Как Саладин (Салах-ад-дин) загнал крестоносцев в ловушку

021    В 1187 году крестоносцы решили применить против Саладина новую стратегию. Вместо того, чтобы укрепиться в крепости, они решили определить исход войны в открытом поле. В битве при Хаттине они попали в ловушку.
Далее

Пугаченкова Г. А. Среднеазиатские миниатюры (XVI—XVIII веков в избранных образцах)

05Пугаченкова Г. А. Среднеазиатские миниатюры (XVI—XVIII веков в избранных образцах). Ташкент: Главная редакция энциклопедий, б/г. – 47 с.

   Рукописная книга — одно из великих достижений культуры мусульманского Востока. Она существовала и в средневековой Европе, но с 15 века созданный Гутенбергом печатный станок, получив повсеместное распространение, свел на нет мастерство рукописных манускриптов. Восток лишь в 19 веке освоил книгопечатное издание. Образцы миниатюр из собрания Института востоковедения АН Республики Узбекистан дают представление о развитии этого жанра изобразительного искусства мусульманского Востока, в которое художники Средней Азии внесли весомый вклад. Далее

Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов (мусульман). Эпилог

006 На первый взгляд арабский мир одержал блестящую победу. Если Запад пытался своими вторжениями сдержать натиск ислама, то результат получился совершенно обратным. Не только франкские государства Востока лишились за два века всех своих завоеваний, но и мусульмане столь окрепли, что смогли под знамёнами турок-оттоманов приступить к завоеванию самой Европы. В 1453 году они овладели Константинополем. В 1529 году их кавалерия уже была у стен Вены. Но так дело обстояло только на первый взгляд Далее

Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов (мусульман). Часть шестая. Изгнание (1244-1291)

006 Первый натиск монголов на страны ислама практически совпал с вторжением франков в Египет в 1218-21 годах. Арабский мир тогда чувствовал себя находящимся между двух огней, что, несомненно, отчасти объясняет примирительную позицию аль-Камиля в отношении Иерусалима. Но Чингиз-хан не рискнул идти на запад Персии. С его смертью в 1227 году в возрасте шестидесяти лет натиск всадников степей на арабский мир на несколько лет ослаб. Далее

Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов (мусульман). Часть пятая. Отсрочка (1187-1244)

006     Каждый раз, овладевая каким-нибудь франкским городом или крепостью, скажем Акрой, Аскалоном или Иерусалимом, Салахеддин позволял вражеским рыцарям и солдатам удаляться в Тир, так что город стал практически неприступен. Приморские франки отправляли послания тем, кто был за морями, и те обещали придти им на помощь. Не следует ли сказать, что именно сам Салахеддин некоторым образом организовал оборону Тира против его армии? Далее

Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов (мусульман). Часть четвёртая. Победа (1146-1187)

006     В то время, когда в стане Зенги царило смятение, лишь один человек оставался невозмутимым. Ему было двадцать девять лет; с короткой стрижкой, с лицом смуглым и выбритым кроме подбородка, он имел широкий лоб и добрый ясный взгляд. Он приблизился к ещё тёплому телу атабега. С душевным трепетом взял его руку, снял с неё перстень с печаткой, символ власти, и надел себе на палец. Его звали Нуреддин. Далее

Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов (мусульман). Часть третья. Ответный удар (1128-1146)

034    Визирь аль-Маздагани явился днём как обычно в Дом Роз во дворце Цитадели в Дамаске. Там были все эмиры и военачальники, – рассказывает Ибн аль-Каланиси. – Собрание занималось многими делами. Потом правитель города, сын Тогтекина Бури, обменялся взглядами с присутствующими, и все встали, чтобы вернуться домой. По обычаю, визирь должен был выходить после других. Когда он встал, Бури дал знак одному из своих людей, и тот нанёс аль-Маздагани несколько ударов саблей по голове. Потом его обезглавили и отнесли эти две части его тела к Железным воротам, чтобы все могли видеть, как Аллах поступает с теми, кто плетёт коварные интриги. Далее

Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов (мусульман). Часть вторая. Оккупация (1100-1128)

045    После стольких, следующих друг за другом поражений и стольких разочарований, три неожиданные новости, достигшие Дамаска летом 1100 года, породили немало надежд. Об этом говорили не только среди поборников ислама в окружении кади аль-Харави, но и на рынках, под аркадами деловых рядов, где продавцы шёлка, золотой парчи, камчатного белья и драгоценной утвари, сидя в тени виноградных лоз, передавали от лавки к лавке через головы проходящих благоприятные известия. Далее

Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов (мусульман). Часть первая. Вторжение (1096-1100).

076   Основная идея этой книги проста: рассказать историю крестовых походов как они виделись, переживались и записывались «на другой стороне» — другими словами, в арабском лагере. Содержание книги основано почти исключительно на свидетельствах тогдашних арабских историков и хронистов. Они говорили не о крестовых походах, а о франкских войнах или о «франкских вторжениях». Слово, обозначающее франков, писалось по-разному в зависимости от области, автора и периода времени. В многочисленных хрониках мы находим слова «фарандж», «фаранджад», «ифрандж», «ифранджад» и другие вариации1. Для простоты я выбрал самую короткую форму, «фарандж» — слово, которое используется в разговорном арабском языке и поныне для обозначения западных людей и, в частности, французов. Далее

Очерки Марджани о восточных народах

09     Книга представляет собой перевод отдельных сочинений, отрывков из произведений известного татарского мыслителя Шихабаддина Марджани (1818—1889), связанных с историей татарского народа, его места в тюркской, арабо-мусульманской и мировой цивилизациях. Далее

В древней могиле викингов нашли кольцо с надписью «Для Аллаха»

03
Серебряное кольцо, найденное при раскопках в окрестностях шведского города Бирка, подтвердило теорию о том, что древние викинги имели тесные связи с торговцами из исламского мира. Как удалось установить исследователям из Стокгольмского университета, на кольце, изготовленном в IX веке нашей эры, была выгравирована надпись: «Для Аллаха», сообщает издание Daily Mail со ссылкой на Science News. Далее

Исмаил Гаспринский. Обитель Счастья мусульман. Извлечения

099

Вниманию читателей предлагаются несколько фрагментов впервые публикуемой на русском языке утопической повести Исмаила Гаспринского «Обитель Счастья мусульман», по которым можно составить известное представление о структуре его проекта. Повествование ведется от лица муллы Аббаса — вымышленного автора публицистических заметок в газете «Тарджиман», посвященных самым разным социокультурным проблемам.
Мулла Аббас совершает очередную заграничную поездку. На этот раз он отправляется в Испанию, чтобы увидеть знаменитые памятники мусульманского андалусского искусства.
Далее