К 70-летию писателя
У каждого народа есть свои ценности, в которых выражается самобытность нации, присущие ей особенности, ее гордость, культура, вера, обычаи и традиции, образ жизни. Но чтобы понять эти ценности, надо понять самого человека. Мировоззрение людей, сама жизнь и отношение к ней простого человека – основная тема творчества узбекского писателя Тогая Мурода.
ТОГАЙ МУРАДУ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Абубакир УРАЗОВ, исследователь Института
языка и литературы имени Алишера Навои
У каждого народа есть свои ценности, в которых выражается самобытность нации, присущие ей особенности, ее гордость, культура, вера, обычаи и традиции, образ жизни. Но чтобы понять эти ценности, надо понять самого человека. Мировоззрение людей, сама жизнь и отношение к ней простого человека – основная тема творчества узбекского писателя Тогая Мурода.
В своих произведениях он стремился показать узбекский народ как известную во всем мире нацию с высокой культурой, не потерявшую свою самобытность и сохранившую национальные ценности, традиции, обычаи. Вместе с тем описание тонкостей узбекской национальной борьбы — кураша служит основой для более яркого изображения высокого уровня оценки этих ценностей.
Такие качества, как гордость, честь и достоинство узбекских богатырей, полностью отражены в образах героев произведений. В ходе прочтения книги читатель становится участником схватки, потому что в ней психологически раскрываются душевные переживания каждого борца.
Отражая особенности национальной борьбы кураша, Тогай Мурод пытается раскрыть особенности характера своих героев, то есть присущие узбекским борцам чувство уважения к себе, к противнику, к наставнику и вместе с тем благоразумия. Конечно, уважение в отношениях между наставником и учеником присуще всем народам мира, но у узбеков это чувство проявляется очень ярко.
В прозе Тогая Мурода звучит язык простых людей, полный глубокого смысла и народной мудрости. Он описывает характер своих героев кратко, но очень точно, чему способствует его неповторимый писательский стиль. А для этого требуется большой талант.
Своеобразие изложения каждого события в произведениях Тогая Мурода говорит о богатом личном опыте автора. В воспоминаниях о Тогае Муроде С.Ходиев пишет: «Чем отличается наш кураш от видов борьбы других народов? В кураше борьбу ведут настоящие мужчины! Они никогда не поднимают руку на лежачего!»1
Неравнодушный к судьбе страны, народа, нации, Тогай Мурод плодотворно работал над созданием национального характера, воплощенного в облике узбекских богатырей.
Узбеки, как один из древнейших народов мира, обладают многовековыми материальными и духовными ценностями. Именно поэтому знание древней культуры и традиций народа, их преумножение и сохранение для будущих поколений считается долгом каждого человека.
В изучении национальных ценностей, достойной их оценки и сохранении для будущих поколений наряду с народными дастанами «Алпомыш» и «Гуругли» определенную роль играют и современная узбекская художественная литература. В этом смысле одним из ярких ее представителей можно назвать Тогая Мурода, произведения которого отличаются завершенностью мысли и широтой воспитательного значения.
Особо яркое художественное отражение народные традиции, обычаи, искусство верховой езды нашли в его произведении «Вечер, когда заржал конь», которое может служить уникальным средством воспитания молодежи.
При создании своих произведений автор предварительно тщательно изучал жизнь своих героев и только после этого в типизированной форме вводил их в повествование. Вот как описывает в своих воспоминаниях поэт Чоршам опыт и знания Тогая Мурода в области искусства верховой езды: «Тогай-ака покупал произведения писателей Южной Америки и книги о животных, в частности, о лошадях. Возможно, именно поэтому он с детства принимал активное участие в национальной игре «улак» («козлодрание»), с большим наслаждением перечитывал книгу Э.Сетона-Томпосона «Дикий иноходец».2
Возможно, под влиянием именно таких талантливых произведений в книге «Вечер, когда заржал конь» автор на примере Зиёдуллы дал очень художественное описание искусства узбекских наездников, присущие им особенности, мастерство и смелость. С большим мастерством изображено духовное единство героя – Зиёдуллы-плешивого и его коня: «Ведь не легко превратить в коня четвероногое животное. И не каждому человеку дано добиться его расположения! Для этого, прежде всего, требуется душевное расположение и врожденная любовь к животному».3
По ходу развития событий Тогай Мурод дает своеобразную характеристику лошадей. Он подробно описывает ее масть, внешний вид, особенности, связанные с лошадью приметы и суеверия, а также обряды. Для подобной характеристики необходимо долго изучать лошадей, наблюдать за ними и понимать их чувства.
Через описание одной из национальных традиций игры улак автор сумел передать национальные особенности верховой езды и то обстоятельство, что именно с конем связано умение продемонстрировать этот вид искусства.
В произведении Тогая Мурода четко прослеживается, что, во-первых, улак является для узбекского народа национальной ценностью, а во-вторых, что для участия в этой игре требуется высочайшее мастерство наездника. Кроме того, автор подмечает все тонкости отношений между человеком и конем, отношение коня к человеку, понимание человеком своего четвероного друга. И здесь следует отметить, что писатель сумел показать забывающиеся национальные ценности, насколько они дороги людям, что каждая из них отражает национальную самобытность народа.
Таким образом, идея, заложенная автором в одну маленькую зарисовку, выражает чувства всего народа, отражает уровень его восприятия национальных ценностей. Это указывает на то, что, несмотря на смену эпох, люди стремятся к сохранению национальной самобытности и сохранению ее для будущих поколений. И это он талантливо сформулировал в одной фразе: «Друзья, улак обладает особенным дыханием».4
Вот что пишет в своих воспоминаниях Сайфиддин Ходиев: «… Писатель с особым воодушевлением рассказывает, что происходит, когда седлают коня, начинают игру, все ее тонкости, тщательно описывает каждую деталь конской упряжи, и вы невольно задумываетесь о том, насколько были несведущи в этих вопросах».
«Улак привязан арканом!» Это обычное предложение автор мог бы привести просто в качестве нечестной игры. Но он не ограничивается лишь этим, а подробно разъясняет читателю, что такое аркан. «Аркан — это веревка в одну маховую сажень, толщиной с большой палец. Концы завязываются петлей, в которую может пройти лука седла. Наездник охватывает веревкой тушу животного и затем накручивает ее на ладонь. И тогда уже нет возможности вырвать добычу».5
Или:
«Финишная черта – самое сложное в игре. Именно поэтому улак – это гордость, смелость, умение. Достижение финишной черты — это умение наездника и честь коню! Сбросить добычу у финишной черты лучше, нежели трижды вынести тушу из толпы!»6
Описывая действия наездников в улаке, автор параллельно стремится раскрыть и различные их недостатки.
Умение автора глубоко и тонко, до мельчайших подробностей описать этот вид состязаний и мастерство наездников свидетельствует о том, что он сам принимал участие в подобных схватках. В автобиографическом послесловии «Я» в романе «Поле, унаследованное от отца» автор пишет: «С Саттором-наездником ездил из кишлака в кишлак. Ходил на свадьбы. Принимал участие в купкари (улак)». Видимо, поэтому он сумел мастерски показать в произведении все тонкости национальной игры, особенности наездников, описать лошадей. Как было сказано выше, и это не будет преувеличением, писатель создал не только художественное произведение. Его работу можно назвать учебным пособием в этой сфере. Ведь сейчас современная молодежь из частей конской упряжи знает только седло и уздечку.
Вафо Файзулло, в своих воспоминаниях сравнивая повесть Тогая Мурода «Вечер, когда заржал конь» с произведением Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары!», пишет: «Образ коня в повести «Вечер, когда заржал конь» (повесть создана спустя 12 лет после выхода «Прощай, Гульсары!») раскрывает еще одну грань ощущений лошади, не описанную ранее. Это страдание за человека. Это стремление коня помочь ему».7
Подтверждая эту мысль, народный писатель Узбекистана Саид Ахмад писал: «Конь Торлон Тогая Мурода стоит в одном ряду с Холстомером Толстого и Гульсары Айтматова».8
В улаке конь в определенном смысле становится единым целым с наездником. И это естественно, потому что между человечеством и миром животных есть некая неразрывная связь. И эту связь можно проследить, читая произведения Тогая Мурода.
Таким образом, Тогай Мурод в своеобразной форме изобразил настоящего узбекского наездника, его мастерство, отношение к коню и посредством народных ценностей донес все это до читателя. А это служит источником воспитания молодежи на самом высоком уровне.
В заключение можно отметить следующее.
1. Вопрос национального характера – это тема, которую в настоящее время необходимо шире исследовать в литературоведении. И в качестве ответа на этот вопрос можно приводить в пример образы национальных героев в произведениях Тогая Мурода.
2. Изучение образов героев в произведениях Тогая Мурода — это основное средство воспитания гармонично развитого поколения. В частности, его произведения могут служить основой для повышения духовности молодежи ее воспитания в духе великодушия и патриотизма.
3. В произведениях писателя раскрываются образы узбекских борцов, их физическое и духовное совершенство, представлено художественное описание искусства верховой езды, мастерства узбекских музыкантов – бахши, которое формировалось на протяжении веков, сильных духом обычных узбекских людей.
4. Использование в произведениях Тогая Мурода элементов фольклора связано с национальными традициями, пропагандирует лучшие образцы устного народного творчества, что является важным фактором воспитания и отличает его произведения от работ других писателей.
В творчестве Тогая Мурода превалирует внимание не к социальному состоянию общества, а к морально-воспитательным аспектам. Воспитательное значение произведений «Вечер, когда заржал конь» и «Звезды светят всегда» заключается в том, что герои своей честностью, порядочностью, смелостью и решительностью вызывают симпатии читателя, желание им подражать. Представляя Зиёдуллу-плешивого в качестве главного героя, автор знакомит читателя с его верным спутником – конем Тарлоном. Сквозь призму образа этого преданного животного писатель стремится раскрыть и отдельные недостатки общества, связь между личностью и народом. В результате четче выявляются суть и значение таких понятий, как хорошее и плохое, благородство и враждебность, ложь и честность, смелость и трусость.
Источник: Литературный Казахстан