Несколько дней назад карабинеры из подразделения культурного наследия нашли и конфисковали внутри хранилища одного из швейцарских банков полотно, уже подготовленное к продаже британскому трастовому фонду за 120 млн евро. Складывается впечатление, что иностранные покупатели не знали ничего: ни о прошлых судимостях владельца, одного из членов мафиозного клана Рафаэля Кутуло, ни о сомнениях некоторых экспертов, которые считают картину фальшивкой. Продажу блокировала прокуратура города Пезаро благодаря международному судебному запросу. Теперь следователи области Марке обратятся за сотрудничеством к министерству культурных ценностей для оценки и анализа картины, чтобы, наконец, разгадать тайну.
Интрига Леонардо, поссорившая историков:
«На черном рынке стоимость составит до 120 млн евро»
Изабелла д’Эсте (итал. Isabella d’Este; 8 мая 1474 — 13 февраля 1539) — супруга маркграфа Мантуи, ценительница искусства и покровительница знаменитых художников, одна из известнейших женщин итальянского Ренессанса, прозванная «примадонной Возрождения» (la Primadonna del Rinascimento).
Её карандашный портрет оставил Леонардо да Винчи, живописный — Тициан (плюс вторая картина, La Bella, которая тоже, возможно, является её портретом), и посмертное изображение — Рубенс. Её скульптурное изображение на медалях оставил Джан Кристофоро Романо, также существует бюст его работы, который также считается её портретом, в основном, благодаря сходству с работой Леонардо. Из переписки известно, что её портреты писали Мантенья, Джованни Санти, Джанфранческо Майнери, Лоренцо Коста, Франческо Франча, а также что Леонардо выполнил еще один подготовительный рисунок.
РОВНО ГОД НАЗАД
Портрет Изабеллы д’Эсте, приписываемый кисти Леонардо да Винчи, найден в частной швейцарской коллекции. Как говорят эксперты, женщина на картине имеет ту же загадочную улыбку, как и у Моны Лизы, а само полотно окрашено тем же пигментом и имеет ту же грунтовку, как и на картинах великого мастера.
Обнаружили картину исследователи из Италии, которые идентифицировали и героиню портрета — дворянку, жившую во времена Леонардо. О существовании картины было известно и ранее, но она считалась потерянной на протяжении более чем 500 лет.
Портрет Изабеллы д’Эсте, который согласно радиоуглеродному исследованию был написан примерно в начале 16-го века, обнаружили в хранилище частной коллекции в Швейцарии, а идентификация работы была произведена ведущим специалистом по эпохе Возрождения Карло Педретти (Carlo Pedretti).
“У меня совершенно нет сомнений, что портрет является работой Леонардо”, — говорит Карло Педретти, почётный профессор истории искусств в Университете Калифорнии.
Если картина будет признана подлинной, и если все эксперты сойдутся во мнении, что полотно было написано раньше Моны Лизы, то это открытие существенно встряхнет академические исследования одной из самых известных картин в мире.
Портрет размером 61 см на 46.5 см, в котором использован тот же пигмент в красках и грунтовка, который использовал Леонардо, является полной версией эскиза, сделанного художником и хранящегося, как и Мона Лиза, в Лувре в Париже.
Семья, владевшая портретом и пожелавшая остаться инкогнито сама попросила экспертов проанализировать коллекцию, состоящую из более чем 400 картин, собранную членами семьи за период с начала 20-го века.
В письме на имя владельцев, Педретти заявил, что он убеждён в том, что Леонардо нарисовал лицо героини портрета, а два его помощника занимались пальмовыми листьями и предметом, который держит в руке Изабелла д’Эсте.
Леонардо впервые встретил маркизу д’Эсте, когда поселился при её дворе в Мантуе в 1499 году. Покровительница искусств и ведущая фигура в итальянском Возрождении, чьё умение одеваться сделало её одной из самых влиятельных женщин в Италии и Франции, позировала художнику, а затем умоляла его в письмах превратить свой эскиз в окончательную картину.
Леонардо пообещал завершить произведение, будучи уже в другом месте, предполагая, что он будет работать по эскизу. В 1514 году, вероятно, они снова встретились в Ватикане, но историки утверждают, что картина либо никогда не была закончена, либо навсегда утеряна.
Единственной исторической подсказкой, косвенно подтверждающей завершение картины велики живописцем, является история, произошедшая в 1517 году. Тогда, находясь во Франции, Леонардо показал серию своих картин кардиналу Луиджи д ’Арагона (Luigi d’Aragona), при этом присутствовал и помощник священнослужителя, который, позже, написал: «Был нарисованный маслом портрет, изображающий некую даму из Ломбардии».
Педретти сказал, что после изучения портрета в течение более чем трёх лет, он решил посвятить общественность в свои выводы, хотя ему нужно ещё несколько месяцев, чтобы окончательно выяснить, какие части картины были выполнены помощниками Леонардо.
И ВОТ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НАЗАД
Несколько дней назад карабинеры из подразделения культурного наследия нашли и конфисковали внутри хранилища одного из швейцарских банков полотно, уже подготовленное к продаже британскому трастовому фонду за 120 млн евро. Складывается впечатление, что иностранные покупатели не знали ничего: ни о прошлых судимостях владельца, одного из членов мафиозного клана Рафаэля Кутуло, ни о сомнениях некоторых экспертов, которые считают картину фальшивкой. Продажу блокировала прокуратура города Пезаро благодаря международному судебному запросу. Теперь следователи области Марке обратятся за сотрудничеством к министерству культурных ценностей для оценки и анализа картины, чтобы, наконец, разгадать тайну.
Тайне уже 500 лет: в 1499 году Леонардо бежал из Милана, оккупированного французами, и стал гостем синьоры Мантуи, Изабеллы д’Эсте. Позднее он подарил ей ее портрет, написанный угольным карандашом. Он дал обещание, что однажды напишет портрет красками. Речь могла бы идти о бесценном произведении: единственной картине, написанной Леонардо на полотне (а не на доске. — Прим. ред.). Но о существовании этого портрета ничего не было известно, пишет автор статьи.
Вчера, пока прокурор Манфреди Палумбо рассказывал журналистам об изъятии картины, Финансовая гвардия и карабинеры осуществили ряд обысков, изъятий и допросов. В результате появились и другие картины, документы, которые следователи назвали «очень важными». Остается еще выяснить, что оказалось в руках преступной группировки: настоящее произведение Леонардо или мазня. По словам известного эксперта Карла Педретти, картина была написана в Риме, в последний период творчества маэстро, говорится в статье.
Источник: La Repubblica