзии является отражение души человека, её страдания и поиски, её стремление познать себя, свою сущность…

01

  Nizami Gəncəvi adına Daşkənd Dövlət Pedaqoji Universitetinin ümumi dilçilik kafedrasının müdiri, filoloji elmlər doktoru, professor Səadət Məhəmmədova (Saodat Muxamedova) uzun müddətdir ki, məqalələrini Bakuinfo.Az saytında yayımlamaq üçün redaksiyamıza göndərir. Biz də Azərbaycan xalqının yorulmaz təbliğatçısı olan özbək xanım professorun yazılarını məmnuniyyətlə dərc edirik.

Səadət xanımın bu dəfəki yazısı çağdaş Azərbaycan ədəbiyyatı, müasir dövrdə yazıb-yaradan Azərbaycan şairlərinin yaradıcılığından bəhs edir. Məqalədə diqqət çəkən məqamlardan biri də budur ki, özbək alim bir sıra tanınmış şairlərimizin söz incəlikləri barədə danışmaqla kifayətlənmir, tanınmış qəzəl şairi Yasin Xəlilin yaradıcılığını Əlişir Nəvai yaradıcılığı ilə müqayisə edir.

Bakuinfo.Az rus dilində yazılmış məqaləni müəllifin xahişi ilə orijinal variantda təqdim edir:

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПОЭЗИИ
Саодат Мухамедова

011

09

   Саодат Мухамедова доктор филологических наук, профессор, заведущий кафедрой Общего языкознания Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, академик международной академии «Вектор» Азербайджана

С древних времен литература была критерием справедливости, гуманности для всех народов и стран. Гуманистическая сущность литературы находить свое отражение в выражении самых светлых идей о человеке и его жизни…Во все времена в центре внимания литературы — искусства слова была борьба за свободу нации, за счастье народа, за строй жизни, обоснованное на справедливости и равенстве. Как все изменения, происходящие, в жизни людей оказывают непосредственное влияние на литературу, также литература оказывает живительное влияние на жизнь, отражая идеи справедливости, свободы, равенства. Именно поэтому литературу называют «барометром жизни». Наблюдая современную азербайджанскую поэзию можно делать выводы о жизни наших братьев, какие мысли их волнуют, какие у них мечты, какие у них заботы, печали и радости…Необходимо подчеркнуть, что тематика современной азербайджанской поэзии очень разнообразная. Во многих стихах затрагивается общая боль азербайджанского народа — тема Карабаха также воспеваются красота природы, прекрасные человеческие качества, любовь к Родине, к матери, к ребенку, к земле. И конечно же самой главной темой поэзии является отражение души человека, её страдания и поиски, её стремление познать себя, свою сущность…

Жанровые особенности современной азербайджанской поэзии тоже имеют все краски. Здесь мы одновременно встречаем и современные мотивы, и креативные решения, дерзкие выводы и исследования, и классический подход, и газели, тажнисы и т.д. Если образно сравнить современную азербайджанскую поэзию с цветником, то в этом цветнике можно найти все что по вашей душе.

В 2013 году в Ташкенте была издана «ХХ аср озарбайжон шеърияти антологияси», благодаря чему узбекские читатели имели возможность более близко познакомится с современной азербайджанской поэзией. В антологию вошли стихи многих известных азербайджанских поэтов ХХ века в переводе на узбекский язык, таких как Али Назмий, Самад Вургун, Маммад Рахим, Бахтияр Вахабзаде, Халил Риза, Муса Якуб, Рамиз Равшан, Зелимхан Якуб, Рамиз Аскар, Элчин Искардарзаде, Кулу Аксас, Назиле Гултаж, Расмия Сабир, Салим Бабуллаоглу и др.

Поэзия каждого из них – это своеобразная энциклопедия истории народа, его культуры и языка. В данной статье на примере четырех поэтов попытаемся охарактеризовать особенности современной азербайджанской поэзии.

03Стихи Салима Бабуллаоглу, вошедшие в антологию (перевод Усмана Кучкара) — «Дўстларимга» («Друзьям»), «Отамга» («Моему отцу») и «Баъзи кўринишлар» («Некоторые картины») очень характерные и не ординарные стихи.

Стихи «Дўстларимга» («Друзьям») отличается своим психологизмом — тонким анализом души человека. Ибо в них чувствуется дух уставшего человека от будней жизни…Этот человек осознал суть жизни по иному нежели чем 10-15 лет тому назад, он тогда смотрел на жизнь другими глазами, сегодня же его восприятие мира совсем иное. Он осознал, что мир состоит из мелочей жизни, и нельзя прожит всю свою жизнь будучи поглощенным этими мелкими заботами. Он призывает и себя и своих друзей осознавать мир по крупному, по другому, нежели чем все осознают его:

Bir az uzaqlarda axtarın məni,
Bir az söhbət edək bu yerdən uzaq.
Bir az xəyallarda axtarın məni,
Qaçaq bu çirkabdan, qaçaq qurtulaq.

Поэт сравнивает восход солнца с его жизнненым опытом – сначала было все хорошо и светло, только добро окружало его, но годами он увидел и черные краски жизни и сейчас, в данный момент он стремится опять туда — туда, где нет места лжи, коварства, зла…Его мысли гуляют там где восходить солнце, где начала всех начал, где начинается жизнь, где только светлые краски окружают мир:

Aydın sabahlarda axtarın məni,
Orda günəş başqa, gülüş başqadır.
Tanrı günahları bağılayan yer,
Xəyalım o yerdə dolaşmaqdadır.

Здесь же выражается внутренняя борьба поэта самим собой. Ведь все противоречия жизни находят свое отражение и в психике человека, ведь противоречия происходят и в душе человека. Стремление к новому, тяга к постоянной борьбе, не удовлетворенность собой, стремление самому превосходить себя чувствуются в следующих строках:

Ömür vəfa qılsa yazacam bilin
Bu günün, sabahın nəğməsini mən,
Məni öz içimdə axtarın bir az
Bir gün öz içimdə azacam bilin.

И в следующих строках отражена бунтарная душа поэта — у этой души нет покоя, его не стоит искать в не ярких, тусклых строках, он словно Карам все время горит в огне – он горит в огне страсти, в огне борьбы, в огне стремлений и изменений. Он просить чтобы его искали в окружении таких же мыслей — не спокойных, шальных и дальних…Очень красиво выражено состояние души поэта — может он когда то образумится, но и тогда…его эмоции будут выше чем его разум. Парадокс – он умом понимает, что он должен быть как все, но его душа все таки не будет подчинятся тем законам нежели все подчиняются…И все таки в конце этот вопрос остается открытым… В этих стихах наиболее ярко выражен индивидуализм творчества Салима Бабуллаоглу:

Sönük sətirlərdən sormayın məni
Amandır Kərəmtək alovlanaram.
Dəli fikirlərdə axtarın məni
Yəqin bir gün gələr ağıllanaram…

В стихах «Отамга» («Моему отцу») также ярко выражен образ самого поэта. Он подчеркивает мысль о том, что даже если он напишет 1000 стихов, в этих стихах необходимо искать его самого…Сквозь строки пронизывается чувство вины сына перед отцом, и через эту призму анализируется вечная борьба между поколениями, отношение между отцом и сыном, контраст между старым и новым, между спокойствием и «бурей» и т.д. Отцу свойственны спокойствие духа, сыну — быстрота. Отец стоит выше всех мелочей жизни и далеко от суеты сегодняшних дней, а сын находится в центре них. Сын не счастлив от того что, отец не доволен им, но не может жить по законам своего отца:

Sən məndən bir az yaraşıqlı,
mən səndən bir az əsəbi.
Sən həssas, mən bir az əhlikef,
bir az bədxərc, özündənrazı…
Bir az da bəxtsiz – çünki sən məndən narazı…

Поэт в суете города гоняясь за повседневными заботами и шагая со временем в одном строю потерял много чем его отец, хотя отец добился много, но ему не чего терять, а сын стараясь догнать время, устроить свою жизнь — потерял самого себя…а это страшнее всего. Но сын смог сохранить доброе имя своего отца и самое главное смог сохранить его книги – его бесценное моральное богатство и наследство. Поэт чувствует себя виновен перед отцом, подчеркивая, что он очень хороший отец, а он плохой сын. Но стихи кончаются выражением всей философии жизни — вечна гармония жизни — ты был таким же сыном, ты стал таким же отцом, и будешь таким же дедушкой:

Sən çox yaxşı atasan,
mənsə pis oğul – amma, vallah, elə belə də olur…
Bir də daha keçib, deyəcəm:
sən çox yaxşı baba olacaqsan, elə mən də…

И в данном стихе ярко выражена жизненная позиция поэта – эмоции для него его управляющая сила, именно через призму эмоций поэт смотрит на жизнь и вечные проблемы существования. Поэт через отношения с отцом сам себе делает ревизию, приходить к выводу — к решению или же наоборот не к решению вечных проблем. Необходимо подчеркнуть оригинальную рифму стихов – они встречаются только у Салима Бабуллаоглу.

Стихи «Баъзи кўринишлар» («Некоторые картины») –это целостное отражение и воплощение всей жизни с её разноцветными палитрами и красками…Стихи очень философичные и символические. В них образ рук выражает историю одного человека, одну судьбу, за каждой рукой — своя история, своя судьба и участь…

Есть руки, которые помогают другу в его беде, они разрушают кандалы на руках друга, есть руки, по которым можно видеть даже не занимаясь хиромантией; увидев их рисунки можно догадаться, что они дадут счастье другу:

Əlləri görürəm, əlləri-
dost əlini havada qoymayacaq,
hönkürən üzləri bağlayacaq.

Əlləri görürəm, biləkləri,
biləklərdəki qandallar sökülüb atılacaq

Прекрасное сравнение — поэтическая находка поэта строки:

Əlləri görürəm, yumruqları-
könül sındıran qafalara çırpılacaq

Это скорее всего отражение сцены когда муж бьет свою жену, ибо когда муж бьёт свою жену, он делает больно не только той части тела по которому он ударил, а делает больно её душе, он ломает её душу. Что ж есть и такие «руки”…

В следующих строках своеобразно, оригинально выражается вечный парадокс прекрасного и ужасного: даже если ты очень красив внешнее, но твой внутренний мир ужасен, и если в нем есть место подлости и злу, ты все равно уродлив и ужасен:

Əlləri görürəm, barmaqları-
ustad pianoçunun olduğu zənn edilsə də
həyasızcasına kiminsə cibinə girəcək.

В стихах через образа рук изображается вся картина мира. Каждая рука – это отражение места человека в обществе, каждое движение рук — эта целая история жизни одного человека, ибо его движение и есть его судьба.

Неожиданные метафоры использованы для отражения доброты и сострадания. Через призму рук отражается желание помочь человека, который сам же нуждается в помощи других. Здесь необходимо отметит оригинальную находку поэта — он нашёл окказиональные слова, которые четко и своеобразно выражают состояние души:

Əlləri görürəm, qırışları-
qocalar evinə aparan unudulmuş, tozlu yolları xatırladacaq.

Есть и прекрасные руки, которое творят добро во имя любви, он пишут любовные письма и дарят надежду людям:

Əlləri görürəm, incə bellərə sarılmış-
sevgi haqqında ən şirin sözləri
həqiqə mənasını anladacaq

Əlləri görürəm, əməlləri
tətiyə uzanacaq
sevgi məktubları yazacaq

Есть руки, которые лишены воли и радости, находясь вдали от родных и детей, слабо опущены… Им сниться их мечта – одни во сне видят свои здоровые пальцы, другие свою семью, и еще сколько- сколько судеб в объятии печали и несбыточной мечты:

Əlləri görürəm, ayaqlar altından itələnmiş
kətilin üstündən sallanan
həmin gün övladından uzaqda
bir ana yuxularını qarışdıracaq

Əlləri görürəm, əlilləri
kəsilmiş barmaqlar yuxularında sahibinə doğru qaçacaq

В мире много людей, которые пришли к власти и к богаству путем обмана, лжи, предательства и преступлений, но их руки всегда дрожать… Поэтическое выражение их судеб уже известно, ибо начертана их судьба – есть и божий суд:

Əlləri görürəm, əlləri
bahalı kresloların məxmər üzlüyündə
xumarlanıb rahat həyat görünüşü yaradırkən
böyük pullardan –
-deməli cinayətlərdən
səksəkə və qorxulardan danışacaq

Жизнь контрасна – в мире где так много лжи, зла, подлости и двуличия, есть место добру, прекрасному, мечте, любви и верности. В палитре жизни есть место и прекрасному – руки нажимают на самый дешевый фотоаппарат, но они запечатлеют бесценные мгновенья жизни:

ən ucuz fotoaparatın düyməsinə basılarkən
ən qiymətli anların – əbədiyyət çaparlarının şəklini çəkəcək

И самые прекрасные руки – это руки наших родителей, которые поднимаются для дуо для нас — для детей и внуков. Ручонки детей, которые рождаются как результат этих дуо…они словно ангелочки цепляются за небо и за солнце…

Əlləri görürəm, göylərə uzalı, apaçıq –
— dua edəcək
əlləri görürəm, bu duadan doğacaq tomtotuq əlləri
bir korun havadan tutmasına bənzər oxşarlıqla
mələklərin ətəyindən yapışacaq

И в конце опять все картинки мира сливаются в самом поэте – все эти судьбы, люди, истории, все сцены жизни кончаются самым поэтом…Опять в его стихах мы находим его самого …Поэт, который расчесывает свои волосы, стараясь изгнать сон, его руки крепко держать за голову, ведь в них так много мыслей, эмоций…Докуривая последнею сигарету он успокаивается под утро…Но все таки он не ставить точку …и так каждый день и каждую ночь:

Əlləri görürəm, şabalıdı saçları qarışdıracaq,
qonuru gözlərdən yuxunu qovacaq,
gicgahları sıxıb ovuşduran görürəm əlləri –
— son siqaret qalmış qutunun üstündə,
dincəlir sübh mehində-
nöqtə qoymaqdan vaz keçəcək…

Конечно, очень трудно сделать выводы обо всем творчестве Салима Бабуллаоглу по анализу его трех стихов. Но… и они дают ясную картину мировозренния и души поэта. Салима Бабуллаоглу как настоящий поэт понимает и осознает, что наш мир – это абсурд, но человек в этом мире должен жить с надеждой и верой. Его можно охарактеризовать как поэта, который дает оценку всему миру через необыкновенную призму – т.е. через себя. Поэт, вращаясь в суете жизни, тем не менее, смог увидеть то, что не дано увидеть всем – он увидел, он описал все краски мира, он не смог отделить себя от них…но он все же смог поставить себя выше всего этого…

07В современной азербайджанской поэзии особое место занимает поэзия Кулу Аксас. Его творчество тоже хорошо знакомо узбекскому читателю через книгу «ХХ аср озарбайжон шеърияти антологияси». Также в интернет ресурсах стихи Кулу Аксас собирают солидную аудиторию.

Его стихи «Нукталар (точки)» отличаются своей философичностью и психологизмом. Многие думают, что в нашей жизни все решают точки. Они не знают, что ни что не стоит на верху над точками кроме Аллаха… Все Что либо происходило в нашей жизни — происходит по велению Аллаха. Всё –всё в нашей жизни — это все лишь точки…А люди не осознавая это думают, что могут изменить мир, перевернуть его, сделать по своему, они не понимают что они всего лишь точки…А иногда люди думают, что могут решить что то через точки (поставив точку), решить чью то судьбу, кому то навредить, кому то угодить. Они не знают, что есть Небо, что есть Аллах, что есть верховный суд и только Он может поставить точку над всем и всего.

В стихах использована необычная анафора — точки. В них сосредоточена вся сущность жизни: и начало и конец, и людская сила и бессилие, и нищета и блеск, все здесь…Людям не стоит быть таким высокомерным, точки ставят не они, а Он! «Нукталар» не просто стихи, а стихи-приговор, стихи-заключение, стихи-обобщение всего:

Dilimdən düşmür bir ad
nöqtələr

Tanridan gözəl cəllad
nöqtələr

Dərdidi dərmanımın
nöqtələr

Arasında qanımın
nöqtələr

Yel vurduqca tökülür
nöqtələr

«Göy» suala bükülü
nöqtələr

Qələm-varaqdı, bir də
nöqtələr

Göydə Allahdı, yerdə
nöqtələr

В стихах Кулу Аксас «Мен» наблюдается тонкий лиризм, острый психологизм, неординарные метафоры и парадоксы:

Mən
Onun qucağını sevindirə bilmədim

O
Məni ata eləmədi

Tanrı gördü
Dinc bəndələrik
bizə baş «ağrısı” əta eləmədi.

Mən
Onu itiyim kimi sevdim

O
Məni tapdığı qədər.

Наверняка эта грустная история пары, которая прожила вместе много лет, но не смогла имеет детей. Пришло время расставаний, они решили «увеличить расстояния между ними», «решили безжалостно взорвать всю и вся». Он хочет уйти, не оглядываясь назад, она знает его характер – он уйдет и все, но она… она, сквозь слезы гладить его щеки…

Вся красота, весь трагизм, вся надежда нашей жизни выражена именно здесь! Ибо развязка стиха очень оригинальна, неповторима, пронизана эмоциями а также парадоксами, присущими творчеству Кулу Аксас. И в них неожиданный парадокс! Они хотят расстаться, но остаются вместе… Такие оригинальные решения заставляют задуматься всех и каждого. Признать, что стихи такого рода — парадоксальные решения украшают поэзию, а может быть и всю нашу жизнь: не смотря ни на что оставаться людьми, ибо любовь между ними прекрасна и превыше всего:

Arabir fişəng atırıq
Aramızdakı sərhədə.

Mən
Onu atıb gedərəm
Zatım qırıqdı, bilir.

Başını qaldırıb soruşuram:
-Sən necə?
Gözünün yaşıyla
Eynəyimi silir…

Заслуживают особенного внимания стихи «Sənsən hər yer…». Это стихи вершина стихов – это стих — обращение к Аллаху. Стихов в этом жанре в узбекской литературе называются «Муножот». Их писал Алишер Навоий и многие другие великие представители узбекской литературы. Кулу Аксас в своем «Муножот»е смог выразить самые сокровенные чувства человека, который обращаясь к Богу становится еще чище, еще сильнее, еще увереннее в себе. Герой, обращаясь к Аллаху осознает, что рано или поздно он обязательно престанет перед судом Аллаха, и ему придется отвечать за все свои деяния:

Sənsən hər yer…
Ömrümdən neçə gün qalıb,
neçə saat, İlahi?
Çoxdan səndən nə zəng gəlir,
nə amanat, İlahi!
Kim kəsib sən olan yerdə
söylə, yolu-yolağı?
Gedim hansı cəhənnəmə,
hardan gəlir sorağın?..
Nə vaxt çaparam dördnala
mən də əcəl atında?
At altımdan uçub gedə,
mən də sənin altından.
Ha uçsam da, öz üstümə
uçar öz günahım da,
Səhvlərimi deyim bəlkə,
çıxım söz günahımdan? –

И вот он признается в своих грехах…Хотя все боятся наказания Аллаха и бегут от этого, но герой не бежит, он считает, что достоин наказания:

…Doğmaca bacın qızına
mehr saldım – yadında?
Nə özgəyə verdim, nə də
özüm aldım – yadında?
Yolda qoydum gözlərini,
gözümü dağlayarsan,
Əllərinə qurban olum,
üstündə saxlayarsan.

Кроме того, что он обманул девушку, он не всегда сумел использовать свой дар, данный ему Аллахом, не всегда смог написать стихи, используя в них бесценный дар Аллаха — слова…Но самый главный его грех – он иногда был не благодарным Аллаху, иногда ему не нравился мир, созданный им, иногда он жаловался на его бесценные дары. Нельзя жаловаться на жизнь и на дары Аллаха, это большой грех! Но Аллах и тогда своей милостью закрывал его грехи, прощал, его, прощал…

Ruhumu tərpətmədi
min cür nazü-nemətin,
Yamanladım taleyimi –
haqdan gələn qisməti…

…Mərhəmətin neyləsəm də,
günahımı aşmada
Çoxdandı ki, içimdə bir
yalvarış dolaşmada…

И прекрасное и поучительное заключение у «Муножот». Герой просит Аллаха дать ему возможность просить прощения за свои грехи. Это «Муножот» самого хорошего и доброго человека, ведь он не просить у Аллаха смерти или еще что то, он просить временами идти туда, где везде и во всем частица Аллаха, где он будет иметь возможность видеть его лик…

Gedib tövbə eləməyə
mənə yer ver, İlahi,
Elə yer ki baxıb görüm
sənsən hər yer, İlahi!..
Günahımı nəylə desən
razıyam yuyum orda,
Əgər gücün çatsa məni
özündən doyur orda…

В «Муножот»е Кулу Аксас переплетаются мысли современных психологов о том, что человек временами должен анализировать свои поступки и делать соответствующие выводы. Только верующий и совестливый человек может так просить у Аллаха о прощении его грехов, ведь не каждый может признать свои грехи… И не каждый поэт может написать такой «Муножот». Данные стихи Кулу Аксас напомнили нам стихи узбекского поэта Улугбека Хамдама «Худойимни соғимдим», т.е. буквальном переводе означает » я соскучался по своему Аллаху”. И в этих стихах не призывается к суициду или к тому подобному, а наоборот призывается жить с совестью, чтобы потом с чистой душой престать перед Аллахом. В этих двух стихах «сливки мысли» вливаются в одном: главной идей «Муножот» является стремление человека к очищению.

07Творчество Элчина Мирзабейли также достойно особого внимания. Его стихи поражают своей структурой, своим глубоким содержанием, своей откровенностью, и в то время нежной и необычайной скрытностью.

Важной и самой главной чертой творчество Элчина Мирзабейли является философическое видение мира через любви к Аллаху. Для Элчина Мирзабейли как поэта очень важным является его художественно-философическое восприятие познания мира. Ведь он очень хорошо осознает, что в мире есть только две вещи – жизнь и смерть. А между жизнью и смертью есть единственная правда – любовь к Аллаху. Он воспевает именно эту любовь. Его стихи – это его молитвы к Аллаху, его стихи это его диалог с Аллахом. И только любовь к Аллаху по настоящему возвысить человека. Только у Аллаха можно просить прощение, и только Аллах имеет право на месть. Эти вековые аксиомы в стихах Элчина Мирзабейли приобретают иную –поэтическую смысл и форму. Именно эта черта его творчества оказывает огромное влияние на читателей. Подтверждение наших мыслей это такие стихи как:

Bir bilsən nə qədər yorğunam. Allah,
Alan yox bu yükü çiynimdən mənim…
Ruhum əzab çəkir bu dar bədəndə,
Soyundur bu ömrü əynimdən mənim…

***

Bu şəhəri kim doğdu, kim böyütdü, görəsən,
Nədir bu qədər qəzəb, bu qədər kin, İlahi?!
Sevgimizi kim uddu, kim üyütdü, görəsən?
Nə vaxt sonu gələcək bu nifrətin, İlahi?!

Своеобразны и неповторимы стихи поэта, посвященные вечным проблемам жизни. В стихах «Sən hardan bilirsən tənhalıq nədir?»
наблюдается тонкий взгляд поэта на мировоззрение молодой девушки, поэт её ласкательно называет «дочурка» — qızcığaz. Откуда ей знать, что такое одиночество, ведь она еще не познала и каплю страданий, разочарований…не узнала сладость победы и горечь поражений. Она еще совсем молода и не опытна, и она еще не смеет писать и говорить об одиночестве, поэт одновременно её как бы упрекает, и в то же время обращается к ней ласково, жалеет её и предупреждает о настоящих страданий, которые её ждут в дальнейшей жизни. Очень красиво и поэтично выражены мысли поэта-философа, они заставляют задуматься всех и каждого.

Sən…

Heç
Sevgiylə qətl edildinmi?

Ruhunu asdılarımı
Özgə istəklərinin
dar ağacından…

Gözlərini açdınmı
Alnından süzülən
Soyuq tər damlalarının
Titrəyişinə?

Еще более поэтичны и не ординарны стихи — «Gəl sükutda susaq…». Читая эти стихи, не вольно на память приходит песня Дианы Гурской «Мама, я вдоволь наговорилась с тишиной»… В этих стихах такая же возвышенность и красота чувств. Герой стиха так одинок, что одинок даже среди своих родичей, его не понимает ни одна душа… Дороги к его любимой так далеки, все краски мира для него стали черним черны. Но герой так благороден, так возвышен, он как настоящий аристократ — все держит в себе, ни какая сила в мире не заставить его произнести вслух свою боль, обличить его одиночество. Герой предпочитает вести беседу с тишиной, он говорить — давай послушаем тишину, она сто раз лучше, чем речь людей, которые тебя не понимают и не хотят понимать:

…Bir ömür kimsəsiz…

Doğmalar içində,
Doğmalar sevgini yağmalar içindən…

Bu sayaq sıxmalar, boğmalar içində
Bütün qəlblər məhbəs,
bütün eşqlər yasaq…

Вечную борьбу света и тьмы, надежды и разочарований, радости и печали мы наблюдаем в стихах «Bircə kəlmə payız…». Хотя принято считать, что последняя любовь — осень человеческих чувств… Но в этих стихах ярко выражен такой парадокс чувств, что осень она для героя — и осень и весна одновременно…Герой просить её, чтобы она вычеркнула его имя. Но в то же время он в растерянности – хочет чтобы она все таки зажгла новый свет надежды в своей душе. Такое великолепное выражение чувств в стихотворных строках наблюдается очень редко:

Sil mənim adımı,
Sil…

Yenidən sil…

Sevgi qatarının son biletindən.
Qəlbimdə ilməsiz bircə yer qalıb
Dur as gözümdəki portretindən…

Неповторимы стихи «Qış nağılı». В них мы наблюдаем неординарные метафоры, свойственные только Элчину Мирзабейли:

Getdin,
Ümidlərin yol ayrıcında
Nə qərib göründü bu şəhər sənsiz…

Üşüdü gecənin tənhalığında…
Qışa təslim oldu bu səhər, sənsiz…

Герою кажется, что без его любимой город так легко сдался зиме, была бы она рядом, даже в зиму у него на душе расцветали бы цветы. Пусть хранить Аллах душу всех, и чтобы на душе у каждого никогда не наступала зима… В этих стихах так грустно чувствуется образ и дух одиночества. Но так красиво выразить своё одиночество!

Можно считать, что среди стихов Элчина Мирзабейли словно жемчужина или как бриллиант сверкают стихи «Sənsizlik». Мы наблюдаем всё великолепие поэзии души…Она ушла на миг, но герою этот миг кажется целой вечностью. Герою кажется, что любимая покинула его навсегда, что и начало и конец разлуки – эта разлука. Хотя очень грустны и печальны мысли героя, но в них утаено столько любви, нежности, веры, надежды, позитива и оптимизма. Каждый может прочитать в них свою историю любви, каждый может в них найти себя. Такие стихи носят общечеловеческий характер, именно поэтому они могут быть любимы всеми народами мира. Не знаю, какие стихи являются Серенадой для влюбленных в Азербайджане, но «Sənsizlik» мог бы претендовать быть ею.

Gəl, gülüm…
Yetimdi bu qapı sənsiz…

Ayaq səslərinə təşnə dəhlizim.
Bəlkə bir an öncə getmisən, amma
Mən yenə sənsizəm…

Yenə sənsizəm.

Такие же прекрасные стихи о любви –«Kədərimi öp bir az…». Неожиданные метафоры и уподобления делают стих поэтичным щедевром –обними ветер, этот ветер откроет мою душу и увидишь в ней всю мою печаль, мою тоску, мои надежды и страдания…Следует подчеркнуть, что высокохудожественная метафора украшает образ героя — Обними мою ночь, поцелуй моё утро, у меня нет ничего кроме печали – обними мою печаль. Такие божественные стихи никого не оставят равнодушным.

Gecəmi al ağuşuna,
Səhərimi öp bir az.
Nisgilimlə qolboyun ol,
Kədərimi öp bir az…

Стихи Элчина Мирзабейли «Kimsə bilməyə» еще один красивый и неповторимый крик души. В них слезы и боль души, которая всю жизнь скрывает в себе свою любовь. Такой тип героя можно найти исключительно в восточной поэзии. Только в восточных строках можно найти красоту души, тайно и бережно хранящую свою любовь…Герой сам смеётся над своей судьбою, даже после смерти своего любимого над его гробницей не может сказать ему о своей любви, молча протирает слезы на надгробном камне. Даже если каждый день медленно-медленно умирает от любви – но не скажет ни слово о своей сокровенной тайне сердца. Воистину восточная мудрость затаилась в «Kimsə bilməyə»:

Varıb eşqin hücrəsinə
Əzabdan çatlasın sinən…

Bir sevdadan dönə-dönə
Öləsən, kimsə bilməyə…

Все эти стихи дарят читателю новые эмоции, свежие ощущения и осознание всего прекрасного и высокого. Стихи Элчина Мирзабейли еще и более укрепляют веру и любовь к Аллаху, они также возвышают и земную любовь. Ибо Аллах из всех своих творений только человеку дал великий дар – язык, с помощью которого мы можем выражать свои чувства и помысли. И поэтам дана великая миссия — украсить наш мир своим словом, выразить наши чувства и мечты столь красиво и оригинально.

07В современной поэзии Азербайджана заметны не только профессиональные поэты, но и поэты, которые помимо своих основных профессий служат искусству слова — литературе. Одним из ярких представителей современных газельханов Азербайджана является Ясин Халил. В его книге «Sehin nagili” (Baki, 2014, 463 с.) собраны более 400 газелей написанные в разные годы (Анализ газелей Ясин Халил будут проведены в сравнении с некоторыми газелями Алишера Навои и Бабура, ибо они являются бесценными примерами газелей в арузе).

Одной из ярких газелей в данной книге является газель с рифмой «Şerim də». В ней открыто, выражена вся сущность самого поэта, здесь нет ничего скрытого, тайного, как это наблюдается во многих газелях Навои и Бабура. В классической узбекской литературе это вид газелей называется «шарҳи ҳол”. Поэт выражает и раскрывает все свои мысли, стремления, цели, радости и печали в своих стихах. Благодаря своей искренности, честности, прозрачности они — стихи:

Dadlı, duzlu, lətifdi şerim də,
İncə, kövrək, xəfifdi şerim də.

Bir gülün dəmbədəm adın çəkirəm,
Odu ki, çox zərifdi şerim də.

Стихи поэта — это и есть зеркало его души, его мысли навечно стали пленниками его стихов…

Fikrimi gözlərində həbs etdi,
Tora düşmüş hərifdi şerim də.

Поэт подчеркивает, что тот кто хочет знать о его жизни пусть читает его стихи, крик его в души в стихах, его мысли, его мечты, его вся сущность в его стихах …И тот кто считает его слабым, значить он не читает его стихи:

Düzdü mən dərdi-yardən zəifəm,
Kim deyir ki, zəifdi şerim də.

Но не всегда поэт может выражать свои печали и боли, ведь он поэт и иногда он должен скрывать это, он вынужден улыбаться, когда ему больно, он иногда вынужден писать совсем другое, хотя его боли и печали накопились и уже они в несколько слоев:

Dərdlərim var çeşid-çeşid, Yasin,
Odu ki, müxtəlifdi şerim də.

Такое выражение мыслей мы встречаем у Бабура тоже, он пишет:

Кўнглим гулнинг ғунчасидек таҳ-батаҳ қондур,
Агар юз минг баҳор ўтса очилмоғи не имкондур.

У Бабура в этих строках говорить о своих болей и печалей, они накопились в его сердце в несколько слоя, но он не всегда имеет возможность о них сказать…

Алишер Наваи выделяет три вида любви: первая — хос ишқи (любовь к женщине), вторая – сиддиқ ишқи (любовь к Аллаху), третья — авом ишқи (любовь ко всему живому). Он в своем диване «Фавойид ул-кибар» («Полезные советы старости») разместил многие свои газели, в которых воспеваются все три вида любви. Также здесь очень много газелей Навоий, где отражена любовь в преклонном возрасте. Например, одна из них:

Ваҳки, бўлдум ишқ аро бир бевафога мубтало,
Бўлмасун аҳли вафо мундоқ балоға мубтало.

Подшо бирла гадо ҳолига кулса не ажаб,
Бўлса мен янглиғ гадое подшога мубтало.

Кир харобат ичра бўл риндлар вобастаси,
Хонақаҳда бўлғунча аҳли риёга мубтало.

Эй, Навоий , ёна ул кексаликда бўлса халос
Аҳд қилдиким ёна бўлмай ёнаға мубтало.

В данной газели Навоий описывает состояние души человека, который влюбился на старости лет, как он стал «мубтало» любви… Среди газелей Ясина Халила мы встречаем все три вида любви по Навоий и хос ишқи, и сиддиқ ишқи, и авом ишқи. В этом смысле своеобразна газель «Saldın məni, ey gül, dəli sevdayə bu yaşda». Герой сам себе удивляется и не может осознать, что с ним происходить…разве можно влюбиться на старости лет? Он страдает, что его дух отделился от его тела — его дух, его мысли далеко от него, они там, где его возлюбленная, но тело его здесь, он вынужден жить и находится здесь… Здесь и великая любовь к Аллаху — ведь ничего не происходить без веления Аллаха, ибо и эта любовь это подарок Аллаха ему на старости лет:

Saldın məni, ey gül, dəli sevdayə bu yaşda,
Tən eyləyir aləm məni-rüsvayə bu yaşda.
Eşqin, inan Allaha ki, ey qönçədəhanım,
Döndərdi məni bülbüli-şeydayə bu yaşda.

Поэт выражает состояние своего героя не сложными, порою откровенными словами, но и простата слов дарят наслаждение читателю, ибо красота слов Ясина Халила в их простоте… Сколько бы герой не пил вина, но свою печаль и свою боль не смог утопить в вине, сколько бы герой не старался забыть её, но наоборот день за днем все сильнее привязывается к ней…

Yüz dəfə alıb gündə qədəh saqi əlindən,
Qurşandı könül badeyi-səhbayə bu yaşda.
Ar eylədi o heç nə yaxından, nə də yaddan,
Bağlandı könül zülfi-çəlipayə bu yaşda.

В следующих строках газеля передаются очень поучительные и психологические, можно сказать философические мысли героя-поэта — не стоит смеяться, что герой полюбил в таком возрасте, Аллах может сделать так, что и тот человек который смеётся над ним сам же может оказаться в этом положении… любовь к Аллаху и здесь превыше всего:

Əhvalımı kim gördü təəccüblə soruşdu:
Heç eşq-məhəbbətmi olar, ayə, bu yaşda?
Kamilləşər insan, bu məsəldir, qocalanda,
Düşdüm görəsən bəs niyə xülyayə bu yaşda?

Поэт-герой описывая свои страдания, одновременно горд тем, что Аллах дал ему такую чистую любовь в эти годы, он считает, что можно
любить и писать в свои годы так красиво и хорошо, что другие, даже молодые, будут завидовать ему. В данной газели есть все три вида любви и все они прекрасны по-своему:

Şair, elə yaz şerini heç kim deməsin, bax
Sən bir buna, bir yazdığı misraya bu yaşda.

Одним из характерных газелей Ясин Халил является газель «Göz yaşım axır sel kimi, dəryayə sığışmaz». Основная идея газеля — восхваление влюблённого и эго мучений. Без мучений и страданий ашик не добеться своего. Ибо в газели воспевается и земная любовь, и мировоззрение поэта-газелхана, что его душе малы даже и самые просторные просторы:

Göz yaşım axır sel kimi, dəryayə sığışmaz,
Dərdim o qədər çoxdu ki, dünyayə sığışmaz

Nolaydı, dedim, yarımı röyada görəydim,
Arzum, diləyim amma ki, röyayə sığışmaz.

Сколько бы не старался влюбленный в поисках слово для описания красоты своей возлюбленной, его слова не вмещаются в самые широкие «океаны мыслей и значений», его мысли ни как не могут вместится в несколько строк, ведь его душа в объятиях миллионов строк:

Söz yox o gözəllər gözəli yarıma layiq,
Gül surətinin tərifi mənayə sığışmaz.

Vəsf eyləməyə hüsnünü əfsanələr azdır
Könlümdəkilər bir neçə misrayə sığışmaz.

Здесь и Шекспир во своей знаменитой фразой, и поэт, которому море ни по чем, когда в поисках своей возлюбленной…В его газелях мы наблюдаем не сложный и в то же время очень красивый азербайджанский язык:

Dünya dedilər səhnədir, insanlar oyunçu,
Mən oynadığım amma təmaşayə sığışmaz.

Divanə kimi çoxları səhrayə düşübdür,
Yasin elə divanədi, səhrayə sığışmaz.

Самой главной отличительной чертой газелей Ясина Халила является то, что его газели написаны без фарси и араби. Именно к этому призывал великий Алишер Навоий. Он в своем произведении «Мухокамат –ул –луготайн» так говорит: «Я сначала начинал писать свои стихи на фарсий. Но когда пришло время поразмыслить о тюркском языке…передо мной раскрылся мир, который содержит тысячи –тысячи сокровищ … этот мир словно цветник и сад, который не ступила нога человеческая…Мир тюркского языка приворожил меня. Для написания газелей тюркский язык тоже идеален».

Ясин Халил старается избегать старых терминов и словосочетаний, язык его газелей «чистый». Его герои в основном герои реального мира и настоящей любви, конечно, ест и элементы божественной любви.Они посвящены и природе, и любви, и общественным отношениям и т.д.

Обобщая наши наблюдения можно сделать следующие выводы:

1. Современные поэты Азербайджана разные и неповторимые, не встретишь один прием, одну метафору который употребил тот или иной поэт у другого поэта. Разнообразие тем и жанровых особенностей делают данную поэзию интересной и заманчивой. У узбеков есть замечательное изречение, его употребил наш великий писатель Абдулла Кадырий: «У каждого цветка свой аромат, у каждого цветка свой цвет и очарование».

2. У каждого поэта свой образ, имидж и путь. У кого-то романтический, игривый, легкий и заманчивый, у кого-то очень сложный и философический стиль написания. Они все дарят просветительскую и эстетическую пищу для души. Желаем поэтам успехов в творческой жизни. Пусть и дальше радуют глаза и души своих читателей своими стихами и газелями.

Источник: Bakuinfo.Az

005

(Посещено: в целом 300 раз, сегодня 1 раз)

Оставьте комментарий