Эрик Шрёдер. Народ Мухаммеда. XX. Бездна. Большая дорога

0011 Данная книга семилетний труд известного археолога и историка исламской культуры Эрика Шредера, основанный на многочисленных исторических источниках. Автор строит повествование, используя наиболее яркие фрагменты известных рукописей, выстраивая их в хронологической последовательности. Это сокровище древних откровений и религиозной мудрости дает обзор основополагающего периода мусульманской культуры. Книга прослеживает историю ислама с момента его рождения до расцвета. Историк часто обращается к фольклору, цитатам из Корана, приводит множество песен и стихотворений.
Шредер предоставляет богатый материал, давая читателю возможность самостоятельно выступить в роли исследователя. Книга будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

007
НАРОД МУХАММЕДА
Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
Эрих Шрёдер (Eric Schroeder)
009

БЕЗДНА

Свет и тьма

БОЛЬШАЯ ДОРОГА

Определение ортодоксии
Обращение
01

Бездна

Отдай свое имя Мне, чтобы под ним Я мог встретить тебя. Отбрось все имена, атрибуты и частицы знания, даже те, что Я дал тебе в видениях, как отблески Моего Величия. Во всех вещах заключено зло магии, и все имена – это колдовское переплетение букв. Освободи себя от имен, и ты освободишь себя от того, что они обозначают.

* * *

И сделал Он море моей ступенью.

И увидел я, как разбиваются корабли, превращаясь в обломки. Потом и обломки вплоть до самых малых исчезают в пучине, и Голос сказал мне:

– Все, что плывет, не избежит бездны.

Тот, кто не садится на корабль и бросается в воду, рискует утонуть.

Тот, кто садится на корабль, не рискуя утонуть, тонет.

Частью риска является защищенность: приходят волны и поднимают то, что находят, и разбивают о Берег.

Поверхность моря – это мир, и конца мира нельзя достичь, слишком долог его путь. Морское дно – это бездонный мрак, а между дном и поверхностью обитают Монстры, которые не пощадят никого.

Не отправляйся в путь по морю на корабле, чтобы Я не закрыл Меня от тебя покровом корабля. Не бросайся вплавь, чтобы Я не закрыл Меня от тебя покровом самого Моря. В Море есть свои опоры и границы, но что там поддержит тебя? Если ты отдашься на милость Моря и утонешь в нем, ты уподобишься его обитателям.

Я предам тебя, если укажу тебе другую цель, кроме Меня. Если ты умрешь в чем-либо отличном от Меня, то пребудешь там, в том, ради чего ты умер.

Этот мир принадлежит тому, кого Я изгнал из него, и тем, у кого Я отобрал его. Иной мир принадлежит тому, для кого Я сотворил Его, и Моим преданным созданиям.

И сделал Он веление моей ступенью.

– Делай, как я велю тебе! – сказал Голос. – Не ожидай, пока придет понимание: ожидать понимания Моего Повеления – означает неповиновение Моему Повелению, оно означает повиновение своему пониманию.

Знаешь ли ты, что задерживает тебя в выполнении Моего Повеления и что нашептывает тебе ожидать понимания? Это твоя душа, которая жаждет знаний, для того чтобы стоять выше Моих Велений и ходить по своей воле путями рассудка. Понимание имеет различные направления, направления распадаются на множество путей, пути имеют различные ответвления и каналы, каналы имеют неисчислимые изгибы.

Исполни Повеление в тот момент, как Я произнес его, и не беспокой себя тем, что не понимаешь его; так же как Те, кто находится со Мной, Ангелы Велений исполняют то, что приказано Им. Выполняй, не задавая вопросов, и ты будешь принадлежать Мне, а Я буду принадлежать тебе. Это не ревность. Интеллектуальное понимание – это другой пункт назначения, ибо Я сотворил рассудок как инструмент суждения. Но когда Я открою для тебя часть понимания, тогда Я дам тебе Повеление использовать этот инструмент для формирования суждения.

Если Я приказываю и ум мешает тебе, отбрось в сторону ум, если тебе мешает сердце – гони сердце прочь. Иди без них один, и ты будешь идти вперед. Если ты будешь обременен чем-либо – это замедлит твое продвижение. Ум будет требовать от тебя подождать, подумать и постараться понять. Ум может сделать свой выбор только тогда, когда он знает; и если сердце знает, оно будет следовать своим желаниям.

Свет и тьма

Он сказал:

– Кто ты?

– Кто я?

Затем я увидел солнце, луну, звезды и все огни.

– Нет иного света, – сказал Голос, – на всей поверхности Моря, кроме Меня, Того, Кого ты видел.

Тогда все сущее подходило ко мне, целовало меня в лоб, желало мне Мира и отходило в тень, пока не осталось ничего и никого.

– Это твое знание обо Мне, – сказал Голос, – но Моего знания тебя еще нет.

Я увидел мои одежды так, как будто они полностью принадлежали Ему, а не мне.

– Смотри на Меня и поклоняйся Мне! – приказал Голос.

Моя одежда поклонилась Ему, но я остался неподвижен. И тогда

Голос сказал:

– Что есть Я?

И солнце, и луна, и звезды, и все огни потухли и исчезли, и тьма стала покрывать все вокруг, кроме Него. Мои глаза ничего не видели, мои уши ничего не слышали, все чувства покинули меня. И тогда все вокруг громко воскликнули: «Бог Величайший! Повелитель Всего!» И все мироздание кинулось на меня с обнаженным мечом.

– Теперь спасайся! – сказал Голос.

– Куда?

– Падай во тьму!

И я упал во тьму, и там, во мраке, я увидел себя со стороны и услышал:

– Никогда не смотри ни на кого, кроме себя; никогда не пытайся выйти из тьмы, пока Я не возьму тебя. И когда Я возьму тебя, Я сделаю это для того, чтобы показать тебе Меня, и тогда ты увидишь Меня. И когда ты увидишь Меня, то не будет ничего выше Этого.

И сделал Он путешествие моей ступенью.
И увидел я все пути, и все они были под землей.

– Нет путей на земле, – сказал Голос.

Но я видел, что все мужи и жены ходят по земле и что все подземные пути пусты. Потом я увидел людей, обративших свои лица к небу, и все они находились там, где и были, – на земле. Но другие склонили головы к земле, и пошли вниз, под землю, и начали блуждать по дорогам.

– Те, которые не идут по подземным путям, никогда не найдут Меня, – сказал Голос. – Но ты, теперь, когда ты знаешь, где Я, не говори ничего.

И тогда я увидел Его, закрывающего все вещи покровом и соединяющего все вещи.

– Придерживайся покрова и забудь про связи! – сказал Голос. – Приходи ко мне, не спрашивая позволения; если ты попросишь позволения, я заключу тебя в тюрьму.

При каждом Его слове я видел появление иглы и исчезновение нити.

– Расположись в угольном ушке, – сказал Голос, – никогда не покидай его: когда нить будет входить, не хватайся за нее, когда она уйдет, не удерживай ее. И радуйся: Я люблю тех, кто радуется. И скажи другим: «Он впустил лишь меня, вас Он не желает видеть». Потому что, если они придут с тобой, Я допущу их и прогоню тебя. А если они не придут, Я прощу их за то, что они не пришли, но обвиню в этом тебя.

Тогда я увидел, что все должны поступать так, как они будут поступать.

– Ты Мой друг, – сказал Голос, – и, если ты когда-нибудь не сможешь найти Меня, ищи Меня в Моем лютом враге, и, когда ты найдешь Меня в нем, не становись сам его врагом. Если ты не сможешь найти Меня в нем, возьми меч и рази, но не убивай, ибо ты отвечаешь передо Мной за него. Между Мною и тобою да будет все ясно тебе. Между Мною и другими да не будет ничего ясно тебе, и что касается этого, да будет война между Мною и тобою, и ты будешь на их стороне против Меня.

И, кроме того, если Я дам тебе все, что ты желаешь, пожертвуй этим, сожги это, иди к нищим и, стоя в тени бедняка, попроси у Меня милости. Никогда не проси для себя, иначе Мне придется дать тебе то, что Я заберу у другого, и это подаяние приведет тебя в стан Моих врагов, отринувших Меня.

Тогда я увидел, что освобождение от суетного богатства – победа.

И Голос сказал:

– Если ты раздашь все, что есть у тебя, ничего не останется у тебя, а Я люблю лишь богатых и ненавижу бедных. Но Я не говорю, что ты богат или беден, потому что я не называю вещи именами.

И сделал Он понимание моей ступенью.

– Чем шире становится видение, тем уже становится молитва. Когда я даровал твоему сердцу откровение видения Меня, о чем тебе еще просить Меня в молитвах? Попросишь ты Меня убрать покров? Я уже убрал его. Попросишь ты Меня скрыться за покровом? Если Я сделаю это, как ты сможешь общаться со Мной? После того как ты хоть раз видел Меня, есть только две вещи, о которых ты можешь просить Меня: когда Меня нет для тебя, ты можешь попросить Меня всечасно видеть тебя; когда ты видишь Меня, ты можешь просить Меня дать власть тебе, сказать о всякой вещи «Будь!» – и она будет.

И все же Я позволю тебе молиться в отсутствие Меня. Если ты можешь сравнить и рассчитать эти веши, то сравни величину видения с величиной отсутствия и молись за то, что окажется большим. Но если ты ешь и Я не отсутствую, Я облегчу твои заботы о хлебе насущном. Если Я рядом с тобой, когда сон приходит к тебе, то Я останусь с тобой, когда ты проснешься.

Твое желание сохранить молчание, когда у тебя есть видение, – это Покров, и еще большая защита – намерение говорить! Такое желание может возникнуть только как следствие отсутствия. Если я явлю Себя какому-либо глазу, то уничтожу этот глаз, если Я явлю Себя какому-либо сердцу, Я уничтожу это сердце.

Незнание – это покров для видения, но и знание – тоже покров для видения. Я весь непокрытый Снаружи, и Я весь неоткрытый Внутри.

Тот, кому известен покров, находится у откровения. Покров – это всегда покров-защита, хотя различны обстояния, а значит, различны покровы.

И сделал Он другую ступень понимания моей ступенью.

– Вечность восхваляет Меня, – сказал Голос, – будучи одним из Моих атрибутов, и из слов этого восхваления Я сотворил ночь и день, чтобы они были покровами для глаз, мыслей, сознания и фантазии людей. Ночь и день покрывают все Мое творение. Но с тех пор, как Я избрал тебя, Я поднял покровы, чтобы ты мог видеть Меня за ними.

И теперь, когда ты увидел Меня, пребывай прочно на своей ступени и жди в видении, иначе ты будешь вырван оттуда любой вещью мироздания. Я поднял покров только для того, чтобы ты, увидев Меня, смог вынести созерцание другого, созерцание того, как небеса разверзнутся, и того, Что явится в них и как Оно явится, чтобы ты знал, что Оно идет от Меня, как и привычные ночь и день и всякая вещь, уже виденная тобой.

И сделал Он ступень понимания праха моей ступенью.

– Все, что пребывает в прахе, произошло из него, – сказал Голос. – Потому поразмысли над прахом, и ты поймешь, что вышло из него, и увидишь в прахе силу, которая изменяет его от одной видимой формы в другую, и тогда богатство форм не будет загадкой.

Прими помощь аскезы, чтобы побороть блуждание твоего взора. И если твой взор обрел постоянство, тебе не нужна помощь. Но помощь можно оставить только тогда, когда время не будет больше существовать для тебя, оно станет, когда всякое различие перестанет быть для тебя, и всякое сотворенное исчезнет тогда, когда ты не сможешь видеть его, видя Меня.

И сделал Он ступень понимания Его близости моей ступенью.

– Ничто в мироздании не может быть ближе или дальше от Меня, – сказал Голос. – Я, и только Я устанавливаю близость и даль.

Испытав Мою близость, ты можешь понять Мою удаленность. Моя близость познается тобой непосредственно, первые отличия этого ведения явлены в том, что ты начинаешь видеть отблески Моего Образа во всем, что ты видишь, и эти отблески в вещах скрывают от тебя сами вещи. Но близость, которую знаешь ты, отличается от Близости, которую знаю Я, так же как твое знание отличается от Моего Знания. Я Близок, но не так, как одна вещь бывает близка к другой. Я Далек, но не так, как одна вещь бывает отдалена от другой. Твоя близость и отдаленность не являются твоими собственными чертами, только Я могу быть одновременно Близок и Отдален. Моя близость простирается в отдаленность, и Моя отдаленность лежит в абсолютной близи. Ты меряешь свою близость и отдаленность пространством, но Моя близость и Моя отдаленность не имеют отношения к нему. Я ближе к языку, чем сказанное им, в момент сказывания.

Тот, кто видел Меня, не может ничего сказать обо Мне. Тот, кто говорит обо Мне, никогда не видел Меня. Человек, который засвидетельствовал Мой Образ и пытается выразить это словами, находится под покровом слов, и его свидетельство не является Реальностью.

Я позволил тебе узнать Меня, но все же ты не знаешь Меня – это Отдаленность. Твое сердце видело Мой Образ, но все же оно не видело Меня – это Отдаленность. Ты описываешь Меня, но все же твое описание не соответствует Мне, и это Отдаленность. Мой Голос идет к тебе из твоего сердца, но на самом деле Он идет от Меня – это Отдаленность. Ты видишь своими глазами, и все же Я ближе к тебе, чем твое зрение, и это Отдаленность.

И Он привел меня на последнюю ступень понимания.

– Никогда не покидай своего дома, если ты не собираешься идти ко Мне, – сказал Голос. – Но я Бог, и ты не можешь предстать предо Мной в телесном обличье и не можешь прикоснуться к Моему Ведению своим разумом.

Когда нечто разом открывается твоим глазам и сердцу, не важно, внешним или внутренним объектом оно является, ведь ты становишься свидетелем его полной подчиненности Моей Власти: несмотря на то что оно бесконечно ничтожно в сравнении с Моим Величием, я даровал тебе частицу Знания о нем. Ты будешь знать, как знает свидетель, но не сможешь выразить то, что узнал. Здесь открою Я путь за пределы привычного знания, которым ты сможешь покинуть уровень привычных понятий о Бесконечном, равно и язык, которым они себя выражают.

Здесь я открываю тебе Мои Врата.

В эти Врата может войти только тот, кто обладает знаниями, способными пополнить знания Врат. Своими знаниями ты должен поддержать Врата, а не они тебя. Ибо знай, что Я дал тебе некое знание о Вратах, но не позволил Им иметь понятие о тебе.

Итак, ты окажешься на границе Моего Царства, где приход каждого становится известным. Входя, задумайся: кто ты есть; откуда ты пришел; вспомни о том, что дало тебе силы войти; и почему ты научился тому, что дало тебе силы вынести тяжесть Врат.

В час, когда Я сделаю тебя очевидцем существования всего сущего в одном-единственном Видении, тогда, на этой ступени Я предстану в различных образах. Если ты узнаешь Меня, ты можешь обратиться ко Мне, обратившись к этим образам. Но если ты не узнаешь этих образов, то в своей агонии призови Меня во имя боли этого видения.

Видение будет таким: ты увидишь все высоты и все бездны, всю протяженность и всю широту, все внутри, и все формы и образы, в которых всеобщность существует в своей проявленности, вечное, полностью упорядоченное, бьющееся в конвульсиях бесконечной борьбы. Ты сможешь наблюдать жизнь каждого творения, ты увидишь, что его взгляд направлен на самое себя, поскольку каждая частица этой всеобщности может двигаться вперед только по своим законам. И ты увидишь всю видимую глазу протяженность всеобщности, увидишь, что каждое существо хвалит Меня своим собственным хвалением, и каждое существо обращено ко Мне в благоговении, и каждое существо возносит Мне хвалы и молитвы, которые будут отвращать их от всех других деяний, кроме пения Мне Славы.

Затем, когда ты увидишь все эти существа с лицами, обращенными ко Мне, скажи:

«Ты, возгласивший Свою Власть, Завоеватель, покоривший могуществом Своей Силы всех существ, Ты один Всемогущий. И нет Тебе противления, как нет возможности описать Тебя».

И когда ты увидишь благоговейный взгляд (ибо это единственная форма их восхваления), скажи тогда:

«О Милостивый, о Милосердный! Я молюсь Тебе сейчас, по Твоей неизреченной Милости. Милостью Своей Ты наставил существа в Твоем Знании. Милостью Своей Ты дал им силы и возвысил их до произнесения Твоего Имени и подвинул их искать любви к Тебе. Я молюсь Тебе сейчас благодаря Твоей Милости. Милостью Своей Ты возвысил пред Тобою одно из всех Твоих созданий, того, кого Ты пожелал избрать».

Ты можешь чувствовать Мудрость, но воплощение ее ты можешь только наблюдать. Из области сердца Я посылаю тебе крупицы Мудрости. Не означает ли это, что Я выделил тебя из общего в особое? Не Откровение ли возвысило тебя и дало тебе возможность узнать Меня? Так что ты можешь сейчас оставить свое сердце и все знание, которое некогда так наполняло его. Не означает ли Откровение, что ты должен оставить все, оставить знания обо всем и быть просто созерцателем Меня и того, что Я покажу тебе?

Пусть никакой страх не тревожит тебя, когда придет время, пусть друг не хранит тебя в тот час, когда Я сделаю тебя своим свидетелем, и сделаю так, что ты познаешь Меня, хотя это может быть лишь раз в жизни. Я скажу тебе в тот час, и ты будешь знать, что ты Мой Возлюбленный, ибо ты отринешь все ради того, что Я позволю тебе увидеть, и Я стану твоим Единственным Владыкой, и ты войдешь в Мое Царство и сядешь с одной стороны, и все сущее останется по другую сторону. Ты будешь принадлежать Мне, и все прочее будет принадлежать тебе, а не Мне.

Таков Мой Возлюбленный. И знай, что ты должен быть Моим Возлюбленным. И все твое ведение будет тогда ведением Моей Любви.

…не противясь… не описывая…

Большая дорога

Обычные люди предпочитают то, что они могут понять.

Определение ортодоксии

Все люди должны знать, что есть только один Бог. Как Первый, Он был всегда, как Последний, Он никогда не перестанет существовать. Он не ограничен в пространстве, Он Вечен, Он Непостижим. Он Слышащий, Который слышит все, Он Видящий, Который видит все. Из всех Его атрибутов только эти два могут быть понятны людям, все остальное непостижимо для Его созданий.

Люди должны также знать, что Слово Его, Извечное и Несозданное, было сказано через Джабраила и открыто Его пророку.

Люди должны знать также, что вера включает в себя речь, поступки и мысли. Вера может быть сильной и слабой; сильной – как результат послушания, слабой – как результат возмущения. Самообладание есть частица веры, и терпение в смирении то же самое для веры, что голова для тела.

Мы не можем знать, что записано у Бога в Его Книге Веры и что запечатано тайной Его, и только по этой причине мы говорим: «Этот человек, если есть на то воля Аллаха, является правоверным» или «Я верю, что я правоверный». Мы говорим так, потому что мы не можем знать достоверно, мы можем только надеяться и верить. Человек должен соблюдать все законы и указания, потому что это – часть веры. Сверхдолжные благие дела тоже часть веры, и вера никогда не сможет стать совершенной, поскольку даже сверхдолжное не является достаточным.

Каждый правоверный должен любить всех сподвижников пророка, потому что после пророка они – лучшие из людей. Самым благородным из всех, после пророка, является Абу Бакр, Праведник, за ним следует Омар, сын Хаттаба, после Омара идет Осман, сын Аффана, после Османа – Али, сын Талиба. Да благословит их Аллах, да введет Он их в Свой Райский Сад, да будет Он милостив к душам всех Сподвижников. Тот, кто порочит имя Аиши, не может считаться мусульманином. И о Муавии мы должны говорить только хорошее, и никогда не должны мы вступать в дискуссии по этому поводу, напротив, мы должны просить Аллаха ниспослать Милость на всех рабов Его.

Мы никогда не должны называть человека неверным, если он пренебрегает требованиями Закона, ведь молитва является священной. Если человек пренебрегает молитвой без уважительной причины, он считается неверным, ибо так сказал нам пророк Господа.

Это учение Истинного пути и всех людей ислама. Аллах да сделает нас поборниками религии и праведной жизни. Да простит Он нас. Да простит Он всех верующих.

ОБРАЩЕНИЕ

И теперь, в конце этой книги, я хочу задать вам – да направит Аллах ваши мысли в правильное русло! – один главный, решающий вопрос.

Представьте себе человека, пришедшего в эти страны из Индии или Китая с целью изучить различные религии и верования.

Он узнает, что некоторые обитатели этих краев принадлежат к религии магов, зороастризму. Они почитают звезды и огонь, они верят, что Бог является Создателем добра и света, что Сатана является Создателем тьмы и зла, что Бог и Сатана ведут бесконечную войну, но, поскольку никто из них не может одержать верх, оба они пребывают в постоянном смятении и отчаянии. Эти зороастрийцы утверждают, что воля и наслаждение Бога состоят в том, чтобы люди совокуплялись со своими матерями и дочерьми, чтобы они совершали омовение нечистой мочой коров, чтобы они предавались безнравственным беседам и пляскам. Маги верят, что их умершие предки навещают их раз в год и едят и пьют то, что оставлено для них. Эти заблудшие берут с собой в могилу еду и питье, потому что, как они считают, они пригодятся им в мире мертвых. Они имеют и другие порочные оккультные обычаи и отвратительные привычки, которые не оставляют нам никаких сомнений, что эти люди являются сосудами Гнева Божьего. Кроме того, предупреждения о них можно найти в Книгах пророков древности.

Другие обитатели этих земель называются «свободомыслящими». Наш путешественник обнаружит, что они еще хуже, чем зороастрийцы, в смысле заблуждения, порока, осквернения, грязи и глупости.

Есть в тех местах и христиане. Среди христиан есть секта, представители которой утверждают, что Бог, увидев, как власть Сатаны растет и его могущество начинает угрожать Ему, а пророки не могут оказать действенного сопротивления, находит вдруг Сына, хотя этот Сын существовал до начала времен и будет существовать вечно. И вот этот Сын проник во чрево женщины и был рожден ею; потом он вырос и боролся с Сатаной, но Сатана посредством своих слуг схватил, распял и в конце концов убил этого Сына. Другая секта христиан считает, что умерла лишь бренная оболочка Вечного Сына, которая была соединена с ним столь прочно, что Вечный Сын ел, когда ело существо, ходил по нужде, когда ходило то существо, испытывал мучения, когда то существо умирало.

Другие жители этих мест исповедуют религию, называемую иудаизм. Основой этой религии являются Священные Писания, так называемые Книги пророков. В этих книгах говорится, что пророки прокляли этот народ и объявили, что Бог покинул его, рассеял его по всем странам мира, сделал его свет темнотой и поклялся, что Он никогда не помилует его.

Но среди обитателей тех краев наш странник найдет людей ислама, религии Покорности, чистой и возвышенной. Эти люди, называющие себя мусульманами, утверждают, что Бог Един, Непревзойден, Непобедим, поскольку Всемогущ, Предвечен и Вечен. Он не имеет ни отца, ни сына. Он Милостив и Милосерден, Он Первый, Он и Последний. Пророк этих людей предписал им, от имени Бога, почитать своих предков, поститься, молиться, очищаться и совершать омовения. Он объяснил им, какие вещи являются разрешенными и какие – запретными. Он обещал праведникам рай и предупредил грешников об Огне ада.

Теперь давайте подумаем, к какой из этих религий склонится наш индиец или китаец, если предположить, что он человек широких взглядов, трезвого ума и ставит своей целью поиск истины?

И что может возразить Бог, если один из Его слуг скажет Ему, Справедливому и Сострадательному:

«Я слышал проповедника, провозглашающего Твою Единственность, я слышал, как он говорил о Тебе как о Величайшем из всего сущего и возносил восхваления Тебе. И я поверил ему. Я слышал, как проповедник говорил, что мы должны верить в Твоего пророка и Твоего Избранного и что мы должны поститься, раздавать милостыню обездоленным и молиться:

«Очисти сердце от безразличия, очисти душу от страстей. Усмири огонь сладострастия мыслью о неминуемой смерти и мыслью о дне, когда каждый твой грех будет виден, как рубец или шрам на твоем сердце.

Подумай сейчас о том, Кто возвестит с небес, заставляя кости шевелиться и собирая всех смертных в то место, где иллюзии рассеются, а боль и наказание останутся. Да, истинно так, Глашатай, кого услышат раскрошившиеся кости и начнут собираться в давно истлевшие тела, из гнезд коршунов, из утроб диких зверей, со дна морской пучины, из горных расщелин, пока каждая кость не найдет свой сустав, и тогда плоть снова покроет их, и все члены вырастут заново.

И Страшный суд будет тогда уготован для вас, о люди. И будете вы стоять совершенно голыми и босыми, как в тот день, когда вы появились на свет, и лица ваши будут покрыты грязью разверзшейся земли и побелеют от ужаса. И возгласит Глашатай: «Слушайте все!» И задрожите вы под его взглядом, и потечет с вас пот, смешанный с грязью. И задрожит земля со всем бременем своим, и поколеблются горы и обрушатся вниз, и сметены будут обломки надвигающейся бурей.

И широко раскроются глаза у всех —
Никто не сможет их закрыть,
И соберутся все в едином месте создания Земли и Неба.
Они увидят, что Предсказание сбылось,
И окруженные рядами ангелов окажутся.
И в этот миг тьма ада их накроет:
Бездымное коснется пламя
И они услышат, как ревет и яростно беснуется Огонь.

Те, которые стояли, упадут на колени; и тогда виновные получат свое наказание, и даже праведники оцепенеют от ужаса, и пророки задрожат в страхе перед Гневом Господним.

И в этот час услышат они, как будет спрошено: «Где слуга Бога? Где сын Его рабыни? Где тот, кто был верен лишь своей собственной глупости? Где тот, кого смерть унесла неподготовленным?»

И все будет открыто. С каждого будет спрошен отчет о том, как распорядился он своей жизнью, и каждый будет умолять и изворачиваться, стоя в трепете перед Тем, Кто Знает Сокрытое. Тогда, как вспышка молнии, появится Гром Господа и Правящий жезлом железным, и все их утверждения обратятся в ничто перед Книгой, в которой тщательно записаны все их прегрешения и преступления. И увидит тогда всякая душа свое истинное положение, и не будет у нее ни товарища, ни друга, а только Судья, Беспристрастный и Неумолимый.

И грешники увидят адское пламя, и узнают, наконец, что им суждено упасть в него, и обнаружат слишком поздно, что нет пути спасения от этого пламени.

Но да направит Бог тебя и меня другим Путем, Путем Спасения, и да снимет Он с нас Покров мрака и освятит нас чистой верой в Его Единственность и освободит нас от ужасов Последнего Дня. Из всех источников мудрости самым глубоким и сладким является Слово Создателя. Из всех проблесков в нашей темноте это самый яркий свет.

Я повиновался проповеднику, в надежде на Твое воздаяние за следование Твоим Заповедям. Мне было сказано, что я должен совершить паломничество в дальние края, и я совершил это паломничество без малейших колебаний. Потом я услышал, как проповедник призывает нас к Священной войне против врагов Твоих, которые не верят в Тебя и не молятся Тебе:

Как долго, люди, будете вы слышать предостереженье,
Но не внимать ему?
Как долго будете терпеть вы рабство
И не сопротивляться угнетенью?
Не слышат уши ваши Проповеди слов:
Сердца вознесшиеся не умеют слушать.
Поднял своих приверженцев дьявол
На бой за ложь его.
И они восстали и следуют за ним.
Вот в это время Всемогущий призывает вас
На защиту Его Правды.
А вы не слышите Его призыв.

Дикие звери защищают своих подруг и детенышей, птицы погибают за свои гнезда, хотя у них нет пророка и Откровения. Но вы, наделенные разумом и мудростью, имеющие Закон, рассеялись перед врагами своими, подобно баранов стаду.

Бог ждет от вас и твердости, и веры.
Бог обещает вам и Помощь, и Победу.
Вы верите ль Ему?
Ужели сомневаетеся вы в Его Великодушии
И Справедливости?
Отдайте свою душу без остатка, о люди,
Тому, Кому она принадлежит.
Не верьте своему благоразумию,
Ведь не поможет вам оно отсрочить час назначенный —
Час вашей смерти.

Борьба! Борьба! Отважные! Победа!
Безусловная! Вам – решительные!
Рай! Рай для всех вперед идущих!
И ад! Ад для тех, кто обратится вспять.

Победа будет наградой героям в этом мире,
И лавры мучеников – в мире Ином,
И из этих двух
Насколько слаще последняя награда!

Так вперед, с Богом, ибо тому, кто помогает Богу, Бог непременно поможет».

Тогда я помолился Тебе и бился на Священной войне из всех своих сил, желая быть достойным Тебя во всем.
Я видел все эти отвратительные и непонятные религии окружающих народов, я оставил их и выбрал для себя тот путь, который считаю наиболее угодным Тебе. О мой Бог, если я ошибся и сделал неправильный выбор, пожалей и помилуй Твоего слугу, который сделал все, что мог, чтобы найти Тебя, и все-таки не нашел пути, который ведет к Тебе».

Братья мои, такая молитва будет принята без пренебрежения даже несовершенными и требовательными слугами Бога, не говоря уже о Том, Кто самый Милостивый из всех, Кто знает, что такое Милость, Судья Всесправедливейший, Кто не спрашивает ни с одной души большего, чем она может вынести.

Пути Господни неисповедимы, как души людей.

ПУТИ БОГА НЕИСЧИСЛИМЫ, КАК И ДУШИ ЛЮДЕЙ

Эрик Шредер
НАРОД МУХАММЕДА.
Антология духовных сокровищ исламской цивилизации

088

Основные источники

Арабские книги обычно изобилуют цитатами из более ранних работ (которые зачастую сами бывают утрачены), так что материалы, относящиеся к определенному событию, часто можно найти лишь в книгах, написанных на несколько веков позже. Так, например, все поэты и рассказчики, цитированные во вступительной главе, сохранились только благодаря антологиям, составленным Муфаддалом Дабби[172] и Хаммадом по прозвищу Посредник – в XIII веке, Абу Таммамом[173] из рода Тай – в IX веке и Абу Фараджем из Исфахана[174] («Книга Песен»[175] которого стала источником рассказов и притч о язычниках V и VI веков) – в Х веке. Известные нам имена поэтов приведены вначале, из уважения к ним, но впоследствии в основном упоминаются только важнейшие авторы, независимо от того, пишут они от своего имени или приводят цитаты. Названия работ даются обычно при первом упоминании об авторе, после, для краткости, приводится только имя. Библиографии почти всех упоминаемых авторов можно найти в «Истории арабской литературы» Р.А. Николсона, издательство Кембриджского университета, 1941 год (Nicholson. A Literary History of the Arabs. Cambridge University Press), либо в «Энциклопедии ислама» Лузака, 1913–1938 годы (Luzac. Encyclopedia of Islam).

Хронология халифатов

Мухаммед 570–632

Халифы

Абу Бакр 632—634

Омар 634—644

Осман 644—656

Али 656—661

Хасан 661

Муавия 661—680

Язид ибн Муавия 680—683

Абд аль-Малик 685—705

Валид ибн Абд аль-Малик 705—715

Сулайман 715—717

Омар ибн Абд аль-Азиз 717—720

Хишам 724—743

Валид Распутный 743—744

Язид Терпеливый 744

Марван Мул 744—750

Абу Аббас 750—754

Мансур 754—775

Махди 775—785

Хади 785—786

Харун ар-Рашид 786—809

Амин 809—813

Мамун 813—833

Мутасим 833—842

Ватик 842—847

Мутаваккил 847—861

Мунтасир 861—862

Мустаин 862—866

Мутазз 866—869

Мухтади 869—870

Мутамид 870—892

Мутадид 892—902

Муктафи 902—908

Муктадир 908—932

Кахир 932—934

Ради 934—940

Муттаки 940—944

Мустакфи 944—946

Во время правления Бувейхида

Мути 946—974

Кадыр 991—1031

Правление Бувейхида закончилось в 1055 году, когда в Багдад вошли тюрки-сельджуки.

Примечания

1
К а д и й – духовный судья у мусульман. (Здесь и далее примеч. ред., кроме особо оговоренных случаев.)

2
Здесь и далее перевод стихотворений с английского языка Н.В. Догаевой-Розман.

3
Имрууль-Кайс.

4
К а л а м – письменная трость. (Примеч. пер.)

5
Сура 96. Здесь и далее Коран приводится в переводе М. – Н. Османова с сохранением авторской транскрипции имен.

6
Сура 74.

7
К а а б а – священный храм мусульман в Мекке. В наружной стене Каабы, у восточного угла, ниша с Черным камнем (древним фетишем).

8
Сура 75.

9
Сура 113.

10
Сура 99.

11
Сура 73.

12
Сура 111.

13
Сура 68.

14
Сура 70.

15
Сура 35.

16
Сура 82.

17
Сура 81.

18
Сура 76.

19
Сура 56.

20
Сура 83.

21
Сура 53.

22
Д ж а б р а и л, Джибрил – в исламе один из четырех (наряду с Микаилом, Исрафилом и Израилом) ангелов, приближенных к трону Аллаха и несущих Его волю людям через пророков. Соответствует Гавриэлю или Гавриилу в иудаизме и христианстве.

23
Сура 35.

24
Сура 17.

25
Сура 43.

26
Сура 107.

27
Сура 17.

28
Сура 20.

29
Сура 39.

30
Сура 37.

31
Сура 69.

32
Сура 26.

33
Сура 21.

34
Там же.

35
Сура 22.

36
Сура 25.

37
Сура 10.

38
Сура 15.

39
Сура 46.

40
Сура 20.

41
Сура 21.

42
Сура 41.

43
Сура 16.

44
Сура 22.

45
Сура 1.

46
Сура 11.

47
Сура 31.

48
Сура 14.

49
Сура 16.

50
Сура 14.

51
Сура 6.

52
Сура 16.

53
Сура 6.

54
Сура 13.

55
Сура 11.

56
Сура 7.

57
Сура 6.

58
Сура 43.

59
Сура 7.

60
Сура 11.

61
Сура 6.

62
Сура 19.

63
Сура 86.

64
Сура 93.

65
Сура 72.

66
Сура 14.

67
Сура 6.

68
Сура 11.

69
Сура 3.

70
Сура 94.

71
Сура 28.

72
З а к а т (закят) – в исламе один из пяти столпов религии – милостыня в пользу бедных.

73
Сура 2.

74
Там же.

75
Сура 62.

76
Сура 2.

77
Сура 22.

78
Сура 8.

79
Сура 2.

80
Сура 20.

81
Сура 5.

82
Сура 3.

83
Сура 62.

84
Сура 3.

85
Сура 2.

86
Сура 3.

87
Сура 8.

88
Сура 8.

89
А н с а р а м и, или Помощниками пророка, стали называть правоверных из Медины, в отличие от первых правоверных последователей (сподвижников, соратников) Мухаммеда из Мекки – мухаджиров. (Примеч. пер.)

90
Мусаба в Аль-Медине звали «аль-Кари» – чтец Корана.

91
Сура 2.

92
Сура 3.

93
Сура 4.

94
Сура 59.

95
Сура 3.

96
Сура 4.

97
Сура 3.

98
Сура 4.

99
Сура 4.

100
Сура 4.

101
Сура 24.

102
Сура 24.

103
Сура 4.

104
Сура 5.

105
Сура 3.

106
Сура 66.

107
Сура 48.

108
Сура 48.

109
Сура 17.

110
Сура 12.

111
Сура 9.

112
Сура 57.

113
Сура 9.

114
Сура 49.

115
Сура 9.

116
Там же.

117
Сура 5.

118
Сура 110.

119
М у с е й л и м а или Маслама – Мусейлима аль-Каззаб – лжец Масламишка.

120
Сура 3.

121
Сура 4.

122
Сура 2, аят 102.

123
Сура 6, аят 71.

124
А х н а ф и б н К а й с (619–691) – прославленный полководец.

125
С о г д (тадж.), Сугд, Согде, Сугул – одна из четырех провинций Таджикистана, находящаяся на северо-западе страны.

126
Сура 45.

127
А б у М у с л и м (ок. 727–755) – вождь антиомейядского восстания в Хорасане.

128
С у ф ь я н а т – Т х а у р и (ум. 787) – аскет из Басры, сподвижник Рабити ал-Адавийи.

129
Сура 2.

130
Сура 2.

131
Имеется в виду византийский император.

132
Б а б К у т р а б б у л – ворота на западной стороне Багдада.

133
«Э л е м е н т ы» – латинизированная форма названия трактата Евклида «Начала».

134
8-й шиитский имам Али ибн Муса, известный под именем Али ар-Риза (Реза), скончался в 818 г. в Мешхеде.

135
А б у А б д у л л а х А х м а д и б н Х а н б а л (164/778—241/885) – имам, основатель ханбалитского мазхаба, правовой школы.

136
Х у р р а м и т ы – представители антиисламских, антихалифских сект в Иране, Азербайджане, Средней Азии, действовавших в начальный период правления Аббасидов.

137
И б р а х и м и б н а л ь – М а х д и (р. 839) – представитель династии Аббасидов, сын халифа аль-Махди, брат Харуна ар-Рашида.

138
Имеется в виду сафлор красильный – травянистое растение семейства сложноцветных.

139
У б а й д а л л а х и б н Я х ь я и б н Х а к а н – визирь халифов аль-Мутавак-кила и Мутамида.

140
А л ь – М у т а м и д – багдадский халиф.

141
Х а с а н а л ь – А с к а р и – имам, отец имама Мухаммеда аль Махди.

142
С а х л – сын Абдуллы из Тустара, учитель Мансура, великого мученика X в.

143
А б у К а с и м а л ь – Д ж у н а й д (Павлин Познавших) – ранний классический софийский учитель (830–910), теоретик, глава багдадской школы суфизма.

144
А б у Х а с а н и б н Ф у р а т – трижды визирь халифа аль-Муктадира (908–912, 917–918, 923–924).

145
А л ь – М у к т а д и р – багдадский халиф (908–932) из династии Аббасидов.

146
А л ь – Х а к а н и (ум. 926) – один из визирей халифа аль-Муктадира.

147
П о п л и н – ткань полотняного переплетения с поперечным рубчиком, образующимся сочетанием тонкой основы с более толстым утком.

148
Ш а м с А д Д а у л а А б у Т а х и р – эмир Хамадана (1007–1008; 1014–1021).

149
Х а р у н а р – Р а ш и д (786–809) – халиф из династии Аббасидов.

150
Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур Халладж (857–922).

151
Г р а н – в торговой системе мер веса 62,2 мг, первоначально вес пшеничного зерна, взятого из середины колоса.

152
Такое прозвище было дано в связи с тем, что он обладал способностью читать мысли и отвечать на вопросы до того, как они были заданы.

153
А б у С а х л и б н Н а в б а х т – персидский астролог, переводчик астрологических трудов с пехлеви на арабский.

154
И б н Д а у д И с ф а х а н и (867–909) – багдадский правовед.

155
Л о к о т ь – мера длины, равная 18–22 дюймам, или 45,7—55,9 см.

156
В а л и д е (ар.) – родительница, султанша Валиде, титул матери царствующего султана.

157
А б у А б д а л л а х А х м а д и б н М у х а м м е д а л ь – Б а р и д и – эмир из рода аль-Бариди (938, 940–942).

158
А б у А л и а л ь – Д ж у б а й (ум. 915) – глава басрийских мутазилитов.

159
Д ж а ф а р и б н Х а р б а л ь – Х а м а з а н и (ум. 236/850—851) – известный мутазилитский теолог, изучавший калам в Басре у мутазилитского теоретика Абуль-Хузайла аль-Аллафа. Автор многих книг по богословию.

160
А б у Л а х а б – прозвище Абд аль-Уззы.

161
А ш а р и, а л ь – А ш а р и, А б у л ь – Х а с а н А л и (873–874, Басра, – 935 или 945, Багдад) – арабский богослов, основоположник калама – суннитского схоластического богословия в исламе.

162
М у н к а р и Н а к и р – в мусульманской мифологии ангелы, которые допрашивают и наказывают мертвых в могилах.

163
Н а д и и б н а л ь – А з р а к (ум. 66/685) – руководитель мощного восстания хариджитов-азракитов против Омейядов в Ираке.

164
Б у в е й х и д ы (или Буиды) – династия, правившая в 932—1062 гг. в различных частях Ирана.

165
М у в а ф ф а к А б у А х м а д (256/870—279/892) – брат халифа Мутамида, способный и деятельный военачальник, фактически был правителем в годы правления своего брата.

166
А б у М а а ш а р (р. в 171 г. по хиджре) – иранский астроном.

167
Х а м д а н и д ы – династия султанов, правившая в 1098–1174 гг. в Сане (Йаман).

168
А б у А л и М у х а м м а д и б н а л ь – К а с и м а л ь – Р у д б а р и – святой шейх, великий суфий.

169
О молитве подробно сказано на страницах 49–50.

170
Т р а н с о к с и а н а – область, находящаяся северо-восточнее Окса (Амударьи), именуемая арабами Мавар-аль-Нахир.

171
А б у Н а с р а с – С а р р а д ж а т – Т у с и (ум. 988) – автор одного из основополагающих суфийских трактатов «Китаб ал-лума».

172
М у ф а д д а л а д – Д а б б и (ум. 784) – в 756 г. составил знаменитую антологию лучших арабских поэтов «Аль-Муфаддалият». В нее вошло 128 поэм, принадлежащих 66 авторам, 60 из которых творили в доисламское время.

173
А б у Т а м м а м (ок. 796–845) – арабский поэт и собиратель древней поэзии.

174
А б у – л ь – Ф а р а д ж а л ь – И с ф а х а н и (897–967?) – арабский поэт, ученый. Потомок Омейядов по марванидской линии. Особое внимание уделял древней истории, генеалогии, филологии и поэзии.

175
«К н и г а П е с е н» («Китаб аль-агани», 21 т. в каирском издании 1904 г.); это огромная антология арабской и арабоязычной поззии VII – Х вв., содержащая биографические сведения о поэтах и разнообразный историко-культурный материал.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПРИЛОЖЕНИЕ

011

(Посещено: в целом 40 раз, сегодня 1 раз)

Оставьте комментарий