Суфийская ритуальная практика: (На примере братства Накшбандийа)

097
Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика: (На примере братства Накшбандийа). 1996. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение»

В данной книге впервые в истории российского востоковедения предпринята попытка рассмотрения ритуальной мистической практики на примере конкретно взятого суфийского братства (Накшбандийа). Исламская мистическая практика методологически отражена в работе как выросшая в рамках культовой практики нормативного ислама и затем вышедшая за них. Далее

Так говорил Баязид Бистами

06

Некто постучался в дверь и Баязид крикнул: «Кого ищешь?» Стучавшийся ответил: «Баязида». Баязид заметил: «Я тоже уже три десятка лет ищу Баязида, и всё ещё безуспешно». Далее

Семья Черчилля умоляла его не принимать ислам (The Independent)

Возможно, он был непоколебимым защитником Британской империи, однако он питал истинную любовь к Востоку и исламу

Уинстон Черчилль

Как говорится в одном из недавно найденных писем, семья сэра Уинстона Черчилля уговаривала его «бороться с желанием» принять ислам.

Премьер-министр, который привел Британскую империю к победе во Второй мировой войне, очевидно, был настолько увлечен исламом и культурой Востока, что один из членов его семьи написал ему письмо, в котором он призывал его отказаться от замысла стать мусульманином.
Далее

Они приняли Ислам, прочитав Коран & Исламофобы, принявшие ислам

Исламофобия разработана с целью исказить образ ислама. Сегодня увековечение исламофобии вызывает беспокойство. Особенно тревожно то, что первоначально начавшаяся как простая эксплуатация и злоупотребление свободой выражения мнений некоторых экстремистских элементов постепенно нашли резонанс в политической сферах, в конечном счете, привели к институционализации исламофобии. Далее

Священная земля для религии и науки

Во время недавней журналистской командировки в Эфиопию я была поражена тем, насколько мирно в этой стране сосуществуют эволюция и религия. Каждый день по пути в Национальный музей Эфиопии, где находятся древние останки похожих на обезьян предшественников человека, я проходила мимо толпы женщин, молившихся возле ограды собора Святого Георгия, расположенного через дорогу от музея. Я была очень тронута этим, потому что такая картина резко контрастирует с тем, что происходит в США, где регулярно идут рассчитанные на эффект дебаты типа того, что прошел в этом году между популяризатором науки Биллом Наем (Bill Nye) и креационистом Кеном Хэмом (Ken Ham). Песнопения, доносящиеся из собора, слышны и в музейном дворе.

Отличительной чертой Эфиопии является то, что религия и наука там имеют глубокие корни, и в этом союзе ни одной из сторон не нужно идти на компромисс. На мозаичном панно при входе в музей изображен крест и Люси — наш знаменитый человекообразный предок, живший более трех миллионов лет назад. Скоро эфиопское правительство откроет Музей происхождения человека, посвященный нашей эволюции.
Далее

Нейронаука и религия: в поисках ответов

Kaaba

Почему вообще есть сущее, а не наоборот — ничто? Основополагающий вопрос метафизики выражает ту тревогу, которая предшествовала появлению цивилизации и породила множество мифов и верований на заре человечества.

Антропологи обнаружили свидетельства того, что уже 160 000 лет тому назад неандертальцы сознательно хоронили своих умерших. Это говорит о том, что уже тогда существовало религиозное или мифологическое понимание (может быть, ощущение?) существования «мира иного». С эволюционной точки зрения, знаменитый приматолог Франс де Вааль (Franz de Waal) утверждает, что у наших прародителей наблюдались признаки сострадания, стремления прийти на помощь и определенные социальные нормы, которые можно рассматривать в качестве предшественников человеческой морали, создавшей предпосылки для появления религии.
Далее

Неизвестный Толстой

«… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина,
тогда все будет прекрасно».
«Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло»

Л. Н. Толстой

Неизвестный Толстой

«…Пропасть народу, кроме Льва Толстого, а вы смотрите на одного Льва… Мужики так не умирают…» И уже в полузабытьи: «Люблю истину…»

Это последние слова Льва Николаевича Толстого 6 ноября 1910 года Толстой произнесённые им и обращенные к собравшимся у его постели близким

Потрясающая сцена и удивительные слова! Не стоит уподобляться тем, кто неблагоговейно относится к тайне веры, к тайне личности и перехода в мир иной великого мыслителя и писателя. Скажем прямо: «Аллаху алим! — это ведомо лишь Всевышнему!» И не будем искать определенного ответа на вопрос — с каким вероубеждением пересек Лев Николаевич последнюю черту.

Единственное, что можно сказать с определенностью: он многое понимал и ценил в Исламе, знал правоверных разных национальностей, дружил и переписывался с ними. И оставил нам как высоко художественные образы мусульман, особенно кавказцев, так и не всегда бесспорные, но глубокие и волнующие мысли об Исламе.

Далее

Французские исламоведы о суфизме

021     Западные востоковеды утверждают, что мистицизм в исламе возник под влиянием других религий и философских учений. Достаточно отметить высказывания трех известных французских востоковедов: Анри Массэ, Луи Массиньона, Карро Де Во. Далее