Ливано-американский философский эссеист, романист, мистический поэт и художник. Творчество Джебрана Халиля Джебрана (Gibran Khalil Gibran) занимает особое место в истории арабской литературы и философской мысли XX века, являясь основой арабского романтизма философского направления. Его личность по праву заслужила быть символом Ливана, слава о нем распространилась по всему миру.
Сегодня его издают на многих языках мира, по сути, он является самым читаемым арабским писателем и на Западе, и на Востоке, а его самое знаменитое произведение «Пророк» для очень многих является настольной книгой. Его книги и его творческий путь ставят его в один ряд с такими знаменитостями как Блейк, Ницше, Юнг, Гете, Эмерсон и др.
Творчество Джебрана является синтезом культур Востока и Запада, отличительной его чертой является склонность проникнуть в состояние любого читателя, таким образом проявляя всеобщий синтез и универсализм в философском мышлении и мировоззрении.
Человек – главный предмет внимания Джебрана как писателя и философа – ставится им в центр мироздания и именуется «краеугольным камнем всех тварей». Человек, утративший связи с природой, нуждается, по мысли Джебрана, в приближении к ней и единении с нею. Уже в ранней прозе отобразилось его представление о человеке, открытом вечности, говорящем о себе: «Я был от вечности – и вот я, и я пребуду до конца века, и нет бытию моему завершения» («Песня человека»). Чуждый всякой завершенности и окончательности, человек устремлен к бесконечному совершенству, достигаемому в сфере эстетического идеала, где обожествляемая красота и истина, как и должно в романтической традиции, – понятия тождественные. Писатель проникается мыслью о единстве человечества, великого братства людей, скрепленного единством духа, «бытием для всех и во всех». Жажда свободы сочетается с любовью и состраданием ко всем презренным и отверженным.
Из предисловия В. В. Маркова к сборнику произведений Джебрана Х. Д. «Странник. Притчи и речения»
Афоризмы из сборника «Песок и пена»
Значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он дерзает достигнуть.
Лишь однажды я не нашелся что ответить. Когда меня спросили, кто я.
Человечество — река света, текущая из правечности в вечность.
Многоречивому завидует только немой.
Многие учения схожи с оконным стеклом. Мы видим истину сквозь него, но оно же и отделяет нас от истины.
Кто чувствует в себе призвание к писательскому труду, тот должен владеть знанием, искусством и магией — знанием музыки слов, искусством быть безыскусным и магией любви к читателям.
Великодушие состоит не в том, чтобы ты дал мне нечто такое, в чем я нуждаюсь более тебя, но чтобы ты дал мне то, без чего сам не можешь обойтись.
Есть ли больший недостаток, чем подмечать чужие недостатки?
Ненависть — нечто мертвое. Кто из вас хотел бы стать склепом?
Внемлющий истине ничуть не ниже того, кто изрекает ее.
Каждую мысль, которую я заковал во фразу, я обязан освободить своими делами.
Ты пьешь вино, чтобы опьянеть, а я пью его, чтобы прогнать хмель другог вина.
Подлинная суть другог не в том, что он открывает тебе, но в том, чего он открыть не может. Поэтому, когда хочешь понять его,вслушивайся лучше не в то, что он говорит, а вто, чего он не говорит.
Безумец — музыкант в не меньшей степени, чем ты или я; только инструмент его немного расстроен.
Ты свободен днем, под солнцем, и ты свободен ночью, под звездами;
Ты свободен, когда нет ни солнца, ни луны, ни звезд.
Ты свободен даже когда закроешь глаза на все сущее.
Но ты раб любимого тобою, потому что ты любишь его.
И ты раб любящего тебя, потому что он тебя любит.
Может статься, человек кончает с собой из чувства самосохранения.
Если все, что говорят о добре и зле, правда, тогда вся моя жизнь — одно непрерывное преступление.
Что есть печаль как не стена между двумя садами.
Вера — оазис в сердце, которого никогда не достигнуть каравану мышления.
Можно забыть того, с кем смеялся, но никогда не забыть того, с кем вместе плакал.