Сайфи Сараи. Сухейль и Гульдурсун

zolotaya_orda_islam03.jpgСамый тонкий и изящный поэт Золотой Орды Сайфи Сараи жил и писал в Сарай-аль-Джадид, в столице Золотой Орды, много путешествовал по стране. Его самый известный труд – поэма «Гулистан бит-тюрки». Далее

Алишер Навои. Новое издание: юбилейный альбом, выпущенный «Иностранкой» к 575-летию великого поэта

003      О том, как отмечалось 500-летие поэта в военном 1941-м и что вошло в юбилейный альбом,под названием «Рукописи и литографированные издания произведений Алишера Навои в московских собраниях», выпущенный «Иностранкой» к 575-летию Навои. Издание осуществлено при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и адресовано литературоведам, востоковедам-тюркологам, а также всем ценителям творчества Алишера Навои и интересующимся средневековой восточной литературой. Далее

Захириддин Мухаммад Бабур. Афоризмы. Рубаи

09    Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. Лирические произведения собраны в «Кабулский диван» (1519), затем в «Индийский диван» (1529-30). Он написал стихи в более 10 жанрах восточной лирики. В его стихотворениях отражены его личная жизнь, окружающая среда и исторические события. Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Мастерство поэта выражается в оригинальном литературном стиле и умелом использовании наиболее выразительных средств тюркского языка. Далее

Государственный музей Востока (Москва) представляет выставку иллюстраций к «Бабур-наме»

08«Бабур-наме. Миниатюра». 14 – 29 мая 2016 (открытие: 13 мая в 18.00). Москва, Никитский бульвар, д.12-а

Музей Востока представит одну из своих ценнейших коллекций – иллюстрации к историческим мемуарам основателя Империи Великих Моголов Захира ад-дина Мухаммеда Бабура (1483-1530), сообщается в пресс-релизе музея. Далее

Зеркало как символ в узбекском фольклоре и в творчестве Алишера Навои. Тоирова Н. И.

08    Статья посвящена проблеме символа «зеркало». В ней рассматривается идеолого-эстетическое значение данного символа. Кроме того, исследуется использование символа «зеркало» в узбекском фольклоре и его влияние на творчество Алишера Навои. Этот символ был использован А. Навои как психологический символ, усиливающий описание внутреннего мира героев и отражающий не только национальные традиции, но и религиозные воззрения своего века. Далее

Захиреддин Бабур: клинок и перо «Тигра»

004К дню рождения великого поэта и государственного деятеля

     Бабур (1483–1530) – поэт, философ, мыслитель, наследный принц-тимурид, ему не надо было доказывать свое право на власть. Это был аристократ в десятом колене, ведущий свою родословную от Тимура по линии отца и от Чингисхана по линии матери. Сын, брат, внук и правнук ханов, шахов и султанов, он мог позволить себе роскошь оторваться от земли и подумать о возвышенном. Правда, злые и алчные родственники периодически напоминали ему о делах насущных, и тогда Бабуру приходилось доказывать свое право на жизнь и власть с помощью меча. За это он и получил почетное имя Бабур (что значит Тигр). Далее

Айдын Наджафов. Подарок к сорокалетию.

04Ко 575 летию  рождения великого мыслителя и поэта Алишера Навои

Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер) – родился 9 февраля 1441 в г. Герате, умер там же 3 января 1501. Он не только выдающийся поэт Востока, но и философ суфийского направления. Со дня смерти поэта минуло ровно 511 лет. Он автор знаменитой «Сокровищницы мыслей», а также крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, раскрывающих духовную жизнь Центральной Азии XV века. Как истинный мусульманин он верил в возмездие Божье, призывая творить только добрые дела, иначе по кармическим законам придется расплачиваться за все содеянное зло. Величие и красота человека, считал он, заключается не в том, какую должность и какой сан он приобретает в обществе, а в том, как он способен возвысить свои духовные качества, перед великолепием которых люди готовы с уважением склонить головы. Далее

Е.Э. Бертельс. Навои. Опыт творческой биографии. (Отрывки из книги)

5509 февраля — 575 лет со дня рождения великого мыслителя и поэта Алишера Навои

     Эта книга представляет собой попытку построить творческую биографию Навои. Она предназначена для читателя, желающего ознакомиться с жизнью и творчеством великого узбекского поэта. В основу биографии положен классический труд В.В. Бартольда, но автором сделаны необходимые дополнения из новых, вошедших за это время в науку материалов. Преимущественное место в данной работе отведено анализу литературной продукции Навои. Далее

Шамсиддин Камолиддин. К биографии Ахмада Югнаки.

09   В истории развития средневековой литературы тюркоязычных народов Средней Азии особое место принадлежит Ахмаду Югнаки – автору поэтического произведения «Хибат-ал-хака-ик» («Дар истин»). Об авторе этого труда, являющемся одним из наиболее ранних тюркоязычных поэтов исламского времени, сохранились очень скудные данные, которые можно почерпнуть, главным образом, из самого этого единственного дошедшего до нас его произведения, а также из сочинений более поздних авторов. Далее

Два муллы, два друга, два поэта: Вели Видади и Панах Вагиф

024   Вершинные достижения поэзии XVIII в. связаны с именами двух художников — Молла Панаха Вагифа и Молла Вели Видади. Многое сближает этих поэтов. Вместе они преобразовывали язык поэзии, форму стиха. Именно в творчестве Вагифа и Видади достигнута гармония письменных (классических) и народных (ашугских) традиций. Далее

Лирика Алишера Навои

035
То море плещет, ценный дар скрывая,
Все капли в нем — как бы вода живая.
Его равняют с царскою казной,
«Сокровищницей мыслей» называя.

    Низамаддин Мир Алишер Навои (1441-1501) – выдающийся узбекский поэт, убежденный гуманист, мыслитель, государственный деятель. Далее

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ И СУЛТАНА ХУСЕЙН-МИРЗЫ

06Взаимоотношения знаменитого поэта, литератора и мецената Алишера Навои и последнего тимурида султана Хусейн-Мирзы за последние годы привлекли внимание писавших об Алишере в связи с тем, что он признан основоположником узбекской литературы. Едва ли не первый толчок к разрешению вопроса о взаимоотношениях этих лиц был дан акад. В.В. Бартольдом1. Основываясь на концепциях, изложенных им в главе V «Годы немилости и упадка влияния (1487-1494)», отчасти поддаваясь стремлению к модернизации – видеть в великом человеке революционера, некоторые, писавшие об Алишере, хотели представить его взаимоотношения с султаном как взаимоотношения «царя и поэта» (аналогия: Николай I и Пушкин). Далее