Мехмет Сакин. Киберкультура отрывает нас от жизни?

062Часто, особенно в канун того или иного торжества, мы с тоской вспоминаем о старых добрых временах. Мы сравниваем наше поколение с новым, приходим к выводу, что прежние обычаи, устои были лучше, вспоминаем о том, как важно проявлять уважение к старшим, любить детей, и сожалеем, когда новое поколение сторонится нашей традиции целовать руки старших членов семьи.

03
КИБЕРКУЛЬТУРА ОТРЫВАЕТ НАС ОТ ЖИЗНИ?
Мехмет Сакин
(«Aksiyon «, Турция)
023

088Часто, особенно в канун того или иного торжества, мы с тоской вспоминаем о старых добрых временах. Мы сравниваем наше поколение с новым, приходим к выводу, что прежние обычаи, устои были лучше, вспоминаем о том, как важно проявлять уважение к старшим, любить детей, и сожалеем, когда новое поколение сторонится нашей традиции целовать руки старших членов семьи.

Но условия, в которых появляется на свет и растет новое, рожденное после 2000 года поколение (часто обозначаемое понятием «поколение зет»), значительно отличаются от наших. Более того, поколение, поведение которого нам подчас кажется странным, сегодня стало создавать свою собственную культуру. Ее носителей часто можно застать с каким-либо модным устройством в руках, за множеством разных занятий, начиная от просмотра телепередач, телефонных переговоров и заканчивая шопингом, созданием мультимедийного контента и его распространением в социальных сетях. Возникновение новой культуры происходит на интернет-чатах и форумах. Поэтому культура поколения, которое считает чтение книг пустой тратой времени и черпает энтузиазм в интернете и массовой культуре, обозначается понятием «киберкультура». По мнению одних, ее следует воспринимать как новый вид культуры, другие же склонны полагать, что она отрывает человека от жизни…

Одним из тех, кто обратил внимание на отрицательную сторону этого явления, был председатель Великого национального собрания Турции Джемиль Чичек (Cemil ?i?ek). По его мнению, сегодня электропровода передают не только электроэнергию, но и человеческие чувства, эмоции, меняют нашу жизнь. При этом молодежь, воспитанная на киберкультуре, становится оторванной от социальной среды и не способной общаться с внешним миром.

Впервые термин «киберкультура» появился много лет назад, в научно-фантастических романах, а в 90-х годах прошлого века его начали использовать академические круги. Изучением феномена киберкультуры занимается и преподаватель факультета коммуникаций Университета Мальтепе Сельва Эрсёз Каракулакоглу (Selva Ers?z Karakulako?lu), которая отмечает, что в киберкультуре интернет и технологические устройства рассматриваются как новая культурная модель и средство коммуникации. Однако эта культура только начинает появляться, и рамки ее пока несколько размыты, поэтому однозначно оценить данный феномен становится непросто. В рамках данной культуры формируются особые формы взаимодействия с развивающимися цифровыми технологиями и другими людьми. Когда тексты или изображения, которые мы встречаем в интернет-среде, начинают создавать коды нашей повседневной жизни, это влияет и на наши образцы поведения.

Что касается тех, кто создает киберкультуру сегодня, они могут сутки напролет проводить в глобальной сети, являясь активными пользователями киберпространства. Формы повседневной жизни, создаваемые такими пользователями интернета, через некоторое время могут стать в этой среде доминирующими.

Но пока этот вид культуры находится на стадии зарождения, поэтому было бы неверно говорить только о полезных или вредоносных ее особенностях, полагает эксперт. Между тем понять ее плюсы и минусы можно, например, при рассмотрении некоторых возникающих на базе этой культуры активистских движений. В числе преимуществ важно отметить, что разные средства коммуникации, которые сегодня предлагают веб-технологии, позволяют нашей молодежи гораздо быстрее налаживать связь друг с другом. Кроме того, они дают возможность нам видеть неравнодушных людей, которые все настойчивее и громче заявляют о своих правах.

015
S?BER K?LT?R B?Z? HAYATTAN KOPARIRMI?
Mehmet Sakin
(«Aksiyon «)
023

055Bayram gibi ?zel zamanlarda, eski g?nlere ?zlem duyan s?zler s?yleriz. Kendi neslimiz ile yeni nesli kar??la?t?r?r, eskiden ?rf ve ?detlerimizin daha iyi oldu?una, b?y?klere sayg?n?n, k???klere sevginin ?nemine de?inir, yenilerin bir el ?pmeden bile uzak durdu?undan yak?n?r?z.

2000 y?l?ndan sonra do?an, Z ku?a?? olarak tan?mlanan yeni nesil, kabul etmeliyiz ki bizim do?up b?y?d???m?z ?artlar i?erisinde do?up b?y?m?yorlar. ??te baz? davran??lar?n? garip olarak alg?lad???m?z bu neslin olu?turmaya ba?lad??? bir de k?lt?r var. Televizyon izlemekten telefonla konu?maya, al??veri?ten multimedya i?eri?i olu?turup payla?maya bir?ok i?ini elindeki cihazla g?ren bu nesil, yeni k?lt?r?n? internet ortam?ndaki s?zl?k, sohbet odalar?, forumlarda olu?turuyor. Kitap okumay? zaman kayb? olarak g?ren ve internetten, pop?ler k?lt?rden beslenen bu neslin k?lt?r? de dolay?s?yla siber k?lt?r olarak tan?mlan?yor. Bu k?lt?r? yeni bir k?lt?r olarak g?ren de var, insan? hayattan kopartaca??n? savunan da…

Bu k?lt?r?n olumsuz taraf?na dikkat ?ekenlerden birisi de T?rkiye B?y?k Millet Meclisi Ba?kan? Cemil ?i?ek. Kablolar?n sadece enerji de?il duygu da ta??d???na ve hayat?m?z? de?i?tirdi?ine inanan ?i?ek, siber k?lt?r ve ahlakla yeti?en gen?lerin, ?evresiyle ileti?im kuramayan, sosyal ?evreden kopuk bireyler olmas?ndan yak?nm??t?.

?lk olarak y?llar ?nce yay?mlanan bilim kurgu romanlar?nda rastlanan siber k?lt?r terimine bakt???m?zda, akademik ?evreler taraf?ndan 90’l? y?llarda kullan?lmaya ba?land???n? g?r?yoruz. Bu k?lt?r ?zerine ?al??malar yapan isimlerden Maltepe ?niversitesi ?leti?im Fak?ltesi ??retim ?yesi Yrd. Do?. Dr. Selva Ers?z Karakulako?lu’na g?re siber k?lt?rde internet, teknolojik ara?, yeni k?lt?r modeli ve bir ileti?im arac? olarak de?erlendiriliyor. Asl?nda yeni yeni olu?maya ba?layan bu k?lt?r?n ?er?evesi biraz geni? oldu?u i?in bir de?erlendirme yapmak da ?ok kolay olmuyor. Bu k?lt?r?n i?erisinde insanlar?n geli?en dijital teknolojilerle nas?l etkile?im kurdu?u, nas?l birlikte ya?ad??? siber k?lt?r i?erisinde kendine yer bulabiliyor. G?nl?k ya?am kodlar?m?z? internet ortam?nda okudu?umuz metinler, g?rd???m?z resimler olu?turmaya ba?lay?nca, davran?? bi?imlerimiz de bundan etkileniyor.

Siber k?lt?r? olu?turanlara gelince, g?n?n? internet ortam?nda ge?iren, yani siber ortam?n aktif kullan?c?lar?. Dolay?s?yla internet kullan?c?lar?n ?ekillendirdi?i g?nl?k ya?am bi?imi, bir s?re sonra kar??m?za bu ortam?n k?lt?r? olarak ??kacak.

Selva Ers?z Karakulako?lu, bu k?lt?r hen?z olu?ma a?amas?nda oldu?u i?in tek ba??na fayda ya da zararlar?n? konu?man?n anlaml? olmayaca??na inan?yor. Ancak siber k?lt?r ile toplum i?in yap?lan aktivist hareketleri de?erlendirdi?imizde o zaman art? veya eksilerini konu?abiliyoruz. Bu ?er?evede gen?lerimiz, web teknolojilerinin sundu?u farkl? ileti?im ara?lar? sayesinde, etkile?imi daha h?zl? ger?ekle?tirebiliyor. B?ylece daha kat?l?mc? ve kendisine dayat?lan? de?il de kendi haklar?n? sorgulayan ve daha fazla sesini y?kselten ki?iler olarak g?rebiliyoruz.

02

Оставьте комментарий