Телевизор становится для детей наркотиком. Чем больше ребенок смотрит телевизор маленьким, тем больше он будет смотреть его, будучи взрослым. Чем чаще его оставлять перед экраном, тем быстрее он к нему привыкнет и станет требовать снова и снова, с чем очень скоро становится тяжело справляться. В идеале, до 2-х лет лучше совсем не смотреть ТВ, чуть-чуть до 3-х лет (20-30 минут в день максимум), и как можно меньше в более позднем возрасте. Лишь к 2,5-3 годам ребенок становится способным следить за ходом очень короткой и простой истории.
Телевизор — враг маленького человека?
Мишель Демюрге — Доктор медицинских наук — нейфрозиолог, автор книги «ТВ-лоботомия, научные факты о влиянии телевидения».
Телевизор: правильный подход.
Сегодня телеэкран соседствует с нами с пеленок. Разумеется, необходимо жить в ногу со временем, но, слушая совершенно противоположные вещи о телевидении, невольно теряешься!
До 2-х лет телевизор не слишком хорошая идея.
Верно. Телевизор становится для детей наркотиком. Чем больше ребенок смотрит телевизор маленьким, тем больше он будет смотреть его, будучи взрослым. Чем чаще его оставлять перед экраном, тем быстрее он к нему привыкнет и станет требовать снова и снова, с чем очень скоро становится тяжело справляться. В идеале, до 2-х лет лучше совсем не смотреть ТВ, чуть-чуть до 3-х лет (20-30 минут в день максимум), и как можно меньше в более позднем возрасте. Лишь к 2,5-3 годам ребенок становится способным следить за ходом очень короткой и простой истории.
Телевизор никогда не должен выступать в роли няни.
Верно. Даже если 6-8 месячный ребенок имеет весьма заинтересованный вид, телевизор не должен замещать человеческое присутствие, т.к. ребенок развивается через общение с другими людьми. Когда мама ему улыбается, он улыбается в ответ, это начало коммуникации. Он имитирует мимику, отвечает на внимание взрослых лепетом. Когда он видит улыбающееся или разговаривающее лицо на экране, он улыбается и «говорит» в ответ. Но картинка внезапно исчезает, никак не отреагировав. Ребенок остается в замешательстве, для него это непоследовательно. Он больше ничего не понимает, и это его дезориентирует.
Телеканалы (в том числе, Baby First и Baby TV) адаптированы для малышей от 6 месяцев до 2-х лет.
Неверно. Во Франции не разрешается трансляция подобных каналов, поскольку они не способствуют развитию детей. Когда малыши смотрят телевизор, они физически пассивны. Они не двигают телом, не играют с игрушками, не общаются. Они используют всего два из пяти органов чувств (зрение и слух). В общем, они лишены действий, которые позволяли бы им развивать их ум, подвижность, речь и общительность, т.к. ребенок развивается в движении, будучи активным. Погремушка на развивающем коврике, считалки-потешки с папой или мамой намного полезней для его развития.
Мультфильмы, в которых есть насилие, делает детей агрессивными.
Верно. Доказано, что ранние просмотры детьми таких мультфильмов, делает их более агрессивными, если они ассоциируют себя агрессором, и напротив, более пассивными, если они идентифицируют себя с жертвой. Дети принимают социальные модели поведения через поведение их героев: « Если кто-то тебя достает, ты можешь ему врезать, это хорошо», «Когда ты бьешь, это безнаказанно», поскольку побитая жертва убегает… Такое насилие на экране отпечатывается у ребенка на бессознательном уровне и позже выражается в асоциальном поведении в начальных классах (врать, хитрить, не слушаться, огрызаться с преподавателями, портить школьное имущество, запугивать и шантажировать других учеников и т.д.)
Рекламу можно смотреть без проблем.
Неверно. В рекламе дети командуют родителями и нахально отвечают, родители инфантилизированы, авторитету и уважению не придается значение. Если маленькому пройдохе удается одурачить родителей, которые наказывают кого-то вместо него, то это прикольно. Дети в рекламе еще и эгоисты: они не делятся ни йогуртом, ни бисквитом и зачастую представлены в роли эдакого тирана. Конечно, это вызывает смех у взрослых, и даже у собственных родителей! Такие представления оказывают влияние на детей, минуя фильтр сознательного. Даже если вдалбливать мораль: «Бить, врать, воровать, зубоскалить – нехорошо!», это не дает желаемого результата, поскольку реклама гласит обратное.
Ребенку можно позволить смотреть телевизор перед тем, как идти в детсад или школу.
Неверно. Исследование Университета Вирджинии в 2011 году, проводившееся среди детей младше 6 лет, показало, что просмотр мультфильма Губка-Боб перед уроками настолько их возбуждает, что они не способны сконцентрироваться. Телевизор с утра пораньше – не слишком хорошая мысль. Вечером, перед сном – тоже. Чтобы безмятежно заснуть, ребенок нуждается в вашей сказке, во времени, проведенном вместе с вами. Наилучший момент для просмотра телевизора – позднее утро или послеполуденное время, а также вечером, перед тем, как принять ванну.
Ребенок может смотреть телевизор в 3 года, если с ним обсуждать увиденное.
Неверно. Родителям советуют никогда не оставлять ребенка одного перед экраном, разговаривать с ним об увиденном. Несомненно, это очень правильно. Но также надо еще и тщательно подходить к отбору передач и программ, адаптированных для его возраста. Даже если вы обсуждаете, о чем речь в репортаже, разъясняете спецэффекты и трюки, некоторые сцены могут травмировать детскую психику, т.к. воздействуют на бессознательном уровне. До 6-7 лет малыш не способен понять, что это не по-настоящему, отличить виртуальное от реального. Даже если он заявляет, что ему не страшно, возможны ночные кошмары, пробуждения по ночам, плохой сон… И, разумеется, никакого телевизора в его комнате, так вы вообще не сможете контролировать, что он смотрит!
Когда он играет, телевизор может остаться включенным, — он его не смотрит.
Неверно. Телевизор – смотрят его или нет – остается телевизором. Во-первых, включенный телевизор завладевает вниманием взрослых и прерывает общение с ребенком. Во-вторых, малыш, казалось бы, сконцентрированный на игре, постоянно отвлекается, привлеченный музыкой, движениями, внезапной вспышкой света и т.д. Таким образом, он теряет внимание, его игры и воображение становятся скудней.
Телевизор должен быть выключенным во время еды.
Верно. Неважно – ребенок или взрослый – когда мы едим перед телевизором, мы съедаем на треть больше, чем обычно, так как чувство сытости притупляется. То же и с напитками. Не позволять малышу смотреть телевизор во время еды хорошо уже хотя бы во избежание переедания и ожирения. Но есть и другая причина: вкус малыша только развивается. Для него есть – уже само по себе действие – он учится самостоятельно держать ложку, различать вкусовые оттенки, текстуру еды… В его возрасте невозможно совмещать два действия, не надо «распыляться». Во время еды нужно концентрироваться на том, что в нашей тарелке, а не на картинках в телевизоре!
DVD более адаптированы для детей.
Верно. Предпочтительней позволять детям 2,5 – 3летнего возраста смотреть DVD с подходящими для их возраста мультфильмами очень короткой длительности (10-30 минут), чем оставлять их перед нескончаемым потоком мультиков, транслируемых по ТВ. Ребенок способен следить за ходом интересующей его передачи с 3-х лет. 30-45 минут в день – более чем достаточно. Выбирайте программу вместе с ним, выключайте телевизор по ее окончанию, не превышайте предусмотренного времени. Не оставляйте ему пульт, он может увидеть сцены, не предназначенные для него. Оставайтесь рядом с ним, чтобы контролировать то, что он смотрит. Вы можете записать его любимые передачи, так он сможет просматривать их столько, сколько пожелает.
Международные научные издания публикуют десятки результатов, говорящих об одном: маленькие или постарше – чем меньше дети смотрят телевизор, тем они здоровее. Разумеется, телевидение – недорогое удовольствие, но оно имеет очень негативное влияние на умственное развитие, школьную успеваемость, речь, внимание, и т.д.
Чем телевизор вреден для тела.
Первое негативное воздействие: сон. Всем известно, что от качества сна зависит физическое и умственное развитие и иммуннитет наших детей… Ребенок, поглощенный просмотром телевизора в момент, когда пора спать, создает впечатление дремлющего, на самом же деле он борется со сном, чтобы посмотреть картинки на экране. Если бы его мозг не нагружался, он бы давно уже спал! Даже если он смотрит передачи, адаптированные для его возраста перед сном, — ночные кошмары и пробуждения будут более частыми, он будет меньше спать, будет уставшим утром, менее внимательным в течение дня, более подверженным несчастным случаям по невнимательности. В общем, если вы хотите, чтобы ваше чадо хорошо спало, исключите телевизор вечером. Другая большая проблема, связанная с чрезмерным просмотром телевизора, — полнота. Ребенок, смотрящий ТВ 2 часа в день, имеет риск избытка веса в 3 раза выше. Прежде всего потому, что он меньше двигается, но также и оттого, что дети – «телефаги» имеют привычку грызть соленое-сладкое в перерывах между едой, — продукты, так часто рекламируемые на детских каналах. Это то, что психологи называют «якорение» («подсаживание»). Когда мы видим, как кто-нибудь ест или пьет, это вызывает у нас голод и жажду. И, поскольку известно, что полный ребенок имеет 8 шансов из 10 остаться полным во взрослом возрасте, имеет смысл ограничить просмотр телевидения. Известно также, что 2-хлетний ребенок, проводящий час перед телевизором, удваивает шансы, что при взрослении он будет страдать расстройствами внимания.
Чем телевизор вреден для мозга.
Детские программы задуманы таким образом, чтобы ребенок продолжал смотреть: смена изображений, внезапные звуки, яркие краски. Его мозг привыкает перескакивать, откуда трудности с концентрацией, снижение способности решения определенных задач… Еще более удивительно, что способность к обучению чтению в начальных классах во многом обусловлено временем, проведенным перед телевизором между 2 и 5 годами. Каким образом? Количество историй, прочитанных ребенку родителями в первые годы жизни, напрямую влияет на то, полюбит ли он читать в школе. Если телевизор заменяет часы совместного чтения, более высока вероятность школьной неуспеваемости. Когда телевизора слишком много, речь тоже оказывается затронутой: в среднем ребенок слышит 13000 слов в день, если же его окружение поглощено просмотром, то разговаривают с ним меньше. Таким образом малыш лишен удовольствия поговорить. К тому же он слышит на треть меньше слов. Если он сам смотрит телевизор, то он также меньше говорит, его словарный запас и предложения скудны, на 30 % меньше он произносит слов и производит действий, чем без телевизора. Воображение и креативность детей-любителей ТВ тоже бедны. Картинки на экране дают всё, ребенку не скучно, т.е. он не строит свой собственный воображаемый мир и не придумывает игр, чтобы занять себя…
—————————
В своей книге Мишель ссылается на исследование немецких психиаторов Peter Winterstein и Robert J. Jungwirth. Это очень масштабный тест, который был проведен в Германии среди пошедших в школу детей. Детям было предложено нарисовать человека. Оказалось, что тысячи рисунков легко можно разделить на три группы. Те, кто знакомы с психологической диагностикой по рисункам, могут увидеть в этих результатах очень многое.
Первая группа — это рисунки детей, которые проводили перед телевизором меньше часа в день. Вторая группа — рисунки детей, которые смотрели ТВ больше трех часов в день. И третья группа — рисунки детей, у которых доступ к ТВ не контролировался и не ограничивался, в эту же группу попадали рисунки детей, которые в семье пережили какую-то трагедию или стресс (развод родителей и т.п.). По тому как редуцируется образ тела человека от первой к третьей группе рисунков, можно понять, что дети не обладают ощущением себя — образ «разваливается»…
Рожденные для войны викинги не боятся ничего – ни врага, ни жестокой смерти, ни стали, ни огня. Однако, иногда обстоятельства оказываются все же сильнее отважнейших из людей.