Усман Карабаев. Наследие Нажмиддина Кубро и его теория «латоиф»

021    По мнению Кубро, духовное состояние мурида должно пройти три составные части: круг, пятно и точка. Круг — это Вселенная, пятно — образ мира, точка — центр (вахдат) Вселенной. Осознание сути точки — это осмысление сути божественного мира. Этой схеме — круг, пятно и точка, находящейся в постоянном движении, присущи и определенные, сменяющие друг друга от периферии к центру, цвета. Каждая религия, идеология вносят в теорию цвета свое понимание.

Усман Карабаев
НАСЛЕДИЕ НАЖМИДДИНА КУБРО
И ЕГО ТЕОРИЯ «ЛАТОИФ»

033

Шейх Нажмиддин Кубро — известный представитель суфизма ХТТТ в., ученый, оставивший после себя богатое наследие в области многих наук. Его учение, получившее название «Кубравия», т.е. величайшее, или «Захабия» — золотое, оказало большое влияние на духовную жизнь не только империи Хорезм-шахов, но и на весь исламский мир. Нажмиддин Кубро — не только мыслитель, основоположник нового течения в суфизме, но и выдающийся психолог, знаток человеческих душ. По его мнению, человек — микрокосмос («олами сугро»), в котором сосредоточены все свойства макрокосмоса («олами кубро»). В процессе духовного совершенствования человека пир (наставник) должен вести мурида (ученика) по лестнице тариката, состоящей из десяти ступеней (Товба, Зухд, Таваккул, Каноат, Узлат, Таважжух, Сабр, Мурокаба, Зикр, Ризо), к истине — Аллаху.

В своих произведениях «Ал-усул ал ашара», «Рисола ат турук», «Фи ахбаб-ус-соликин», «Фавойид ул жамол» и многих других Нажмиддин Кубро важное место отводит теории «латоиф», согласно которой космос состоит из невидимого центра, находящегося в окружении сознания, чувств, духа и тела. Суфий с помощью специальных упражнений должен чувствовать и видеть этот центр, который является результатом изменения состояния, формы и цвета. По мнению Кубро, духовное состояние мурида должно пройти три составные части: круг, пятно и точка. Круг — это Вселенная, пятно — образ мира, точка — центр (вахдат) Вселенной. Осознание сути точки — это осмысление сути божественного мира. Этой схеме — круг, пятно и точка, находящейся в постоянном движении, присущи и определенные, сменяющие друг друга от периферии к центру, цвета. Каждая религия, идеология вносят в теорию цвета свое понимание. Теологи ислама и особенно суфии связывают ее с душевным состоянием человека. Теория цвета существует почти во всех суфийских течениях. Она характерна, в частности, для работ Яссави, Бектоши, Кубро. По мнению Кубро, цвета сменяют друг друга таким образом: белый — желтый — синий — голубой — зеленый — красный — черный. Эти семь цветов связаны с семью состояниями духа мурида. Белый цвет — ислам, желтый — ийман (совесть), синий — эхеон (дар), голубой — имтинон (вера), зеленый — иймон (полная вера), красный — ирфон (знание), черный — хайрат, хаяжон (удивление, восхищение), т.е. каждый цвет имеет определенное значение, обозначает какой-то символ.

Белый цвет у многих народов символизирует чистоту, невинность, честность. У Нажмиддина Кубро этот цвет так же символ очищения. И только после достижения чистоты и честности мурид может вступить на путь «тариката».

Желтый цвет в отличие от белого у различных народов не имеет столь определенного значения. К примеру, предки центральноазиатских народов к желтому цвету относились как к цвету солнечных лучей, огня, золота, богатства и т.д. У европейцев желтый цвет — цвет осени, символ прощания с теплым летом и, по-видимому, такие понятия, как разлука, печаль, болезнь, ассоциируются с этим цветом. У Нажмиддина Кубро этот цвет символизирует высокое чувство любви к богу как началу жизни во имя бога.

Синий цвет — цвет неба, моря, обозначающий у северных народов цвет холода и тени, у восточных — бесконечность и вечность. У Кубро он символизирует «эхеон» — дар, посвящение новой жизни, добру, само осмысление, очищение от грехов, начало перехода от обыденной жизни к «тарикагу», духовному развитию.

Голубой цвет — цвет мечты, нежности, обаяния, воды. У Нажмиддина Кубро он обозначает вступление после «тавба» на путь веры, состояние освобождения от нечистых раздумий и дел — «харом», воздержания от дел, запрещенных богом, переход к делам чистым — «халол».

Зеленый цвет — символ пробуждения жизни, оживления, нового роста, цвет травы и листьев. У Кубро — это цвет настоящей веры, состояние мурида в момент, когда его душу полностью охватывает истинная вера в бога.

Красный цвет, с одной стороны, имеет оберегающее значение, символизирует плодородие, красоту, радость, любовь, с другой стороны — месть, вражду, войну, кровопролитие. У Кубро красный цвет гак же не спокойный символ — это начато отделения духа от тела, забота о душе, осознание духовного мира.

Черный цвет у многих народов — символ тьмы, несчастья, горя, — это цвет траура, гибели, таинственности, подземного мира и т.д. У тюркских народов черный цвет означал силу, величие, могущество, а также цель. У Нажмиддииа Кубро черный цвет отражает приближение души к цели — порог божественного мира. Это постижение божества, восхищение божественным миром. Особое место в теории Кубро занимает бесцветие. Оно символизирует достижение цели «хакикат» — истинного объединения с божественным миром, истиной. Последовательный переход души от одного состояния к другому (от одного цвета к другому) является совершенствованием души. Развитие теории «цветового» состояния души (по Кубро) называется «Таяаввун», а состояние истинного объединения с божественным миром — «Тамкин».

Ученик, совершенствуясь и изменяясь, должен чувствовать и сообщать учителю об изменении форм и цветов его духа. В свою очередь учитель по ответам ученика определяет, на каком уровне развития ученик находится. Идеи и теория Нажмиддина Кубро о связи форм, цветов с мировым духом и душой человека получили дальнейшее развитие у его учеников и других-ученых — суфиев последующих поколений. В наши дни изучением идей Кубро занимается узбекский ученый — доктор филологических паук, профессор Нажмиддин Комилов, уделивший особое внимание теории «латоиф», которая вызывает большой интерес не только у теологов, философов, филологов, историков, психологов, педагогов, искусствоведов, но и у художников, дизайнеров, музыкантов, хореографов, работников театра, кино и телевидения, в деятельности которых немаловажное место занимает взаимосвязь формы и цвета с человеческим духом.

Источник: www.sanat.orexca.com/

044

Оставьте комментарий