Эдвард Б. Саид. Мысли об изгнании

011  Отвлеченные размышления об изгнании странно затягивают — испытать же его на себе ужасно. Это насильственное и необратимое отсечение человека от родных мест, человеческого “я” — от его подлинного дома; тоска изгнанника неисцелима. Да, история и литература сообщают о многочисленных героических поступках, романтических приключениях, возвышенных переживаниях и даже триумфальных победах изгнанников, но за всеми этими свершениями стоит одно — стремление как-то совладать с иссушающей печалью разлуки. К успехам изгнанника всегда примешана ложка дегтя — сознание, что оставленное на родине потеряно для тебя навсегда. Далее

Эдвард Саид. Жизнь на стыке цивилизаций

08Эдварду Саиду удалось добиться того, к чему стремились практически все без исключения западные интеллектуалы-шестидесятники: он стал политической фигурой, известной далеко за пределами академических кругов. Между тем сам Саид считал главной своей деятельностью преподавание и научные исследования и решительно отказывался фигурировать в качестве «совести нации», олицетворять «сознание» для не осознающей себя «массы» (что коренным образом отличало его от людей, подобных Александру Солженицыну или Жану Полю Сартру). Далее

Эдвард Саид о палестинцах, Израиле, арабском мире, американской демократии…

02В 1978 году Эдвард Саид опубликовал «Ориентализм» — книгу, положившую начало постколониальной теории. С этого момента всех востоковедов Запада стало возможным поделить на две категории: горячих почитателей Эдварда Саида и его непримиримых противников. Параллельно он начал наживать себе врагов в области политической мысли: книга Палестинский вопрос была отвергнута двумя американскими издательствами по причине «провокативной» критики израильской и американской политики, палестинцами – из-за призыва признать существование Израиля как факт, бейрутским издательством – из-за резкой критики в адрес Сирии и Саудовской Аравии. Далее

Мансур Суруш. Мой тахаллус — прибежище моё

033

«ТАХАЛЛУС (араб., букв. прибежище) в литературе Ближнего и Среднего Востока псевдоним, лит.имя, избранное самим писателем, данное его учителем и т.п. В большинстве случаев заключает в себе характеристику, оценку таланта (напр., Фирдоуси-«райский», Навои – «мелодичный», Саади – «счастливый», Хагани — царственный), иногда это прозвище поэта или профессия (Хайям- «палаточник», «изготовитель шатров», Абу Нувас- «отец кудрей»), иногда – обозначение происхождения из к.-л. племени, рода или местности (Аз-Зубьяни – «из племени Зубьян», у Саади за первым Т. Следовал второй, Ширази, т.е. «ширазский», и т.д. ). В жанре газели Т. стал обязательным формальным признаком- упоминается в последнем бейте». Далее

Неповторимые поэтические высказывания Сохраба Сепехри

022

Однажды прочитав стихи Сохраба Сепехри, я на всю жизнь запомнила, как поэт может передавать в стихах погруженность в мир природы, созерцательность, влюбленность в каждый прожитый день, до боли печальный или ослепительно радостный. В коротких поэтических строчка Сохраба Сепехри столько мыслей и оттенков переживаний, что в прозе рассказать обо всем этом было бы невозможно.
Далее

Последний из самураев. Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы

990

К 90 летию великого японского писателя

14 января 1925 года родился японский писатель и драматург Юкио Мисима — эксцентричный при жизни и поразивший всех своей превращённой в спектакль смертью.

Далее