Страсти-мордасти вокруг детской энциклопедии

Автор: Жанна ВАСИЛЬЕВА

«ИСТОРИЮ искусства» (от древности до средневековья), выпущенную «Русской энциклопедией» в серии «Энциклопедия для детей и юношества», в книжном магазине сопровождала наклейка, в которой «Библио-Глобус» извещал покупателей, что данный том не является продолжением серии «Энциклопедии для детей» «Аванты+». Продавщица любезно объяснила причину появления этой уникальной бумажки: «Это чтобы книжку не путали с авантовскими томами и не покупали…» Летом «Аванта+» выпустит свой том по «Истории искусства». Надо подождать, а это подделка… Вы что, телевизор не смотрите?»

Слова о подделке возбудили мое любопытство. Неясно, как можно подделать то, чего нет: том по истории искусств «Аванты+» ведь только еще обещан… И что вообще означает термин «подделка» по отношению к книге: фальсификацию текста? авторства? Оформление «Истории искусства» «Русской энциклопедии», конечно, очень похоже на оформление томов «Аванты+»: тот же формат, яркий супер, черный строгий переплет с тиснеными золотыми буквами, мелованная бумага, отличное качество печати (100-тысячный тираж печатали в Бельгии). Но что за грех добиваться такого же полиграфического качества, что у конкурентов? Для читателя же появляется возможность выбора. Благо и покупатели книг — не болельщики «Спартака» или «Динамо», признающие только своих игроков замечательными.

Кстати, об игроках… Парадокс ситуации еще и в том, что члены команды «Русской энциклопедии» вышли из команды «Аванты+» прямо вместе со своим главным редактором С. Исмаиловой. (В «Аванте+» она тоже была главным редактором и в качестве такового выпустила семь томов, включая «Всемирную историю», «Биологию», «Географию» и т.д.).

Короче, я все же решилась купить книгу. Тем более что иллюстрации новой энциклопедии были очень хороши. Рассматривая птиц с римской раннехристианской мозаики IV в., критскую богиню со змеями из Кносского дворца XVII в. до н.э., ассирийские рельефы со сценами охоты на львов, золотую погребальную маску инков и прочие чудеса прекрасного, я думала, что даже если текст окажется так себе, вся эта красота в альбомах по искусству будет стоить уже не менее 70 тысяч. Тем более что не во всяком альбоме будут снимки со слайдов из берлинского архива искусства и истории, список которых в этой книге занимает добрые две страницы.

Впрочем, текст оказался вполне достойным. Вряд ли авторы рассчитывали поразить исчерпывающей полнотой информации. Понятно, что в книге, объединившей главы о древнем и средневековом искусстве всех континентов — от Древнего Египта до Островов Океании, от классики Греции до классики Южной Америки, от готики Западной Европы до искусства Великих Моголов, — это невозможно. Книга делится на два больших раздела: «Искусство первобытного и древнего мира» и «Искусство средних веков». При этом качественная характеристика («первобытное») и временная («древнее») совпадают для Европы, но отнюдь не для Австралии и Океании, например. Очевидно, что наскальная живопись австралийцев, где изображены сцены охоты, относится к первобытному искусству. Не совсем понятно, почему глава «Искусство Африки…» завершает том вообще и раздел «Искусство древних веков» в частности. Тем не менее новая энциклопедия дает сведения практически о всех, крупнейших памятниках древности и средневековья, будь то таинственная Альгамбра, царские гробницы в Уре, легендарный Колизей ли, индийский храм Кайласанатха, вырубленный в VIII в. целиком из скалы, словно статуя… При этом доступность изложения сочетается с экскурсами не только в области истории и мифологии. Так, читая, например, главу о греческой архаике, можно узнать о моде в Афинах VI в. до н.э. и о мироощущении древних, символом которого стала «архаическая улыбка» надгробных статуй. «Сначала исследователи считали, что улыбка получалась у мастеров случайно, из-за неумения обработать должным образом фас и профиль лица. Затем стало очевидно, что улыбка — выражение радости бытия, отличавшее эпоху архаики в целом».

И, пожалуй, именно те страницы, где за описанием традиции проступает не только история, но и черты душевного строя древних художников, беспощадности времени противопоставивших хрупкость искусства, и стали наибольшей удачей этой детской энциклопедии.