Мехмет Сакин. Киберкультура отрывает нас от жизни?

062Часто, особенно в канун того или иного торжества, мы с тоской вспоминаем о старых добрых временах. Мы сравниваем наше поколение с новым, приходим к выводу, что прежние обычаи, устои были лучше, вспоминаем о том, как важно проявлять уважение к старшим, любить детей, и сожалеем, когда новое поколение сторонится нашей традиции целовать руки старших членов семьи.

03
КИБЕРКУЛЬТУРА ОТРЫВАЕТ НАС ОТ ЖИЗНИ?
Мехмет Сакин
(«Aksiyon «, Турция)
023

088Часто, особенно в канун того или иного торжества, мы с тоской вспоминаем о старых добрых временах. Мы сравниваем наше поколение с новым, приходим к выводу, что прежние обычаи, устои были лучше, вспоминаем о том, как важно проявлять уважение к старшим, любить детей, и сожалеем, когда новое поколение сторонится нашей традиции целовать руки старших членов семьи.

Но условия, в которых появляется на свет и растет новое, рожденное после 2000 года поколение (часто обозначаемое понятием «поколение зет»), значительно отличаются от наших. Более того, поколение, поведение которого нам подчас кажется странным, сегодня стало создавать свою собственную культуру. Ее носителей часто можно застать с каким-либо модным устройством в руках, за множеством разных занятий, начиная от просмотра телепередач, телефонных переговоров и заканчивая шопингом, созданием мультимедийного контента и его распространением в социальных сетях. Возникновение новой культуры происходит на интернет-чатах и форумах. Поэтому культура поколения, которое считает чтение книг пустой тратой времени и черпает энтузиазм в интернете и массовой культуре, обозначается понятием «киберкультура». По мнению одних, ее следует воспринимать как новый вид культуры, другие же склонны полагать, что она отрывает человека от жизни…

Одним из тех, кто обратил внимание на отрицательную сторону этого явления, был председатель Великого национального собрания Турции Джемиль Чичек (Cemil Çiçek). По его мнению, сегодня электропровода передают не только электроэнергию, но и человеческие чувства, эмоции, меняют нашу жизнь. При этом молодежь, воспитанная на киберкультуре, становится оторванной от социальной среды и не способной общаться с внешним миром.

Впервые термин «киберкультура» появился много лет назад, в научно-фантастических романах, а в 90-х годах прошлого века его начали использовать академические круги. Изучением феномена киберкультуры занимается и преподаватель факультета коммуникаций Университета Мальтепе Сельва Эрсёз Каракулакоглу (Selva Ersöz Karakulakoğlu), которая отмечает, что в киберкультуре интернет и технологические устройства рассматриваются как новая культурная модель и средство коммуникации. Однако эта культура только начинает появляться, и рамки ее пока несколько размыты, поэтому однозначно оценить данный феномен становится непросто. В рамках данной культуры формируются особые формы взаимодействия с развивающимися цифровыми технологиями и другими людьми. Когда тексты или изображения, которые мы встречаем в интернет-среде, начинают создавать коды нашей повседневной жизни, это влияет и на наши образцы поведения.

Что касается тех, кто создает киберкультуру сегодня, они могут сутки напролет проводить в глобальной сети, являясь активными пользователями киберпространства. Формы повседневной жизни, создаваемые такими пользователями интернета, через некоторое время могут стать в этой среде доминирующими.

Но пока этот вид культуры находится на стадии зарождения, поэтому было бы неверно говорить только о полезных или вредоносных ее особенностях, полагает эксперт. Между тем понять ее плюсы и минусы можно, например, при рассмотрении некоторых возникающих на базе этой культуры активистских движений. В числе преимуществ важно отметить, что разные средства коммуникации, которые сегодня предлагают веб-технологии, позволяют нашей молодежи гораздо быстрее налаживать связь друг с другом. Кроме того, они дают возможность нам видеть неравнодушных людей, которые все настойчивее и громче заявляют о своих правах.

015
SİBER KÜLTÜR BİZİ HAYATTAN KOPARIRMI?
Mehmet Sakin
(«Aksiyon «)
023

055Bayram gibi özel zamanlarda, eski günlere özlem duyan sözler söyleriz. Kendi neslimiz ile yeni nesli karşılaştırır, eskiden örf ve âdetlerimizin daha iyi olduğuna, büyüklere saygının, küçüklere sevginin önemine değinir, yenilerin bir el öpmeden bile uzak durduğundan yakınırız.

2000 yılından sonra doğan, Z kuşağı olarak tanımlanan yeni nesil, kabul etmeliyiz ki bizim doğup büyüdüğümüz şartlar içerisinde doğup büyümüyorlar. İşte bazı davranışlarını garip olarak algıladığımız bu neslin oluşturmaya başladığı bir de kültür var. Televizyon izlemekten telefonla konuşmaya, alışverişten multimedya içeriği oluşturup paylaşmaya birçok işini elindeki cihazla gören bu nesil, yeni kültürünü internet ortamındaki sözlük, sohbet odaları, forumlarda oluşturuyor. Kitap okumayı zaman kaybı olarak gören ve internetten, popüler kültürden beslenen bu neslin kültürü de dolayısıyla siber kültür olarak tanımlanıyor. Bu kültürü yeni bir kültür olarak gören de var, insanı hayattan kopartacağını savunan da…

Bu kültürün olumsuz tarafına dikkat çekenlerden birisi de Türkiye Büyük Millet Meclisi Başkanı Cemil Çiçek. Kabloların sadece enerji değil duygu da taşıdığına ve hayatımızı değiştirdiğine inanan Çiçek, siber kültür ve ahlakla yetişen gençlerin, çevresiyle iletişim kuramayan, sosyal çevreden kopuk bireyler olmasından yakınmıştı.

İlk olarak yıllar önce yayımlanan bilim kurgu romanlarında rastlanan siber kültür terimine baktığımızda, akademik çevreler tarafından 90’lı yıllarda kullanılmaya başlandığını görüyoruz. Bu kültür üzerine çalışmalar yapan isimlerden Maltepe Üniversitesi İletişim Fakültesi Öğretim Üyesi Yrd. Doç. Dr. Selva Ersöz Karakulakoğlu’na göre siber kültürde internet, teknolojik araç, yeni kültür modeli ve bir iletişim aracı olarak değerlendiriliyor. Aslında yeni yeni oluşmaya başlayan bu kültürün çerçevesi biraz geniş olduğu için bir değerlendirme yapmak da çok kolay olmuyor. Bu kültürün içerisinde insanların gelişen dijital teknolojilerle nasıl etkileşim kurduğu, nasıl birlikte yaşadığı siber kültür içerisinde kendine yer bulabiliyor. Günlük yaşam kodlarımızı internet ortamında okuduğumuz metinler, gördüğümüz resimler oluşturmaya başlayınca, davranış biçimlerimiz de bundan etkileniyor.

Siber kültürü oluşturanlara gelince, gününü internet ortamında geçiren, yani siber ortamın aktif kullanıcıları. Dolayısıyla internet kullanıcıların şekillendirdiği günlük yaşam biçimi, bir süre sonra karşımıza bu ortamın kültürü olarak çıkacak.

Selva Ersöz Karakulakoğlu, bu kültür henüz oluşma aşamasında olduğu için tek başına fayda ya da zararlarını konuşmanın anlamlı olmayacağına inanıyor. Ancak siber kültür ile toplum için yapılan aktivist hareketleri değerlendirdiğimizde o zaman artı veya eksilerini konuşabiliyoruz. Bu çerçevede gençlerimiz, web teknolojilerinin sunduğu farklı iletişim araçları sayesinde, etkileşimi daha hızlı gerçekleştirebiliyor. Böylece daha katılımcı ve kendisine dayatılanı değil de kendi haklarını sorgulayan ve daha fazla sesini yükselten kişiler olarak görebiliyoruz.

02

(Посещено: в целом 77 раз, сегодня 1 раз)

Оставьте комментарий