Битва 1683 года — это не об исламе, который против христианства. Скорее, это одно из лучших доказательств того, что в Европе сотрудничество между религиозными конфессиями продолжалось несколько веков.
Как мусульмане «спасли» Европу
Даг Хербьёрнсрюд
Летом Dagsavisen писала, что политический теракт 22 июля 2011 года стал почти запретной темой в норвежской школе. Через пять лет после того, как Андерс Беринг Брейвик (Anders Behring Breivik) убил 77 человек, наши школьники очень мало знают об этом страшном дне, который достаточно уникален во всемирно-исторической перспективе. Через несколько дней мы будем отмечать 15-летие нападения Аль-Каиды на Всемирный торговый центр — события, о котором норвежская система образования информирует учеников гораздо более подробно.
И дело не только в том, какие выбрать темы и события. Не менее важно и то, как их преподнести. Потому что для нынешних экстремистов история становится все важнее. И Фьордман (Fjordman), (норвежский блоггер, которого Брейвик в своем манифесте неоднократно цитировал — прим. ред.), и Брейвик заявляли, что трактовка прошлого — важнейшее поле боя для завоевания сторонников в будущем.
В то время, как сторонники пророка Мохаммеда славят 600-е годы, «Солдаты Одина» взывают к древнескандинавским богам. Общее у самопровозглашенных экстремистских исламистов и защитников Европы то, что они верят в противостояние между «исламом и Западом», которому 1400 лет.
Важным символом этого конфликта является пресловутая «Венская битва» 12 сентября 1683 года. Блог «Ворота Вены» (Gates of Vienna, исламофобский блогг — прим. ред.) назвал себя в честь этой биты, то же сделал и Андерс Беринг Брейвик в своем манифесте «2003. Европейская декларация независимости». Год 2083 отсылает к 72-летнему долгосрочному плану вплоть до празднования 400-летия победы над турками у ворот Вены. По мнению теоретиков Еврабии, в 1683 году Европа была спасена от исламского вторжения.
Но действительно ли трактовка истории экстремистами отличается от того, чему учат большинство людей, в частности, детей?
В статье в норвежской Википедии написано: «Венская битва… велась между османами под предводительством Кара-Мустафы и немецко-польскими войсками под руководством Яна III Собеского. Битва увенчалась полной победой христиан и положила конец двухмесячной турецкой осаде Вены». Формулировка «полная победа христиан» остается неизменной с момента появления статьи в 2008 году.
В Большой норвежской энциклопедии мы встречаем ту же трактовку, это же относится и к характеристике «спасителя» Вены, короля Польши Яна III Собеского (1629–1696): «В 1683 году он спас Вену от турецкой блокады, изгнал турок из Австрии и позднее разгромил их в Венгрии».
Но так ли оно было на самом деле? В очень незначительной степени поясняется, что причиной битвы было угнетение лютеран в Венской империи. Восстание против империи Габсбургов в 1670-е годы подняли не турки, но герой венгерской и протестантской борьбы за освобождение Имре Тёкёли (Imre Th?k?ly) (1657–1705). Тёкёли принадлежал к лютеранскому меньшинству и боролся против угнетения со стороны католической власти в Вене и папы Римского.
Во время первого сражения в 1678 году помощь Тёкёли пообещал католический «король-солнце» (Людовик XIV) из Франции, который тоже боролся с Веной. «Королю-солнцу» хотел прибрать к рукам Османскую империю, с которой у Франции был мирный договор с 1530-х годов. В 1682 году Тёкёли заключил союз с султаном Мехмедом IV, который признал Тёкёли королем Западной Венгрии в обмен на дань, и это гарантировало протестантам свободу вероисповедания во время правления османов.
Во время битвы за Вену в 1683 году османы, среди которых преобладали мусульмане, были союзниками протестантских княжеств Трансильвании, Валахии и Молдавии. На стороне османов были и трансильванцы, и валахи, и молдаване, и крымские татары, и янычары, и венгры-протестанты. Вместе с тем, лютеранину Тёкёли и суннитам-османам помог их католический союзник «король-солнце», который направил армию против западного фронта Габсбургов. В 1683 году Вене противостоял мультирелигиозный альянс.
В том, что в Европе заключались союзы с османами из Стамбула, не было ничего нового. «Лучше турки, чем папа» стало в конце 16-го века девизом гугенотов и кальвинистов в таких городах, как Амстердам. После контрреформации протестанты считали, что им нужны союзники в борьбе с папской властью. Во время Тридцатилетней войны (1618–1648) Дания-Норвегия находилась, в основном, на той же стороне, что и Франция, и османы — против Габсбургов. Протестантское датско-норвежское государство Вене в 1683 году не помогало.
А что же с польским Собеским, который, якобы, «изгнал» турок из Австрии? Он отправился в Вену с суннитскими солдатами, татарами. Их часто называют «липка-татарами», потому что они много лет жили в Литве, и в Польско-литовском государство проживало в то время несколько сотен тысяч таких мусульман. Они были потомками татар времен Чингиз-хана, которого в регион Вильнюса в 14-м веке пригласил король Витаутас. На протяжении веков татары играли центральную роль в армии и Польши, и Литвы.
Больший кавалерийский полк, состоявший из таких солдат, сыграл решающую роль, когда Собеский отправился в Вену. И как же было отличать солдат, когда мусульмане и христиане были с обеих сторон воюющих? Липка-татары во время наступления на Вену 12 сентября 1683 года втыкали в свои шлемы длинные ветки. Так они явно отличались от османских сил и их крымских татар.
По традиции, липка-татарин Самуэль Мурза Кресцовский (Samuel Murza Krzeczowski) спас жизнь Собеского осенью 1693 года. В качестве благодарности Собеский подарил татарскому полковнику большие земли в Крушиняны Kruszyniany на востоке Польши. Собеский знал татарский язык и жаловал своих лучших воинов и землями, и почетными титулами, и освобождал их от уплаты налогов. Так что, если кто-то и «спас Европу от ислама», то это были мусульмане.
Битва 1683 года — это не об исламе, который против христианства. Скорее, это одно из лучших доказательств того, что в Европе сотрудничество между религиозными конфессиями продолжалось несколько веков. Но сейчас ни христиане, ни мусульмане, ни атеисты ни о чем таком не знают. Сегодня прошлое чаще изображают так, что экстремистов появляется все больше.