В 2015-м свершилась почти революция, но заметили ее лишь специалисты и отраслевые эксперты: социальная сеть Facebook запустила новый сервис Instant Articles. Проект дает возможность информагентствам размещать интерактивные статьи в ленте новостей на мобильных устройствах. Для этого компания подписала соглашение на поставку информации с девятью новостными агентствами.
Здравствуй, новое Средневековье!
Елена Ханенкова, журналист
Все меняется быстро, неожиданно и там, где не ждешь. Сколько важных событий было упущено из виду лишь потому, что кто-то на ком-то женился (все бегут обсуждать) или где-то что-то упало (успеть бы написать)?
В 2015-м свершилась почти революция, но заметили ее лишь специалисты и отраслевые эксперты: социальная сеть Facebook запустила новый сервис Instant Articles. Проект дает возможность информагентствам размещать интерактивные статьи в ленте новостей на мобильных устройствах. Для этого компания подписала соглашение на поставку информации с девятью новостными агентствами.
Новости на основе Facebook загружаются быстрее. Сервис дает возможность размещать не только тексты, но и изображения, аудиоверсию текста, графики, карты, музыку и видео, возможность быстрого комментирования пользователями социальной сети. Как заявляют создатели, это приводит к росту вовлеченности читателей и увеличению аудитории.
Лоббисты мгновенных публикаций предрекают медиапроектам два варианта развития событий. Первый – слияние с соцсетью, увеличение скорости подачи материала, постепенную интеграцию с пользователями самой крупной в мире виртуальной соцплощадки, рост количества читателей. Второй вариант – игнорирование и, как следствие, потеря трафика и читателей, которые все более активно используют Facebook.
Аудитория делится на три группы: «лоялисты» – постоянно возвращаются, на них нацелена основная реклама и возможность заработать при монетизации трафика; «подписчики» – постоянные читатели статей и комментариев (подписчики присоединяются к сообществам издания в соцсетях); «случайные» пользователи, которые попали по ссылке, увидев ее в мобильном приложении.
Из последних и формируется потенциальная аудитория, они определяют возможности рынка и роста издания в соцсети. Задача номер один – обращение «случайных» в «лоялистов».
«Все эти изменения породили в мировых СМИ дискуссию о возможном ослаблении популярности собственных информационных порталов медиагрупп и отдельных изданий», – отмечает The Wall Street Journal.
Однако угроз на самом деле намного больше. Издатели фактически забрасывают свои собственные каналы распространения и становятся поставщиками контента для Facebook, превращаясь в новостные агентства. Зачем подписываться на Times, если есть возможность читать все то же самое бесплатно на Facebook?
Цифровая реклама не спасет – выручка от нее за первый квартал 2015 года составила всего 14 млн долларов в месяц (15 лет назад, до того как цифровые технологии раскололи этот бизнес, реклама приносила The Times более 100 млн долларов в месяц).
Конечно, это катастрофа – новые цифровые издания стали лишь тенью того, чем они некогда являлись на бумаге. Но растворение в социальной сети ради мнимого, проходящего интереса массовой публики – едва ли удачный выход из положения.
«Мы хотим дать издателям новый инструмент. Сделать «чтение» интерактивным и ярким», – заявляют создатели Instant Articles. Забывая, что чтение предполагает работу ума, воображения, именно это и делает человека человеком, если вдуматься. Но это, похоже, не является целью создателей новых технологий.
Конечно, удобнее и легче создавать продукт для потребителей, которые раздражаются от перспективы «ждать 8 секунд, пока загрузится статья», которую еще и нужно затем «долго читать». «Facebook понимает, что важно для нас», – говорит президент издания BuzzFeed Грег Коулман.
«Вместо того чтобы диктовать нам условия, они пришли к нам и спросили, чего бы хотели BuzzFeed?» Теперь такими журналистами намного легче будет управлять. Первая доза, как известно, предоставляется бесплатно. 100% доходов от рекламы, 70% от проданной «Фейсбуком» – предложение, от которого невозможно отказаться.
Но что потом? Полный «прогиб» перед целевой аудиторией? Многие из хозяев медиахолдингов скажут, что это и есть единственно разумное решение в «наше время».
«Это живая страница. Это живая, дышащая статья, это уже не просто слова, – говорит Шезад Морани, креативный директор NBCNews.com. – Новые технологии призваны повысить ваше настроение и настроить на продуктивный день». Интернет, предполагающий быстрый доступ к информации, обмен мнениями в реальном времени…
Все это бесконечно радовало до появления тенденции к «развлекающим медиа» (entertain media), которые так быстро заполонили медиасферу. Альтернативы ей пока не видно. Считанные информационно-аналитические СМИ имеют ничтожные рейтинги и постепенно утрачивают независимость (вернее, ее остатки). Ни о каком журналистском почерке, литературности скоро речи идти не будет.
«У нас есть 15–20 лет для того, чтобы спасти чтение как навык, как способ поглощения информации. А если мы в эти 15–20 лет не напряжемся, то мы окажемся в ситуации XIV века, когда только в монастырях читают, когда это профессиональный навык узкой горстки интеллектуалов, а все остальные живут в рамках устной истории. И чтения больше нет. Поверьте, это не страшилка для запугивания налогоплательщиков. Это грустный вывод из долгих исследований. То есть речь уже не идет о том, чтобы спасать качественное чтение, а о том, чтобы спасать чтение как таковое», – говорит один из главных пропагандистов чтения, российский критик Александр Гаврилов.
Сейчас Facebook играет роль доброго самаритянина. Подчинить себе ключевой сегмент западных СМИ – их главная задача. Если вспомнить, что компания Цукерберга контролирует огромный пласт информации о пользователях сети и имеет доступ к личной переписке, то инструмент воздействия, который мы добровольно передаем в руки будущему медиагиганту, может стать информационной атомной бомбой по уровню воздействия на население.
Но, похоже, никого это не устрашает. Половина пользователей Facebook абсолютно беспечна – они даже не удосужились разобраться в настройках приватности и переустановить их. Запрос на развлечения и общение между пользователями удовлетворяется вполне.
А на главных телеканалах исправно пляшут со звездами, поют, плачут вместе с сериалами про богатых и смеются со стендапами. Шоу продолжается.
Здравствуй, новое Средневековье!