Тагай Мурад. Тарлан. Повесть. 51-84

044      Тагай Мурад — трагически неуслышанный прозаик. Точнее — недорасслышанный: узбекскому читателю он хорошо знаком. Но — не было переводов; безумно тяжело (хотя и безумно увлекательно) переводить его. Проза с внутренним поэтическим дыханием; реалистическое письмо, подсвеченное пластом некнижного, живого фольклора; тончайшая психология, яркие, колоритные типы… Проза, заставляющая вспомнить Шукшина, Айтматова, Думбадзе, но при этом совершенно самобытная. Надеюсь, несправедливость будет исправлена и Тагай Мурад зазвучит по-русски. Далее

Шавкат Рахмон. Стихи

12 сентября — 70 лет со дня рождения поэта

ШАВКАТ РАХМОН. СТИХИ

Прощание
Пока,весна!Прощай,весна!
Цветы твои изящны.
Чародействовали твои руки,
И эти ветви блестящие .
Пока,весна!Прощай,весна!
Мечта не достигнута,увы.
Но,»Жди»,-перебила весна-
Палец мне кладя на губы.
 
Песня свободы
 
Чудесная песня эта,
Слова-горькие,резкие.
Не боясь смерти,смело
Шагаешь шагами дерзкими.
На цепи не смотришь жалея-
Молодость-не жалко,не повод.
Лицо не корчится от боли,
Блаженное чувство и голод.
Спой и отойдет гнусность,
Отойдут мерзости туманы .
Не так уж страшны на груди
Растерзанные тюльпаны.
 
***
 
Замерз я,
Замерзли и руки
В унылой пустоте степи .
Я руки свои дам тебе,
Пламя,взойди!Крепни!
До чего же хорошо ,горю я.
Взвейся до небес,искра.
Если ты друг мне,отойди,
Не стой же на пути у ветра.
ВЗДОХ
Тяжело вздохнула гора-
Ветреной стала долина,
Лицо спрятала луна.
Тяжело вздохнула гора-
Сердце очнулось так жадно.
Как горы вздыхать надо.
 
***
 
Мир еще не идеален, ещё
Меж нами гуляет разлука.
Зовем друг-друга ,однако,
Нам рот затыкает разлука.
Ненависть живет в мире еще,
В неких книгах обитая.
На разных полюсах сидим мы,
Эпоху любви ожидая.
 
Перевод с узбекского Дильшода Жамолиддина
 

Тагай Мурад. Тарлан. Повесть. 1-50

044     Такого стиля, как у Тагая Мурада, нет ни у одного писателя. Он занимает в литературе свое, особое место. Он, как никто другой в узбекской литературе, использовал богатство техники дастана, техники сказаний бахши. Его повести звучат как песни. Его прозу не спутаешь ни с какой другой, он создал свой сказочный стиль, полный степного воздуха, сочного языка, живых характеров. Далее

Айдын Наджафов. Подарок к сорокалетию.

article179.jpgКо 575 летию  рождения великого мыслителя и поэта Алишера Навои

    Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер) – родился 9 февраля 1441 в г. Герате, умер там же 3 января 1501. Он не только выдающийся поэт Востока, но и философ суфийского направления. Со дня смерти поэта минуло ровно 511 лет. Он автор знаменитой «Сокровищницы мыслей», а также крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, раскрывающих духовную жизнь Центральной Азии XV века. Как истинный мусульманин он верил в возмездие Божье, призывая творить только добрые дела, иначе по кармическим законам придется расплачиваться за все содеянное зло. Величие и красота человека, считал он, заключается не в том, какую должность и какой сан он приобретает в обществе, а в том, как он способен возвысить свои духовные качества, перед великолепием которых люди готовы с уважением склонить головы. Далее

Е.Э. Бертельс. Навои. Опыт творческой биографии. (Отрывки из книги)

5509 февраля — 575 лет со дня рождения великого мыслителя и поэта Алишера Навои

     Эта книга представляет собой попытку построить творческую биографию Навои. Она предназначена для читателя, желающего ознакомиться с жизнью и творчеством великого узбекского поэта. В основу биографии положен классический труд В.В. Бартольда, но автором сделаны необходимые дополнения из новых, вошедших за это время в науку материалов. Преимущественное место в данной работе отведено анализу литературной продукции Навои. Далее

Камолудин Абдуллаев. Расстрелянная Бухара (2.09.1920)

d18f-d0b1d183d185d0b0d180d0b0.jpg    Предлагаемый читателям материал представляет собой выдержки из монографии известного таджикского историка Камолуддина Абдуллаева «От Синьцзяня до Хорасана. История среднеазиатской эмиграции 1917-1934 годов», в которой описываются последние дни Бухарского эмирата. Далее

Восхождение: Нажмиддин Мавлянов

045    Этот тенор не перестает удивлять меня своим творческим ростом и стилистической широтой. Вот уже скоро два года, как он впечатляюще дебютировал на московской сцене в «Силе судьбы». После Альваро ему покорились такие разные партии, как Хозе и Вертер, Альфред и Гофман. Далее

Данияр Сугралинов. Рассказы

07
Объективные причины помешали Берику вовремя проснуться и пойти на работу: соседи всю ночь гуляли, что-то празднуя, потом шумно разбирались, потом так же шумно мирились под заливистый голос Кайрата Нуртаса. Уснуть не было никакой возможности — не помогали даже наушники с громко включенными звуками природы — под шум водопада и трели лесных птиц потомок степных кочевников не то что не уснет, напротив, будет тревожно бдеть в ожидании опасности. Далее

Три рассказа 15-летнего школьника Эрмека Турдубекова — победителя российского литературного конкурса «Твоя первая книга».

09     15-летний школьник из Бишкека Эрмек Турдубеков занял первое место в российском литературном конкурсе «Твоя первая книга». Об этом сообщается на сайте литературного клуба. Далее

Заир Асим. Стихи

066    Заир Асим родился в 1984 году. Окончил механико-математический факультет КазНУ им. Аль-Фараби. Преподает математику в учебном центре. Публиковался в журналах «Знамя», «Новая юность», «Дружба народов», «Волга» и др. Автор книги стихотворений «Осиротевший крик сирени» (Алматы: Искандер, 2010), книги прозы «Письма в никуда» (Алматы: Эдит, 2013). Далее

Элеонора Шафранская: Радения с Туркестаном

08     Туркестанский текст шире ташкентского, и в русскую культуру пришел поначалу именно он. Разросшаяся за счет центральноазиатских земель Российская империя впитывала, вбирала в себя информацию, культуру разных этносов, проживавших (условно) в туркестанском ареале. Так, туркестанский текст соткан из представлений о месте, деталях этого места, языка, фольклора, мифологии, людей — с их нравами, ментальностью, поведением, жестами, этнографическими характеристиками — всего того, что впоследствии будет растиражировано и станет сводом стереотипов об этом месте. Далее

Бахытжан Канапьянов. Прогулка перед вечностью

056     Мальчика уже по весне увлекала степь. Конечно, и зимой она манила к себе белизной своих снегов. И эта белизна имела цветовые оттенки, понятные только ему, мальчику. От темно-синего в предрассветные сумерки, когда надо было идти в школу, до голубоватых днем и вновь темнеющих к вечеру, но не черных, даже глубокой ночью. Далее