Борец за свободный Туркестан и первый казахский диссидент

07«Правительства Алаш-Орды и Туркестанской автономии, избранные после Октябрьской революции 1917 года народными представителями на съездах в Оренбурге и Коканде, являлись единственно легитимными на территории Центральной Азии, тогда как большевистская власть была насильно навязанной. И, как следствие, ни одну из надежд народов ЦА она не оправдала. Самое яркое и трагическое доказательство этого – искусственно организованный в Казахстане голод, унесший половину населения». Далее

Сайфи Сараи. Сухейль и Гульдурсун

zolotaya_orda_islam03.jpgСамый тонкий и изящный поэт Золотой Орды Сайфи Сараи жил и писал в Сарай-аль-Джадид, в столице Золотой Орды, много путешествовал по стране. Его самый известный труд – поэма «Гулистан бит-тюрки». Далее

Древняя алфавитная письменность тюркского мира

09   Древнетюркская руническая письменность (тюркская руника) Южной Сибири, Монголии, Средней Азии и Казахстана является исключительно ценным источником для истории тюркских языков и их носителей. Регионы распространения и хронологические рамки древнетюркской письменности так или иначе соотносятся с древнетюркской государственностью VI-Х вв. Далее

Великое слово — Бер. Несколько слов о тюркском слове — бер

07    В очень далекие времена появилось оно, еще до новой эры. Перевод: — один, первый, одинаковый. В современных языках, у носителей тюркской речи, звучит по-разному: бр, бер, бир, бэр… (Бергелеп, берлек, берлешеп, беритеп, берлету…). А самое главное его значение, это — один. Первый!.. Далее

Александр Джумаев. «Устав Среднеазиатских музыкантов» в переводе Чулпана.

021  Но заголовок на первой странице рукописи не оставлял сомнений: в руки мне попал уникальный исторический документ, по-видимому не известный ещё учёному сообществу и не введённый в научный оборот: «Рисоля Среднеазиатских музыкантов. Перевод Чулпана». Именно потому, что не ожидал здесь встретить имя выдающегося поэта, писателя, драматурга, переводчика Абдулхамида Сулеймана угли Юнусова (1898–1938), вошедшего в историю узбекской культуры под творческим псевдонимом (тахаллус) Чулпан. Далее

Чулпан. Стихи

bev_doollittle_eagle_fly.jpg    «Чулпан, — писал критик Вадуд Махмуд в газете “Туркестон” в декабре 1923 года, — является новым поэтом узбеков. Поэтому в его сборнике “Источники” кипят сегодняшний дух, состояние и сознание узбекского народа. Здесь в полный голос звучат узбекский язык, узбекская мелодия. Здесь взлетают в небеса волны национального духа. В сборнике плачут чувства, боли, волнения узбеков”. Далее

Мухаммад Наршахи. История Бухары

QtZDI0NGN.jpg    «История Бухары» (Ташкент, 1897. — 128 c.), или, как ее принято называть, «История Наршахи», принадлежит к числу сочинений, посвященных истории отдельных городов и появившихся как литературный жанр в IX в. Данное сочинение является своеобразной уникальной энциклопедией по истории (в широком смысле этого слова) Бухары — одного из важнейших культурных центров Средней Азии. Далее

Монгольское нашествие: как рабы превратились в «спасителей ислама»

mamluks0 0.jpg   Огромное монгольское войско вторглось в 1259 году в Сирию и Египет. Однако, вопреки ожиданиям, у «Источника Голиафа» их остановили степные «турки» — мамлюки. Это имело последствия для всей мировой истории. Далее

985 лет назад Махмуд Кашгари начал работу над своим великим произведением «Девону луготит турк»

devon25 января 1072 года Махмуд Кашгари начал работу над своим великим произведением «Девону луготит турк» (Словарь тюркских наречий)

   Махмуда ал-Кашгари, человек огромной для своего времени эрудиции и таланта, создал уникальный, не имеющий аналогов словарь, ставший одним из ценнейших памятников культуры и истории тюркских народов. Современное востоковедение, в том числе арабистика и тюркология немыслимы без этого произведения. Учёные – тюркологи считают это произведение первым, более чем на семь веков опередившим своё время сравнительно- историческим исследованием. В нём они находят прообраз методологических принципов, утвердившихся в науке лишь в 20 веке. Оно достаточно востребовано и в читательской среде. Первый полный перевод его был осуществлён в Турции на турецком языке. Имеются также переводы на английском, уйгурском, узбекском, казахском, русском языках. Значительная часть материала этой книги была использована в изданном в Германии словаре древнетюркского языка на немецком языке. Далее

Сабит Садыкович Ахматнуров. Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв.

09    В VI веке представители сравнительно небольшого этноса предгорий Алтая, называвшие себя «тюрк», сумели в относительно короткое время объединить множество тюркоязычных племён и народов. Они объединили тех, кто говорил на одном с ними языке, имел схожую культуру, хотя и с различиями в образе жизни. Сегодня тюрками себя называют около двухсот миллионов людей Евразии от Тихого Океана до Средиземного моря, от Арктики и до Ирана. Они разные. У одних глаза широкие, миндалевидные, у других – узкие. У кого-то волосы чёрные, у других – русые, рыжие; носы прямые высокие или уплощённые, курносые. Антропологические и расовые различия у представителей тюркоязычных народов указывают на сложность процессов этногенеза, а также на то, что этнос и раса – понятия разных систем отчёта (30, с. 357). В определённой мере подобное можно встретить у великороссов, проживающих чуть ли не в тех же границах 1/6 части суши планеты Земля. Случайно ли это? Далее

Парвиз Гасымов . Агония вымирающих догм об этногенезе тюрков

09    Интересно узнать, используя  изжившие себя методы и руководствуясь устаревшими догмами, сами эти ученые задают ли себе вопрос: не защищают ли они устаревшую шовинистическую парадигму европейских расистов-филологов и расистов-археологов 19 в., которые искали и «находили» на стороне чужих предков для такого конструкта как «индо-европейцы» или «индо-иранцы»? Далее

Казуо Маримото. Загадочная генеалогическая таблица Тимуридов: свидетельство притязаний на Яссави-Алидское происхождение?

6a00d8341c464853ef017ee6fa5480970d-500wi.jpg    В данной статье Казуо Маримото анализирует генеалогическую таблицу, составленную во второй половине 15го века, являющую собой неизвестную до этого родословную Тимуридов. Более пристальное изучение ее показывает, что она представляет собой образец легитимации, распространенной среди суфиев-ясавитов Центральной Азии. Далее