В статье проанализированы метафорические образы и их место в художественном тексте на примере стихотворений известного узбекского поэта Хуршида Даврона (Поэт родился в древнем городе Самарканде (20.01.52). Автор 15 книг поэзии и прозы.Народный поэт Узбекистана.
Д. Э. Тажибаева
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
В ПОЭЗИИ ХУРШИДА ДАВРОНА
Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 2 (256).
Филология. Искусствоведение. Вып. 62. С. 110–112.
В статье проанализированы метафорические образы и их место в художественном тексте на примере стихотворений известного узбекского поэта Хуршида Даврона (Поэт родился в древнем городе Самарканде (20.01.52). Автор 15 книг поэзии и прозы.Народный поэт Узбекистана.
В его переводах на узбекский язык вышли книги стихов Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Ояра Вациетиса, Мариса Чаклайса, сборник древней и современной японской поэзии «Листья моря». На русском языке: «Молодые поэты Ср. Азии» (Москва,1984), «Полет одинокой птицы» (Ташкент, 1990).
Толкование понятия «образ» впервые встречается в эстетических взглядах древнегреческого учёного и философа Аристотеля. Однако учёный в своём произведении «Поэтика» при разъяснении термина «мимесис» говорит об «эйдосе», который применялся вместо понятия «образа». Мимесис, т. е. подражание, создаётся путём интерпретации жизни1. Позже термин «образ» встречается в эстетических взглядах Гегеля.
В современном узбекском литературоведении дается следующее толкование термина «образ»: «Термин “образ” заимствован из русского, что в переводе на узбекский означает «отражение». К примеру, отражение человека в зеркале тоже можно назвать образом. Однако не секрет, что лексическое и терминологическое значения слов могут сильно различаться. Бесспорно, лексическое и терминологическое значения имеют некоторые общие моменты, однако специалист должен понимать под термином конкретное значение. По этой причине под термином «образ» мы подразумеваем художественный образ, являющийся образом мышления литературы и искусства» 2.
Русский учёный М. Б. Храпченко в книге «Горизонты художественных образов» утверждает, что при решении проблем, связанных с теорией художественного образа, всегда следует придерживаться мнения Гегеля. Поскольку поэтический образ у Гегеля это «единство общего и частного, то есть индивидуального, искусство, основывающееся на этом поэтическом единстве, исходит из абсолютного духа, а его целью является эмоциональное выражение той (литературной) абсолютности»3. Согласно этому, по мнению учёного, содержание произведения искусства составляет абсолютный дух.
Образ – изображение человека в произведении искусства. Образность может применяться в широком смысле, а художественный образ – в более узком значении. В широком смысле,помимо изображения человека, под поняти- ем «образ» могут подразумеваться описание пейзажа, деталей, предметов, животного мира, средства художественного описания и др. А в узком значении – лишь художественные картины человеческой жизни.
Группа талантливых узбекских поэтов ХХ века, являющихся авторами неповторимых образцов поэзии, верно подметили, что истинная поэзия всегда связана с реальностью и должна служить эстетическим потребностям человека.
Среди множества талантливых писателей узбекской литературы 70-х годов прошлого столетия особое место следует отвести Хуршиду Даврону. В современной узбекской поэзии он известен не только своими творче- скими идеями, объёмностью тем, размышлений, разнопланавостью чувств, но и как поэт — приверженец новых поэтических форм.
На сегодняшний день опубликовано несколько прозаических и лирических произведений Хуршида Даврона. Он является автором сборников жизнеутверждающих стихов «Закадычное солнце» (1979), «Яблоня в городе» (1979), «Ночные сады» (1981), «Полечу вместе с птицами» (1983), «Очи Тумариса» (1984), «Голос детства» (1986), «Феникс» (1987), «Полёт одинокой птицы» (1989), «За день до весны» (1997), а также прозаических произведений «Думы о Самарканде» (1991), «Внук Сахибкирана» (1995), «Сны Наджмиддина Кубро» (1997). Писатель прекрасно владеет и другим жанром – драмой, являясь автором драматических произведений «Звезда Алгул (Мирзо Улугбек)»,«Бабуршах» и «Аврангзеб».
В поэзии Хуршида Даврона лидирует дух свободы и независимости. Благодаря тому, что этот дух доминирует и в лирических, и в исто- рических произведениях, поэт сумел найти своё место в литературе. Он воспевает судьбу, трагедию, участь тюркских народов, радуется их счастью и сопереживает им в их несчастье.
Пережитую Родиной историю он описывает в стихотворении «Я голову положил тебе на грудь», широко используя образнные выражения, специфические метафоры, средства и поэтические символы:
Мен кўксингга бошимни ?ўйдим,
Сен чеккан ?ам, ?асратда куйдим.
Суйдим сенинг О?дарёнгни ?ам,
?амда ?орадарёнгни суйдим,
Эй, ?албимнинг онаси, Ватан!4
(Я голову положил тебе на грудь,
страдая от горя твоего.
Люблю я Акдарью (Белая река) твою,
а также Карадарью (Черная река),
О, Родина, ты матушка души моей!)
Всем очевидно, что Родина начинается с клочка земли. Кому не известна эта мудрость, тот не может чувствовать любовь к Родине. В стихотворении звучит голос души поэта. Положив голову на родимую землю, герой страдает от пережитого горя и мучений родной земли, и эти переживания отражаются в поэтических образах.
Поэзия Хуршида Даврона насыщена метафорическими образами. В поэтических образах, созданных с помощью таких слов и выражений, как «Цветут деревья, называя имя твоё», «Восходит солнце, имя твоё называя»,«Зовут тебя храбрые сердца», «О, Родина, ты матушка души моей!», «Словно спущенные в воду белые кораблики», «Наступай, утро светлое, наряжайся!», выражается безграничная любовь и преданность Родине. Именно поэтому поэт во весь голос поёт: «О, Родина, ты матушка души моей!», «Ты утро жизни моей, Родина моя». Ряд символических образов в стихотворениях поэта свидетельствует о том, что поэт готов справедливо и правдиво взглянуть на реальность, связанную с судьбой Родины, что он не равнодушен к участи своей отчизны и что на пути интересов народа, во имя возрождения прошлых традиций готов к любой борьбе.
Поэт наряду с защитой истории народа всегда стремится к честности, справедливости, добросовестности. Он хорошо понимает, что, не зная прошлого, нельзя понять суть настоящего. Взгляд в историю народа сквозь призму высокой духовности позволяет ему и другим ставить перед собой высокие цели. Подобные высокие чувства и переживания переданы следующим образом в стихотворении «Размышления у статуи Свободы в Самарканде»:
Бу ерда изтироб кўксимга битган
?иссалар тошини ир?итиб, тиниб
Шу ?утлу? заминнинг ?ўйнида ётган
Ботирлар ру?ини чорладим ёниб5.
(Чувствую я скорбь в душе своей,
Бросая камни повестей моих,
И горячо зову я дух богатырей,
Покоящихся в объятиях земли.)
Источником неволи поэт считает бессовестность и духовную бедность. А основным фактором, причиной, порождающей ее – бездеятельность, равнодушие, безразличие. История оживает на глазах поэта, он слышит голос богатырей. Сквозь землю на листья брызжут капли крови. Подобное явление пламенем охватывает сердце лирического героя, вызывает волну переживаний, в его сердце бушует огонь. Он призывает народ, совесть свою к бдительности, настороженности. Подобную зоркость поэт хочет видеть и в сердцах своих соотечественников. «Деревья – армия, боровшаяся за свободу», «Деревья – солдаты в расцвете сил», «Его сердце в груди словно огонь» – в этих строках поэт пользуется основным преимуществом метафорического образа, то есть сравнивает деревья с армией, боровшейся за свободу, солдатами в полном расцвете сил. Символ представляется в виде одной из форм образного выражения. Для передачи реального события, понятий и предметов поэт условно использует слова или словосочетания, употребляемые в переносном значении.
Великий критик В. Г. Белинский утверждал, что «в природе нет нашего духа, но в нас есть дух природы, ибо закон бытия таков, что высшее необходимо заключает в себе низшее. Да, у духа нашего есть общее с природою, – и это общее есть жизнь» 6.
Реальные события и происшествия, свидетелем которых был сам поэт, а также свои переживания он мастерски передаёт с помощью впечатляющих символических образов. Эти образы отображают, выражают переживания, связанные с личным «Я» поэта.
Как утверждает литературовед Улугбек Хамдам, «каждый период имеет свой образ, свои методы. Неповторимость, в большинстве случаев, определяет общее настроение человека того периода. Поскольку, насколько бы ни были глубоки человеческие мысли и воображение, они не могут полностью оторваться от невидимых уз своего времени»7.
Хуршид Даврон, размышляя о месте и времени, о земле, о независимости, о свободе и природе, о жизни, о сложностях жизни и природных противоречиях, о поражающих разум явлениях и трагедиях, дает собственную оценку всему этому. Своё отношение, свои внутренние переживания, глубокие чувства поэт выражает с помощью метафорических символов, составляющих суть творческой манеры Хуршида Даврона.
Примечания
1 См.: Аристотель. Поэтика. Тошкент, 1980. С. 7.
2 ?уронов, Д. Адабиётшуносликка кириш. Тошкент, 2008. С. 59.
3 Гегель, Г. Ф. Эстетика : в 4 т. Т. 1. М., 1968. С. 75.
4 Даврон, Х. Болаликнинг овози. Тошкент,1986. С. 3.
5 Там же. С. 17.
6 Белинский, В. Г.Избранные эстетические работы. М., 1986. С. 472.
7 ?амдамов, У. Бадиий тафаккур тадрижи. Тошкент, 2002. С. 90.