Джан Бахадыр Юдже. Краткая история трусости

02

История размышлений о трусости восходит к первым философским текстам. Ответ на вопрос о том, что такое храбрость и трусость, пытался найти еще Сократ. Однако до настоящего времени какого-либо целостного анализа феномена трусости еще не было проведено.
Korkakl?k ?zerine d???nmenin tarihi ilk felsefe metinlerine kadar uzan?yor. Sokrates, “Cesaret ve korkakl?k nedir?” diye sormu?tu, “Cevab?n? bulmak istedi?im bu.” Gelgelelim, korkakl?k hakk?nda bug?ne dek b?t?nc?l bir inceleme yaz?lmam??t?.

03

Краткая история трусости

Джан Бахадыр Юдже

История размышлений о трусости восходит к первым философским текстам. Ответ на вопрос о том, что такое храбрость и трусость, пытался найти еще Сократ. Однако до настоящего времени какого-либо целостного анализа феномена трусости еще не было проведено.Из работы Криса Уолша (Chris Walsh) о трусости (Cowardice: A Brief History, Chris Walsh, Princeton University Press, 2014) мы узнаем: даже академическая мысль не уделяла внимания миру трусов. Тем не менее, Сократ требовал от своих учеников упорного исследования этого предмета: «Чтобы мужество не смеялось над нами, будто мы не мужественно рассматриваем его».

То, что в Турции, национальный гимн которой начинается словами «Не бойся!», практически ничего не было написано о трусости, может показаться странным. Или как объяснить молчание, которое повисает в воздухе, когда очередь доходит до трусости, в то время как о храбрости созданы дюжины текстов (сказаний, стихотворений, мемуаров) на самых разных языках? Одна испанская пословица наглядно отражает эту многовековую реальность: «О трусах не пишут».

При исследовании природы трусости Уолш отталкивается от кампании «трусы», организованной после терактов в Бостоне в 2013 году. На рекламных панно города несколько дней мигала надпись #Трусы (#Cowards). Это не первый раз, когда террористов называют «трусами»: после терактов 11 сентября именно так обратился к ним и американский президент. По мнению автора, болезненный вопрос состоит в том, кто, на самом деле, трус. И, например, есть ли связь между трусостью и одержимостью идеей национальной безопасности Америки?

Самый запоминающийся портрет трусости дан в «Божественной комедии» Данте. Когда Данте и Вергилий, сопровождающий поэта в странствиях по аду и чистилищу, видят трусов, Вергилий предлагает не говорить о них: «Они не стоят слов: взгляни, и мимо!» Наряду с оппортунистами, равнодушными, хитрецами, эти стонущие души тоже находятся в чистилище. (Не случайно Джемилю Меричу (Cemil Meri?), который ввел термин «чистилище» в наш язык, принадлежат слова «объективность — это нечестность»). В конечном счете, чтобы продолжить свой путь в рай, Данте придется избавиться от трусости.

Писательство всегда считалось делом храбрых, даже для Дон Кихота, героя первого «реалистического» романа, трусость была непростительным грехом. Однако при взгляде на историю литературы становится очевидно, что правило «хороший писатель — смелый писатель» не всегда работает. По словам одного нашего критика, поэт Яхья Кемаль (Yahya Keval), воспевавший в своих произведениях храбрость (ему принадлежат строки «смерти боится тот, кто не умеет наслаждаться жизнью»), был «трусом»: чтобы опубликовать свое стихотворение «Итри», он ждал смерти Ататюрка. Потому что боялся идти наперекор официальной идеологии. Назым Хикмет (Naz?m Hikmet), если не принимать в расчет его ранние произведения, подходит к этому вопросу с более гуманных позиций: «Не стыдно ни бояться смерти, ни думать о ней».

В истории турецкой литературы были авторы, которые по-разному писали о состоянии трусости, начиная от Огуза Атая (O?uz Atay) и заканчивая Неджати Тосунером (Necati Tosuner). Но текст, который первым приходит на ум, встречается в «Двадцать девятом письме», где Саид Нурси говорит о «второй хитрости дьявола»: «Самое сильное и фундаментальное чувство человека — страх. Лживые тираны так и норовят схватить за эту жилку; ею они укрощают трусов». Неминуемая судьба трусов описывается на трех страницах: они самые несчастные; оставляя свои укрытия, они бросаются в бегство. Вспомним, как Джемиль Мерич обвинял в «малодушии» тех просветителей, что игнорировали эти строки.

Сложились разные трактовки трусости. В то время как, например, суицид, по мнению одних философов, является трусостью (или бегством от долга, который диктует жизнь), с точки зрения других — главный признак храбрости. Тем не менее, можно говорить и об универсальном определении трусости: под воздействием страха не делать того, что должно быть сделано. Трусость всегда отождествлялась с бегством. К примеру, в нашем языке для обозначения трусости мы используем такие выражения: «tabans?z» (или в буквальном переводе — «бесподошвенный»), «tav?an y?rekli» (или в буквальном переводе — «с кроличьим сердцем»). Но иногда признаком трусости становится не бегство, а молчание. С другой стороны, опять же из книги Уолш мы узнаем, что трус — не обязательно тот, кто молчит. Между теми, кто от страха гомонит или от страха молчит, практически нет разницы.

Книга Крис Уолш (Chris Walsh) — об истории трусости на Западе, при этом в Турции трусы пишут свою историю.

Ист: Zaman«, Турция)

035

  Korkakl???n k?sa tarihi

Can Bahad?r Y?ce

Korkakl?k ?zerine d???nmenin tarihi ilk felsefe metinlerine kadar uzan?yor. Sokrates, “Cesaret ve korkakl?k nedir?” diye sormu?tu, “Cevab?n? bulmak istedi?im bu.” Gelgelelim, korkakl?k hakk?nda bug?ne dek b?t?nc?l bir inceleme yaz?lmam??t?.

Chris Walsh’un Korkakl?k* adl? kitab?ndan ??reniyoruz: Akademi bile korkaklar?n d?nyas?n? ?nemsememi?. Oysa ??rencilerinden konuyu azimle ara?t?rmalar?n? istemi?ti Sokrates: “Cesaret, kendisini ara?t?r?rken cesaretsizce davrand???m?z i?in bizimle alay etmesin.”

Milli mar?? “Korkma!” diye ba?layan T?rkiye’de korkakl??a dair pek bir ?ey yaz?lmam?? olmas? tuhaf g?r?nebilir. Ya onca dilde cesaret ?zerine d?zinelerce metin (destan, ?iir, hat?ra) yaz?lm??ken, s?ra korkakl??a gelince suspus olunmas?n? nas?l a??klamal?? ?spanyol atas?z? y?zlerce y?ll?k ger?e?i dile getiriyor: “Korkaklar?n tarihi yaz?lmaz.”

Walsh ?dlekli?in do?as?n? ara?t?r?rken, 2013’teki Boston sald?r?lar?n? izleyen “korkaklar” kampanyas?n? kalk?? noktas? se?mi?. ?ehrin reklam panolar?nda g?nlerce #Korkaklar (#Cowards) etiketi yan?p s?nm??t?. Ter?ristlerin “korkak” diye an?lmas?na ilk kez rastlanm?yor: 11 Eyl?l’den sonra Amerikan ba?kan? da onlara “korkaklar” diye seslenmi?ti. Yazara g?re can yak?c? soru ?u: Ger?ekten korkak olan kim? Mesela Amerika’n?n ulusal g?venlik saplant?s?n?n korkakl?kla bir ilgisi var m??

Korkaklara ili?kin en ?arp?c? tasvir Dante’nin ?lahi Komedya’s?ndad?r. ?aire cehennemdeki ve araftaki yolculu?unda rehberlik eden Vergilius korkaklar? g?sterip ??yle der: “Onlardan bahsetmeyelim, sadece bak ve ge?.” Korkaklar konu?maya de?mez; “oport?nistlerin, tarafs?zlar?n, f?rsat kollay?c?lar?n” yan?nda, araftad?rlar. (“Araf” kelimesini dilimizde dola??ma sokan Cemil Meri?’in “Objektiflik namussuzluktur” deyi?i bo?una de?il.) Sonunda Dante’nin cennet yolculu?una devam edebilmesi i?in korkakl??? ?ld?rmesi gerekecektir.

Yaz?n?n cesaret i?i oldu?u hep s?ylenmi?tir, hatta ilk ‘ger?ek’ roman kahraman? Don Ki?ot i?in korkakl?k affedilmez g?naht?. Ne var ki, edebiyat tarihine bak?nca “?yi yazar cesurdur” kural?n?n pek i?lemedi?i g?r?l?yor. “Ya?amak zevki nedir bilmez ?l?mden korkan” dizesinin ?airi, cesareti y?celten (“Bin atl? ak?nlarda ?ocuklar gibi ?endik”) Yahya Kemal, bir ele?tirmenimizin deyi?iyle “korkak”t?r ?rne?in: “Itri” ?iirini yay?mlamak i?in Atat?rk’?n ?l?m?n? beklemi?tir. Resm? ideolojiyi kar??s?na almaktan ?ekinmi?tir ??nk?. ?lk d?nem ?iirleri say?lmazsa, N?z?m Hikmet meseleye daha insani boyuttan bakar: “Ne ?l?mden korkmak ay?p / Ne de d???nmek ?l?m?”. O?uz Atay’dan Necati Tosuner’e, edebiyat?m?zda korkakl?k halini farkl? g?r?n?mleriyle yazanlar oldu ama T?rk?ede ilk akla gelecek metin “Yirmi Dokuzuncu Mektup”tad?r. “?eytan?n ikinci hilesi” hakk?nda ??yle der Bedi?zzaman: “?nsanda en m?him ve esasl? bir his, korku hissidir. Aldat?c? zalimler, bu korku damar?ndan ?ok istifade etmektedir; onunla korkaklar? gemliyorlar.” Korkaklar?n de?i?mez kaderi ?? sayfada anlat?l?r – en ?ok yaralananlar, siperini b?rak?p ka?anlard?r. Bu sat?rlar? g?rmezden gelen ayd?nlara Cemil Meri?’in “p?s?r?k” dedi?ini de hat?rlayal?m.

Korkakl???n farkl? yorumlar? olmu?tur: Kimi felsefeciler intihar? korkakl?k (ya?ama g?revinden ka???) diye nitelerken, kar?? u?ta onu en b?y?k cesaret g?sterisi sayanlar var. Yine de evrensel bir korkakl?k tan?m?ndan s?z edilebilir: Yap?lmas? gereken ?eyin korku y?z?nden yap?lmamas?. Korkakl?k hep ka?makla ?zde? say?lm??: T?rk?ede “tabans?z”, “tav?an y?rekli” diyoruz. Ama bazen ka?mak de?il susmak korkakl???n ni?an? haline geliyor. ?te taraftan, ?ok ba??ranlar?n da korkaklar oldu?unu yine Walsh’un kitab?ndan ??reniyoruz. Korkudan ba??ranla korkudan susan aras?nda g?r?nd???nden daha az fark var.

Chris Walsh’un kitab? korkakl???n Bat?’daki tarihi – T?rkiye’de ise korkaklar kendi tarihlerini yaz?yor.

*Cowardice: A Brief History, Chris Walsh, Princeton University Press, 2014

«Zaman«

02

Оставьте комментарий