К дню рождения великого узбекского писателя Абдулла Кадыри
Оба фильма сняты по романам известного узбекского писателя Абдуллы Кадыри «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря». В основе фильма — повествование о нравах времен Кокандских ханов, талантливого юношей Отабека, Анвара к девушкам Кумуш и Рано и их нелегкой судьбе.
Минувшие дни 1969
Режиссер: Юлдаш Агзамов Сценарист: Сабир Мухамедов Композитор: Манас (Минасай) Левиев
Операторы: Михаил Краснянский, Анвар Мукаррамов
В ролях: У. Алиходжаев, дубл. В. Гусев (Атабек), Г. Джамилова, дубл. А. Будницкая (Кумюш), А. Бакиров, дубл. К. Тыртов (Юсуфбек Ходжи), М. Якубова, дубл. М. Гаврилко (Узбекаим), Р. Хамраев, дубл. А. Алексеев (Мирзакарим Кутидор), А. Мурадо- ва, дубл. В. Серова (Офтоб-аим), X. Нариманов, дубл. Ю. Леонидов (Хасанали), Г. Зуфарова, дубл. Н. Выходцева (Зейнаб)
О фильме: Узбекистан, начало XIX столетия — тревожное время последних ханов. Молод и красив Атабек — сын советника ташкентского правителя. Отец надеется увидеть в нем продолжателя своих дел, но Атабек держится независимо и берет себе в жены Кумюш. Молодые счастливы, но недолго. Недруги плетут вокруг Атабека интриги. Вместе с отцом Кумюш его бросают в тюрьму. Только срочный приезд к хану самой Кумюш с письмом, в котором доказана невиновность осужденных, спасает ее мужа и отца. Уступая настояниям родителей, Атабек женится на девушке Зейнаб, но хранит верность любимой. Зейнаб, желая устранить соперницу, подсыпает Кумюш яд, та умирает, а Атабек остается один на один с судьбой и временем.
Побег из тьмы 1973
Режиссёр: Юлдаш Агзамов; Композитор: С. Джалилов; Киностудия: Узбекфильм.
Фильм снят по роману известного узбекского писателя Абдуллы Кадыри «Скорпион из алтаря».
В основе фильма — повествование о нравах времен Кокандских ханов, о любви талантливого юноши Анвара к девушке Рано и их нелегкой судьбе.
Сценарист: Сабир Мухамедов
Оператор: Александр Панн
Художник: Н. Рахимбеков
Страна: СССР
Год: 1973
Актеры: Исамат Эргашев, Тамара Шакирова, Алим Ходжаев, Наби Рахимов, Якуб Ахмедов, Шухрат Иргашев, Туфа Фазылова, Раззак Хамраев, Сайфи Алимов, Машраб Юнусов, А. Муратова, С. Умаров, Максуд Мансуров, Раджаб Адашев, Джамал Хашимов
Абдулла Кадыри
и узбекский кинематограф
Известна выдающаяся роль узбекской литературы в становлении кинематографии Узбекистана. Среди авторов, произведения которых всегда вызывали большой интерес кинематографистов, надо назвать в первую очередь имя Абдуллы Кадыри. Талантливый сын узбекской земли, Кадыри оставил заметный след во многих сферах литературы и искусства. Он был писателем, публицистом, драматургом, поэтом, филологом, переводчиком.
Абдулла Кадыри родился в 1984 году в семье бедного садовника-виноградаря, в Ташкенте. Образование Кадыри получил в русско-туземной школе и медресе.
Как драматург Кадыри оставил нам всего одну драму «Несчастный жених». Но по его романам были поставлены пьесы «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря». На основе дневниковых записей был создан спектакль «Белый, белый черный аист».
В своих статьях о кино и театре Кадыри подчеркивал, что необходимо создавать национальную узбекскую школу сценаристов, театральных и кинорежиссеров. Он писал: «По моему мнению, на сегодняшний день подготовка узбеков сценаристов и приобщение их к европейским авторам, а также воспитание узбекских артистов и артисток может привести к настоящему успеху узбекского государственного кино». Кадыри очень интересовался новым видом искусства — кино. Он мечтал увидеть свой роман «Минувшие дни» на экране. В начале 30-х годов прошлого века близкий друг писателя режиссер Сулейман Ходжаев начал работу по экранизации этого романа, но осуществить попытку не удалось.
Абдулла Кадыри является создателем узбекского национального исторического романа. «Романы Кадыри всем своим строем, всем своим своеобразным стилем являются узбекскими романами.». Произведения писателя дороги каждому узбеку. Мы читаем и вновь перечитываем его бессмертные романы «Минувшие дни», «Скорпион из алтаря». Трогательные и драматические истории любви героев волнуют сердца. Такое сильное воздействие его книг объясняется тем, что сюжеты произведений взяты из жизни. Идея романа «Минувшие дни» пришла к Кадыри благодаря рассказу одного знакомого, пережившего аналогичную историю в своей жизни. А историю о мирзе Анваре, ставшую основой романа «Скорпион из алтаря», Кадыри услышал от отца.
Эти романы были экранизированы узбекскими кинорежиссерами дважды. Юлдаш Агзамов в середине прошлого века поставил картины «Минувшие дни» и «Побег из тьмы», позднее Мэлс Абзалов экранизировал «Минувшие дни», а Махкам Махамедов создал телевизионную версию «Скорпиона из алтаря». Глубокий историзм, психологизм романов, художественно выписанные портреты героев, их богатый внутренний мир, а также неповторимый национальный колорит произведений, привлекавшие к ним читателей, заинтересовали кинематографистов. Судьба главных героев обоих романов развивается на фоне социально-политических событий, в них правдиво и талантливо показано историческое прошлое узбекского народа, чем и объясняется всенародная к ним любовь.
Поставленный Ю. Агзамовым в 1969 году фильм по роману «Минувшие дни», тонко передающий национальный дух и характер тех времен, воссоздавший народные образы, вполне закономерно включен в Золотой Фонд узбекского искусства. Большую роль в успехе кинопроизведения сыграли удачно выбранные актеры Ульмас Алиходжаев в роли Атабека, Гульчехра Джамилова в роли Кумуш. Слияние физических, духовных и нравственных качеств героев, которых воплотили на экране актеры, отобранные Агзамовым, явилось одной из главных составляющих зрительского признания картины.
Ю. Агзамов в экранизации «Минувших дней» сумел сохранить верность идее и духу романа, его стилистику. Не случайно картина является одной из любимых узбекским зрителем. Не проходит и месяца, чтобы фильм не был включен в программу передач национального телевидения.
В 1973 году Ю. Агзамов ставит еще одну экранизацию по роману А. Кадыри «Скорпион из алтаря». Фильм называется «Побег из тьмы». В романе «Скорпион из алтаря» повествуется об истории любви молодых людей — Рано и Анвара, их отчаянной борьбе против угнетателей и насильников, против взяточничества, унижения и подлости.
И в этой экранизации Ю. Агзамов выступает как глубокий знаток народного быта, ритуалов, обрядов. Перед нами возникают улицы древнего Коканда, дома героев, дворец хана; мы с удовольствием погружаемся в атмосферу прошлого. На экране все это подается с большой силой художественного воздействия.
Удачно были отобраны актеры на главные роли: Исамат Иргашев — Анвар, Тамара Шакирова — Рано. С помощью режиссера и довольно зрелого актерского мастерства молодым исполнителям удалось ярко и многогранно выразить на экране не только внешний событийный ряд любовной истории молодых людей, но и внутренние качества персонажей — чистоту души, гордость, образованность. Они не играют любовь, а живут ею на экране.
В 1998 году была осуществлена вторая экранизация романа «Минувшие дни», предпринятая режиссером М. Абзаловым в соавторстве с Х. Файзиевым и Х. Кадыри. В этой картине, казалось бы, очень подробно переданы все перипетии романа, сохранены почти все сцены, диалоги. Однако это не спасло фильм от изъянов. Картина страдает буквальным переложением на экране событий романа. Отсутствует в ней новое и свежее истолкование характеров, не раскрывается в полной мере подтекст книги. Это тот случай, когда, как говорит А. Зархи, «Не стоит следовать усердной точности, которая грешит убойной иллюстративностью и при которой книга вянет, а экран не расцветает».
Волнующая история любви двух молодых передовых людей своего времени оказалась недосказанной. Зритель по-прежнему предан картине Ю. Агзамова, хотя прошло уже много лет.
В 1998 году была создана новая версия — телевизионная — романа «Скорпион из алтаря», состоящая из 15 серий. Режиссер Махкам Махамедов и сценарист Хайриддин Султанов бережно сохранили фабулу, диалоги, интерпретацию образов, описание среды романа, используя телевизионные средства выражения, своеобразие композиционного построения многосерийного телефильма. Плавный разворот событий, старые фотографии довоенного Туркестана, закадровый текст автора, который читает С. Сагдуллаев, а также сохранение на экране подробно описанных сцен романа — все это помогло создать довольно полную и талантливую экранизацию книги.
На главные роли режиссер пригласил не профессиональных и малоизвестных исполнителей. Анвара сыграл учитель из Ферганы Исламбек Муминов, Рано — студентка отделения театроведения Государственного института искусств Узбекистана Дильдора Рустамова. Внешне по фактуре они соответствуют своим героям. Труднее было молодым исполнителям сохранить внутреннюю характеристику героев.
Экранизации романов Абдуллы Кадыри сыграли огромную роль в развитии национальной кинематографии республики, стали образцом бережного отношения работников кино к произведениям узбекской литературы.