Так говорил Чингисхан

chingiz.png     Темучин — Чингисхан  был достойным потомком своего времени. Он был жесток, беспощаден и коварен. Чингисхан прошелся огнем и мечом по землям всех соседей. Но нельзя отнять у него наличие несгибаемой воли, организаторских способностей, самообладания и целеустремленности.

ТАК ГОВОРИЛ ЧИНГИСХАН
002

98Чингисхан (Чингис хаан, имя при рождении – Темуджин или Темучин) (год рождения: 1155 либо 1162, 1167, год смерти: 1227) – монгольский хан, полководец, основатель и каган Монгольской империи.
Чингисхан родился в урочище неподалеку от верхнего течения реки Онон. В биографии Чингисхана не удалось точно установить год его рождения, поскольку в разных источниках указываются различные даты. После того, как отец его оставил семью, Темучин жил в крайней бедности. В юношестве женился на девушке по имени Бортэ.
Со временем Чингисхан стал набирать людей к себе в войска. Совершая нападения на близлежащие земли, владения Чингисхана возрастали. После нескольких побед настал период, когда он занялся организацией аппарата управления ордой. После одного поражения (против Джамухи), Чингисхан начал войну с татарами, за успешные действия получил звание военного комиссара (Джаутхури). Война с татарами длилась несколько лет, в итоге в 1205 году Джамухи был убит, Темучин одержал победу над многими племенами (тайчиутов, татар, меркитов, ойратов).
1206 год в биографии Чингисхана был ознаменован получением титула великого хана над всеми побежденными племенами. С тех пор Темучина стали называть Чингисханом, а Монголия была объединена. Политика Чингисхана, как внешняя, так и внутренняя, административное устройство государства, были направлены на укрепление господства, а также личное обогащение. Основные реформы в биографии Чингисхана касались военных дел.
До 1211 года ему удалось захватить Среднюю Азию, Сибирь. Затем напал на Китай, завоевал несколько его провинций, но в 1214 году оставил Китай, заключив мир с императором, а после снова начал войну. В 1223 году Чингисхан напал на Крым, завоевал город Сурож. Затем состоялся бой на реке Калка, в котором княжеские силы Руси были разгромлены. Монгольская империя была значительно расширена. Уничтожив тангустское государство, Чингисхан умер 27 августа 1227 года.

002

Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?

Бей первым и никогда не останавливайся на полпути…

Делаешь — не бойся, боишься — не делай.

Искусство быть невидимым заключено в защите!

Возможность победы только в атаке!

Самая большая радость для мужчины — это побеждать врагов, гнать их перед собой, отнимать у них имущество, видеть, как плачут их близкие, ездить на их лошадях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жен.

Лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов.

Если великие люди [государства], бахадуры и эмиры, которые будут при многих детях государей, что появятся на свет после сего, не будут крепко держаться закона, то дело государства потрясется и прервется, будут страстно искать Чингиз-хана, но не найдут [его]!

Только те эмиры тумэнов (10000), тысяч и сотен, которые в начале и конце года приходят и внимают биликам (указам) Чингиз-хана и возвращаются назад, могут стоять во главе войск. Те же, которые сидят в своем юрте и не внимают биликам, уподобляются камню, упавшему в глубокую воду, либо стреле, выпущенной в заросли тростника, [и] тот и другая бесследно исчезают. Такие люди не годятся в качестве начальников!

Каждый, кто в состоянии содержать в порядке свой дом, в состоянии содержать в порядке и владение; каждый, кто может так, как это положено, выстроить к бою десять человек, достоин того, чтобы ему дали тысячу или тумэн (10000): он сможет выстроить их к бою.

Можно в любом месте повторить любое слово, в оценке которого согласны три мудреца, в противном случае на него полагаться нельзя. Сравнивай и свое слово и слово любого со словами мудрых; если оно будет [им] соответствовать, то может быть сказано, в противном случае [его] не надо произносить!

Среди [мирного] населения будьте смирны, как малый теленок, а во время войны кидайтесь в бой, как голодный ястреб, бросающийся на дичину.

Нет бахадура, подобного Есунбаю, и нет человека, подобного ему по дарованиям! Но так как он не страдает от тягот похода и не ведает голода и жажды, то считает всех прочих людей, нукеров и ратников, находящихся с ним, подобными себе в [способности] переносить тяготы [походов], они же не в силах [их переносить]. По этой причине он не годен быть начальником. Достоин же быть таковым [лишь] тот человек, который сам знает, что такое голод и жажда, и судит по этому о состоянии других, тот, который в пути идет с расчетом и не допускает, чтобы [его] войско голодало и испытывало жажду, а скот отощал.

Когда человек, пьющий вино и водку, напьется, он становится слеп, — ничего не в состоянии видеть; он становится глух — не слышит, когда его зовут; он становится нем, — когда с ним говорят, — не в состоянии ответить. Когда он напьется, то похож на человека при смерти: если он захочет сесть прямо, то не будет в состоянии [этого сделать], точно так, как оцепенел бы и обалдел человек, которого хватили по голове. В вине и водке нет ни пользы, ни разума, ни доблестей, и нет также доброго поведения и доброго нрава: [в хмелю люди] совершают дурные дела, убивают и ссорятся. [Вино] удерживает человека от того, что он знает, и от искусств, которыми он обладает, оно становится завесою [или преградою] на его пути и для его дела.

Если уж нет средства против питья, то человеку нужно напиться три раза в месяц. Как только [он] перейдет за три раза, — совершит [наказуемый] проступок. Если же в течение месяца он напьется [только] дважды, — это лучше, а если один раз, — еще похвальнее, если же он совсем не будет пить, что может быть лучше этого?! Но где же найти такого человека, который [совсем] бы не пил, а если уж таковой найдется, то он должен быть ценим!

[Величайшее] наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, [в том, чтобы] сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов, [в том, чтобы] превратить животы его прекрасноликих супруг в ночное платье для сна и подстилку, смотреть на их розоцветные ланиты и целовать их, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать!

«Тенгри — Вечно Синее Небо повелело мне править всеми народами. Покровительством и помощью Неба я сокрушил врагов и достиг великого сана. Моими устами говорит Тенгри — Вечно Синее Небо».

И еще он сказал: «После нас члены нашего уруга (мужское потомство) оденутся в затканные золотом одежды и будут вкушать вкусные и жирные явства,будут садится на красивых коней и обнимать прекрасноликих жен,но они не скажут:»Все это собрали наши отцы и старшие братья» ,а забут и нас и этот великий день!»

И еще он сказал: «Если великие люди государства,бахадуры и эмиры,которые будут при многих детях государей,что появятся на свет после сего,не будут крепко держаться закона,то дело государства потрясется и прервется,будут страстно искать Чингиз-хана,но не найдут его!»

Однажды в молодые годы Чингиз -хан встал на рассвете , а на его чубе уже побелело несколько волосков.Его спросили: «Возраст твой не достиг еще порога старости,почему же в твоем чубе появилась седина?» Он сказал: » Так как Всевышний господь пожелал сделать меня главою и старейшиною туманов (10 тысяч войска) и тысяч и водрузить бундук моего благоденствия то он проявил на мне знак старости,который является знаком старшенства».

Так говорил Чингиз-хан. Довольно мудрый был человек по моему. И человек думающий найдет чем поразмыслить над вышесказанным.

076

(Посещено: в целом 147 раз, сегодня 1 раз)

Оставьте комментарий