Спартак Ахметов. Гипотеза о происхождении алмазов. Рассказ & «Алмаз «Шах». Научно-фант. повесть

07    Каждое утро в лучах солнца и каждый вечер при свете свечи устад Суних разглядывал буквы, которые сначала едва распознавались в виде ничтожных царапин и только после многих недель работы приобрели глубину и резкость. И хотя буквы складывались в имя Бурхана, ничтожного и капризного правителя Ахмаднагара, присвоившего себе титул Низам-Шаха, устад Суних любил многократно перечитывать надпись, вырезанную собственными руками. Мастер спешил насытить взор, ибо алмаз придется вернуть в сокровищницу Бур-Хана. Работы же осталось немного: вырезать текущий год, всего лишь вертикальный штрих и три точки — тысячный год со времени переезда пророка Мухаммада (да святится его имя) из Мекки в Медину. Далее

Россия Рильке: страна незавершенного Бога

056   4 декабря исполняется 140 лет со дня рождения Райнера Мария Рильке. Своей духовной родиной этот выдающийся немецкий поэт называл Россию. Он приезжал туда, учил русский язык и «перевел» русскую духовность на немецкий. Далее

Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси. Китаб ал-Лума фи-т-тасаввуф (“Самое блистательное в суфизме”).

055В книге «Самое блистательное в суфизме», принадлежавшей перу Абу Насра ас-Сарраджа ат-Туси (ум. в 988) (Ат-Туси — автор одного из основополагающих суфийских трактатов Китаб ал-лума.), предшественника ал-Худжвири и ал-Газали, Путь суфия по «стоянкам»-«состояниям» был предельно дифференцирован в такой последовательности: Далее

Рейнольд Николсон. Идея личности в суфизме.

456

    Известный английский ученый и востоковед Рейнольд Николсон родился в 1868 году. Николсон преподавал в Кембриджском университете. Он провел значительные исследования по иранской литературе, будучи поклонником и последователем известного мистика и поэта Мауланы Джалал-аддина Руми, и исследовал произведения «Месневи» Мевлеви в течение 25 лет. В числе произведений Рейнольда Николсона можно выделить «Исправление произведения Аттара Нейшабури «Жизнеописание шейхов» и «История арабской литературы». После него также сохранился перевод стихов Месневи-Мевлеви» на английском языке. Далее

Александр Игнатенко. Маджнун и Дон Кихот. Чем отличается исламская культура от европейской.

77   Две культуры — исламская и западная — сотворили два идеальных и даже идеально-гипертрофированных человеческих типа, в которых воплотилась суть этих культур, расходящиеся векторы их бытия в мире. В сумасшедших, безумцах, еще не утративших способность человеческой речи, более того, в сумасшедших текстовиках, в безумцах, не лишенных дискурсивного дара, — в них доведены до максимума и далее — до запредельности, до абсурда, намекающего на некую сверхчеловечность, сущностные приметы двух разных культур. Далее

Абдукаюм Юлдашев. Близнецы. Рассказ

07«Мозг без мысли, как вода без течения – протухает. Наверное, человек это чувствует и потому интуитивно забивает информацией, чаще всего ненужной. Если заглянуть в память человеческую, то у девятерых из десяти она подобна захламленным кладовым Скупого рыцаря или Гобсека или его восточного коллеги – Коруна, которого поглотила земля за его неуемную и неразборчивую алчность…»   Это когда-то сказал я. Точнее, в незапамятные времена написал. Далее

Аль-Газали. Лучи мудрости (Анвар аль-Хикмат)

045    Перед кончиной он (отец) поручил их воспитание своему другу, который был суфием, и сказал ему: «Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и хочу, чтобы этого достигли эти двое моих сыновей. Обучи их любым способом, даже если это будет стоить всего того, что я оставляю им в наследство». Далее

Орзикул Эргаш. Логика. Рассказ

034      Скажу заранее: я сам был свидетелем всего, о чем здесь написано. Это произошло прошлым летом в моем родном кишлаке во время отпуска. Там живет мой двоюродный брат Умрзак, сын тети. Мы с ним в одном классе учились. Он отлично знал математику. Уговаривал я его поехать со мной в Ташкент: поучишься, говорил, в Нархозе или Сельхозе, дела пойдут в гору. Но он не согласился, не мог оставить мать одну. Когда вернулся после армии, стал неплохим трактористом. Но страсть к выпивке его погубила. Все уговоры не пить пропускал мимо ушей. Далее

Шамсиддин Камолиддин. К биографии Ахмада Югнаки.

09   В истории развития средневековой литературы тюркоязычных народов Средней Азии особое место принадлежит Ахмаду Югнаки – автору поэтического произведения «Хибат-ал-хака-ик» («Дар истин»). Об авторе этого труда, являющемся одним из наиболее ранних тюркоязычных поэтов исламского времени, сохранились очень скудные данные, которые можно почерпнуть, главным образом, из самого этого единственного дошедшего до нас его произведения, а также из сочинений более поздних авторов. Далее

Самые короткие в мире рассказы

08    Однажды редактор журнала «New Time» Стив Мосс решил провести конкурс, участникам которого предлагалось написать рассказ длиной в 55 слов, но чтобы при этом в тексте сохранялись стройный сюжет, проработанность персонажей и необычная развязка. Он получил отклик таких масштабов, что по результатам конкурса удалось собрать целый сборник, получивший название «Самые короткие в мире рассказы». Далее

Есть пророки в таджикском отечестве. Перечитывая Айни…

023    Бардак в армии и сфере образования, вопросы двойного гражданства, коррупция и бешеные налоги были актуальными темами в произведениях наших писателей. Они описывали события 19–20-го веков, а как будто писали о сегодняшнем дне. Особенно отличился Садриддин Айни. Далее