Щедра земля узбекская талантами (О коллекции известного российского писателя Рауля Мирхайдарова)

088    О коллекции известного российского писателя Рауля Мирхайдарова я слышал давно. В 2008 г. в Москве вышел в свет альбом «101 живописная работа из коллекции Р. Мирхайдарова», в котором собраны репродукции с картин как известных, так и малоизвестных художников Узбекистана. «Щедра земля узбекская, — говорит коллекционер, отвечая на вопрос о том, почему он собрал работы именно этих художников. — Я давно, уже с 1961 г., увлекаюсь коллекционированием живописи. Меня привлекают яркие, самобытные работы узбекских художников. И мне не важно, известные они или нет. Главное — их творчество. Поэтому у меня в коллекции очень много работ совсем малоизвестных художников. Их с удовольствием смотрят, когда коллекция демонстрируется как в странах постсоветского пространства так и дальнего зарубежья».

08

Щедра земля узбекская талантами
О коллекции известного российского писателя Рауля Мирхайдарова
Нодир Норматов

055

09Известный писатель Рауль Мирсаидович Мир-Хайдаров родился 17 ноября 1941 года в поселке Мартук Актюбинской области Казахстана в семье оренбургских татар.
Мир-Хайдаров инженер-строитель по образованию. Работал в различных строительных организациях в разных уголках СССР. В молодости занимался боксом, имел первый спортивный разряд. Жил и работал в Ташкенте.

В 1971 году на спор с известным кинорежиссером написал рассказ «Полустанок Самсона», который впоследствии был опубликован в московском альманахе «Родники». В 1975 году он был участником VI Всесоюзного съезда молодых писателей СССР.  С 1981 года Рауль Мир-Хайдаров полностью посвящает себя писательскому труду. Он автор более тридцати книг, переводившихся на многие иностранные языки и языки народов СССР.

Широкую известность писатель получил благодаря своим книгам – политическим детективам об организованной преступности. Первая книга из этой серии «Пешие прогулки» вышла в свет в 1988 году в издательстве «Молодая гвардия». После опубликования этого романа на Мир-Хайдарова было совершено покушение, после которого он остался инвалидом II группы. После покушения и выхода его новых романов жизнь в Ташкенте стала для него невозможной из-за постоянных угроз и запрета его книги, и поэтому Мир-Хайдаров уехал жить в Москву. Уже в России был написан его ретро-роман о жизни и любви – «Ранняя печаль».
В молодости писатель, увлекавшийся футболом, был дружен с известными футболистами: Михаилом Месхи, Славой Метревели, Геннадием Красницким, Станиславом Стадником, Берадором Абдураимовым. Был большим поклонником джаза.
Рауль Мир-Хайдаров с женой Ириной являются владельцами одной из самых больших частных коллекций живописи в России, основу которой составляют современные художники, работающие в разных направлениях. Живописные работы из его коллекции неоднократно выставлялись в известных московских галереях и за рубежом.

055

О коллекции известного российского писателя Рауля Мирхайдарова я слышал давно. В 2008 г. в Москве вышел в свет альбом «101 живописная работа из коллекции Р. Мирхайдарова», в котором собраны репродукции с картин как известных, так и малоизвестных художников Узбекистана. «Щедра земля узбекская, — говорит коллекционер, отвечая на вопрос о том, почему он собрал работы именно этих художников. — Я давно, уже с 1961 г., увлекаюсь коллекционированием живописи. Меня привлекают яркие, самобытные работы узбекских художников. И мне не важно, известные они или нет. Главное — их творчество. Поэтому у меня в коллекции очень много работ совсем малоизвестных художников. Их с удовольствием смотрят, когда коллекция демонстрируется как в странах постсоветского пространства так и дальнего зарубежья».

Мне вспоминается знаменитая коллекция Нукусского музея, собранная И. Савицким, который приобретал произведения тех художников, творчество которых не считалось тогда настоящим искусством. Сейчас — другое время. На выставках республики демонстрируются работы художников разных направлений и течений. Главный судья тут — зритель. Отрадно, что творчество художников поощряется государством. Их произведения приобретают коллекционеры, которых в настоящее время немало. У каждого коллекционера свой вкус, свой взгляд на искусство.

Если говорить о коллекции Рауля Мирхайдарова, сразу не скажешь, что она полна шедеврами. Но, признаться, она очень интересная, любопытная. «Основу коллекции Рауля Мирхайдарова, — пишет московский искусствовед Ирина Таратута, — составляют современные художники, работающие в разных направлениях: от абстракции, авангарда, импрессионизма до наива и традиционной русской живописи». Кроме того, добавим, ещё можно увидеть в ней традиции и школы восточной миниатюры. Тематика работ 11 узбекских художников из этой коллекции, о которых идет речь в данной статье, разнообразна.

Большой интерес вызывают полотна Бабанияза Курбанова. Для его творчества характерен высокий профессионализм, знание тайн живописи. «У меня в коллекции 125 работ Бабанияза, — говорит коллекционер. — Недавно я два раза посмотрел персональную выставку художника «Зарабаг», проходившую в Галерее изобразительных искусств. Какой нежный, какой чуткий взгляд художника на мир, на природу своего родного Зарабага». И действительно, художник сумел найти для своего творчества тихие, нежные мелодии не только для улочек и садов, дворов своего кишлака («Дорога в горы», «Дом моего детства», «У чигира»), но и для уголков старого города Ташкента («Улочка старого города», «Руины»), где он уже живет больше сорока лет. В каждой работе художника чувствуется любовь к далеким уголкам родины, к ее природе, к жизни людей.

044Файз Адутов. Цветы

Работы Фаиза Адутова хотя и созвучны по тематике и традициям реализма палитре Б. Курбанова, но воспринимаются немного грустно: облачное небо, пожелтевшие деревья («Сайлик»), непрозрачные струи дождя над крышами деревенских домов («Осенний пейзаж»). Даже целый цикл картин, посвященный цветам, наполнен грустью автора, безвременно ушедшего из жизни. Тем не менее его работы поражают зрителя своей музыкальностью, ритмическим строем, необыкновенной лёгкостью и изяществом.

011Азад Юсупов. Хорошо сидим

Открытием для нас стало творчество Азада Юсупова. Ташкентские так называемые бродвейские художники стали тиражировать и создавать псевдооригиналы на основе его юмористических сюжетов и необыкновенного стиля. А сюжеты его картин просты: житейские хлопоты, образ жизни азартных игроков, которых автор переносит на луну или над облаками («Бильярдисты», «Игра в домино», «Хорошо сидим», «Птицелов»), создавая смешные ситуации с легкой иронией. Гиперссылки на жизненные ситуации и вымышленные сюжеты А. Юсупова переплетены с его художественным замыслом. Художник в своих работах умело использует национальные элементы костюмов и характерных деталей для Хорезма, откуда он родом.

022С. Широков. Караван

Иллюстративные работы-миниатюры С. Широкова, последователя школы мастера узбекской карикатуры Тельмана Мухамедова, отражают экзотическую сторону Востока и России начала ХХ в. Его некоторые работы перекликаются с отдельными миниатюрами А. Юсупова («На луне», «Южная ночь», «Большой куш», «Большая ставка»), посвященные тоже игрокам азартной игры, но не лучшей ее стороны. Особого внимания зрителей заслуживает ретромир, рассказывающий о событиях начала ХХ в. в России («Гонки», «Завтрак на траве», «Романсы под луной», «Соперники») основанных на достоверных источниках, (фотографиях), виртуозно воссозданных автором.

033Рустам Базаров. Бродвей

Работы Рустама Базарова несмотря на некоторую помпезность сцен: многолюдные базары, ужины в кафе, отдыхающие на фоне озера, празднично одетые люди на площади — создают индивидуальные характеры, интересные персонажи. Художника интересуют взаимоотношения людей в пространстве, неоднозначные моменты их жизни. Художественное видение и композиционные построения работ автора различны — он наблюдает за своими персонажами то на близком, то на среднем расстоянии. Полотна художника наполнены яркими красками, свойственными солнечной узбекской земле.

Фигуры людей в стиле шаржа не вызывают отрицательных эмоций, наоборот, они пользуются успехом у зрителей («Знакомство», «У озера», «Базарчик»). Людей разных национальностей на городской бытовой сцене объединяет взаимопонимание, искренность, любовь к жизни.

09Бобур Мухаммадов. Райское дерево

Фантасмагория и реалии жизни характерны для композиций Бобура Мухамедова. Сказочные сцены на почве действительности приобретают черты романтической метаморфозы. Переосмысленные автором бытовые сюжеты звучат оптимистически («Повозка», «Райское дерево», «Мелодия», «Танец»). Особенно любопытен цикл картин, посвященных проделкам комедиантов и циркачей. Контрастные цвета, утонченные линии в пластических решениях обеспечивают эффект созданных образов в органичном сплаве.

Живопись Сейрана Курджемиля отличается изысканностью, красочностью, широтой скрытого авторского смысла. Выразительность и передача красот, свобода от традиций делают его работы привлекательными («Тайное свидание», «Старый тутовник», «Белая деревня»). Художник постоянно ищет разнообразные фактурные решения.

Декоративностью и театральностью выделяются работы Шокира Закирова. Однако эти особенности самобытны и не лишены живописной цельности. Пластическая красота живописи воспринимается в особом ритме под обаянием остро ощущаемого цвета («Невестка», «Раздумья», «Мелодия»). Каждая его работа овеяна присущим ей лиризмом и артистизмом. Философская концепция художника проста: осознание таинства жизни.

023На свадьбу. Бахтиёр Рамазонов

Для творчества Бахтияра Рамазанова характерны поиски нового подхода к решению композиции, но их еще не всегда можно назвать удачными, хотя некоторые чем-то напоминают образы Марка Шагала. Порою он создает романтические и сказочные сцены благодаря умелому использованию фактурных возможностей («Коронация», «Юность», «Ушел на свадьбу»). Увлечение красивым мотивом и пристрастие к яркому колориту не дают существенных результатов. Но отрадно, что в работах художника мы видим творца, не отступающего от своих принципов в поисках новых граней живописи.

Дмитрий Ахунбабаев, творчески изучая мир образов Поля Гогена, воссоздает выразительные индивидуальные типажи, используя локальную цветовую систему. Он стремится постичь внутренний мир своего героя через форму, цвет и линии. Символические сопоставления разных атрибутов для раскрытия сущности программных идей работы характерны для творчества этого художника («Белая ваза», «Игра», «Композиция»).

077Елена Камбина. Композиция

Ранние работы Елены Камбиной навеяны глубоким чувством к творчеству Василия Кандинского — одного из лидеров абстракционизма прошлого века. Есть чем полюбоваться в работах художницы: изящные линии, переплетенные пластичными движениями, изысканная гамма мягких тонов («Композиция», «Композиция-2»). Заставляет задуматься о символах фантастическая цветовая игра.

Таким образом, узбекских художников, работы которых находятся в коллекции Р. Мирхайдарова, объединяет великий вдохновенный труд, тонкое поэтическое видение жизненных ситуаций, художественное изображение событий и явлений, которые можно увидеть и прочувствовать только через живопись.

P.S. Автор выражает благодарность писателю и коллекционеру Р. Мирхайдарову за разрешение публикации репродукций картин художников, о которых идет речь в статье.

Источник: http://sanat2013.orexca.com/

О КОЛЛЕКЦИИ ЖИВОПИСИ РАУЛЯ МИР-ХАЙДАРОВА
Таратута И.
055

С любви начинается и любовью всё живо в нашем мире.

Так и основа любого художественного собрания – это любовь к искусству. Коллекция писателя Рауля Мир-Хайдарова начиналась 40 лет назад с восхищения талантом знакомых художников и озарения влюблённости в увиденные картины в их мастерских. Покупая работы, Рауль не задумывался о коммерческой ценности произведений неизвестных и ещё не признанных художников. В своё время писатель помог многим молодым авторам сосредоточиться на поисках своего метода и стиля, на создании собственно творческих работ, не размениваясь на ремесленные поделки для потребителей арт-рынков, пусть даже и высокохудожественные, даже сделанные с отменным вкусом и мастерством.

Будущий коллекционер шестым чувством угадывал талантливых мастеров. В его коллекцию попадали только работы, отмеченные мощным творческим импульсом. Свободные эксперименты художников с материалом, техникой мазка, цветовыми сочетаниями приводили его в восторг. Новое, никогда ранее не бывшее в картинах не оставалось без внимания коллекционера. Главное, чтобы картина была заряжена позитивной эмоциональной энергией. Творческое осмысление современными авторами метода, тематики, визуальных размышлений художников прошлого, даже цитирование уже известных произведений всегда встречало поддержку у Рауля Мир-Хайдарова. Недаром многие опытные галеристы и признанные искусствоведы отмечают высокий художественный уровень его коллекции картин. С. Никич, куратор известных корпоративных и частных коллекций, крупнейший и авторитетнейший искусствовед России, сказал как-то, «листая» пачки полотен, стоящих в мини-галерее в доме Мир-Хайдарова, что ряд произведений могут достойно войти в известные музейные собрания.

Писатель приносил картины в свой дом, размещал по всем имеющимся стенам, ковровой, сплошной развеской, вводил их в жизнь дома как новых членов, как живых существ. Кому не хватало места на стенах, бережно устанавливал вертикальной стопкой на пол до времени – часа, когда домашняя экспозиция менялась. Произведения, выбранные коллекционером по сердечному трепету, овеянные его любовью, приобретали новое качество. И со временем, как это ни парадоксально, художественная ценность их возрастала, подобно выдержанному дорогому коньяку.

Владелец коллекции счастлив, когда в его домашнюю галерею приходят гости. Глаза его загораются страстью. Он перебирает картины, как нитки жемчуга, как драгоценные камни, вновь и вновь восхищаясь мастерством художников, рассказывает о них забавные или печальные истории. Поглаживая красочный слой полотен ладонью, Рауль вглядывается близко-близко в уже давно знакомые мазки, потом отходит подальше, любуясь совершенством колорита или безупречностью композиции. Бывают особенные времена, когда он вывозит своих «детей» в свет, на персональные выставки художников его собрания. Частная коллекция живописи Рауля Мир-Хайдарова, в которой более двух тысяч картин, широко известна в России и за её пределами. Оттого выход в свет бывает не только в Москве, но и в дальнем и ближнем зарубежье.

Рауль Мир-Хайдаров. Коллекция живописи.
055

021
Шириязданов А. Портрет Рауля Мир-Хайдарова

001

002

Дальше смотрите здесь

009

Оставьте комментарий