24 августа 1890 года французский фотограф Поль Надар (Надар (фр. Nadar; настоящее имя — Гаспар Феликс Турнашон, фр. Gaspard-F?lix Tournachon; 6 апреля 1820 года — 21 марта 1910 года) — знаменитый французский фотограф, карикатурист, романист и воздухоплаватель.), захватив «Кодак» и хороший запас 3,5-дюймовой пленки, выехал на «Восточном экспрессе» в Стамбул. Оттуда он добирается до Закавказья, затем — до Средней Азии. Проехавшись по Закаспийской железной дороге, осмотрев древние города и посетив Туркестанскую выставку, Надар 30 ноября возвращается в Париж.
НАДАР — ТИЦИАН ФОТОГРАФИИ
Многие художники, издатели и скульпторы во Франции яростно выступали против фотографии и ее невероятной популярности. Проклятьями по ее адресу были наполнены газетные статьи и карикатуры. Для художников фотография являла собой угрозу не только с экономической точки зрения: отвергались и ее попытки утвердиться в качестве вида искусства.
Лишь немногие хорошие художники стали заниматься фотографией и творчески ее использовать. Они остались в памяти как художники с камерой. Надар (псевдоним Гаспара Феликса Турнашона) являлся как раз таким художником. Домье на своих литографиях карикатурно представлял фотографию, считая ее бездушной и в то же время едко высмеивал буржуазию за ее отношение к этому новому изобретению. Надара, тем не менее, он уважал как человека и художника, который, не увлекаясь техническими достоинствами камеры, основное внимание уделял лицу и жестам, подчеркивая психологические характеристики своих субъектов. Он снимал так, чтобы поза выражала характер человека, как это выражает его лицо, делал заметной каждую скрытую черточку лица или тела, не позволяя бутафории или заднему плану помешать созданию характера личности.
Необыкновенной репутации Надара как фотографа способствовало то, что по просьбе великого французского художника-классициста Энгра он снимал каждого, чью фотографию хотел иметь художник. По свидетельству его биографа, Е. де Мирекура, Энгр рисовал свои замечательные портреты по этим фотографиям, не испытывая необходимости в том, чтобы ему позировали. Художники называли Надара «Тицианом фотографии».
Надар обратился к фото камере благодаря театру — он был театральным драматургом. Как художник, он был весьма уважаемым портретистом. Как журналист, он работал с Домье в качестве карикатуриста в журнале «Шаривари». В 1850 году в возрасте тридцати лет Надар был любимцем бульваров, известным своим остроумием, но ни театр, ни художественный салон, ни журнал не давали ему достаточно средств к жизни. Хотя и настроенный против фотографии, как и большинство других художников, он, тем не менее, стал совладельцем фотостудии своего брата Адриена в 1852 году, но это партнерство вскоре окончилось судебным разбирательством. В 1854 году Надар выпустил в свет «Пантеон Надар», огромную литографию, составленную из 240 карикатур, первую из запланированных четырех подборок. Он пришел к той же мысли, что и Дэвид Октавиус Хилл в свое время, — сначала сфотографировать своих клиентов, а уж потом рисовать карикатуры. Но в солидных томах «Галереи современников» появились не карикатуры, а великолепные репродукции портретов литераторов и других известных людей, сделанные с отличных репродукций оригинальных фотографий Надара.
Надар открыл свою фото студию на бульваре Капуцинов. Известные писатели, художники и композиторы нашли в этой студии такую сердечную атмосферу, что стали встречаться там регулярно. Надар фотографировал их всех: Мане, Коро, Дюма, Моне, Бодлера, Жорж Санд, Делакруа, Сару Бернар, Домье, Доре, Берлиоза, Вагнера и многих, многих других. Он каждый раз подписывал свои отпечатки, как художники подписывали свои гравюры или литографии.
Надар в 1874 году предоставил свою студию для проведения первой выставки импрессионистов. Нужны были мужество и смелость, чтобы противостоять официальному Салону и прессе, но это было типично для радикального республиканца Надара, который за пятнадцать лет до этого отказался следовать за Наполеоном III, так как не поддерживал кампанию императора против Австрии.
Надар был первый фотограф, успешно делавший снимки с воздушного шара в 1856 году. Его первая попытка окончилась неудачей, так как газ, выходивший из шара, повредил коллодий на его пластинах. Поднимаясь на воздушном шаре, проявляя мокроколлодионные пластины, сжавшись в маленькой проявочной, оборудованной в качавшейся и кренившейся корзине, Надар снял с высоты больше десятка видов Парижа.
Осада Парижа предоставила Надару идеальную возможность показать важность воздушной фотосъемки. 18 сентября 1870 года столица оказалась без всяких средств связи с внешним миром. По предложению Надара менее чем за неделю был подготовлен и запущен в небо воздушный шар «Нептун». Прусские ружья не могли достичь той высоты, на которой летел воздушный шар. За время 131-дневной осады 55 воздушных шаров покинули Париж, имея на борту пассажиров, почту и почтовых голубей. Птицы возвращались с донесениями, сфотографированными на тонкой коллодионной пленке (специальный процесс был разработан М. Дагроном), которую сворачивали в миниатюрные трубочки и укрепляли на хвосте птиц. Когда голуби возвращались на свои парижские голубятни, то миниатюрные цилиндры открывали, пленку помещали между двумя кусками стекла и проецировали на экран. Этот процесс увеличения фотографий был основан на принципе действия «волшебного фонаря» восемнадцатого века. Почтовая служба воздушных шаров и голубей связывала Париж с остальным миром в течение всей осады.
Надар был также одним из первых фотографов, делавших снимки при искусственном свете. Еще в 1860 году при электрическом свете с экспозицией примерно в 20 минут он снимал в Париже катакомбы и канализационные трубы. Организовав интервью с фотографиями (снимал его сын) со 100-летним ученым Мишелем Эженом Шеврелем, он положил начало фотожурналистике. Надар дожил до девяноста лет и умер в 1910 году.
18 августа 1874 года Поль Надар прибывает в Стамбул на Восточном Экспрессе, пересекает Кавказ через Тбилиси и Баку, затем достигает территорий русского Туркестана, современные Туркменистан и Узбекистан. Он объезжает регион в течение двух месяцев, сначала на поезде, направившись по Транскаспийской магистрали, затем на конной повозке, и привозит оттуда около 1200 негативов, которые представляют повседневную жизнь, памятники, пейзажи, строительство железной дороги и множество портретов.
Надар фотографирует большие пустынные пространства, пересекаемые Транскаспийской магистралью. Сегодня большинство этих земель обрабатывается и градостроительство простирается далеко за пределами оазисов.
Места, снятые Надаром, представляли совершенно другой вид в 1890 году, что делает из его репортажа документальное свидетельство огромного значения о регионе в конце XIX века. То же касается многочисленных архитектурных зданий (мечетей, медресе, караван-сараев, мавзолеев), по большей части разрушенных в момент его путешествия, и которые были впоследствии реставрированы.
Надар фотографирует улицы, скопления людей и жизнь на оживленных базарных площадях, бродячих торговцев, досуг кочевников и новое городское общество, семьи, играющих детей. Он снимает портреты местных руководителей, в частности, эмира Бухарского, которому он посвятил целую серию снимков.
Часть 8. Чарджуй и Амударья.
Чарджуй (бухарские владения). У городских ворот
Чарджуй. Базарные лавки
Чарджуй. Уличная сцена
Чарджуй. Цитадель
Чарджуй. Вид с цитадели
Чарджуйский бек
Чарджуйский бек
Чарджуй. Русский военный лагерь
На Амударье
Железнодорожный мост через Амударью
Часть 9. Фараб и Каракуль
В бухарских владениях. Князь Гагарин (слева) на станции Фараб
Станция Фараб
Поль Надар беседует с князем Гагариным
Генерал Анненков близ своего винодельческого хозяйства при станции Каракуль (бухарские владения)
Каракуль. Винодельческое хозяйство М. Н. Анненкова
Каракуль. Погреба винного завода М. Н. Анненкова
Каракуль. Хлопковое поле
Каракуль. Сушка табачного листа
Табак
Лошади генерала Анненкова
Прием, устроенный генералом Анненковым
Часть 10. Козлодрание
Бухарские владения. Поль Надар снимает конную игру бузкаши (козлодрание — перс.). Фото сделано князем Гагариным
Часть 11. Эмир Бухары и бухарское войско
Сеид-Абдул-Ахад-хан, эмир Бухары
Сеид-Абдул-Ахад-хан, эмир Бухары
Сеид-Абдул-Ахад-хан, эмир Бухары
Военный смотр
Бухарская артиллерия
Казарма
ПОЛЬ НАДАР В САМАРКАНДЕ
Paul Nadar, de la Turquie au Turkestan, 1890
La th?matique de mon blog est consacr?e aux Beaux-Arts. Avant d’avoir visit? cette exposition je n’avais pas l’intention d’?crire sur la photographie, car l’art de la photographie est un domaine ind?pendant dans les Beaux-arts. Mais apr?s avoir vu la magnifique exposition des photos du c?l?bre photographe fran?ais Paul Nadar, j’ai inconsciemment fait le parall?le avec la rubrique importante consacr?e ? l’Asie centrale antique sur art-blog.uz. J’ai eu l’envie de montrer quelques photos exceptionnelles pr?sent?es dans l’exposition, et qui t?moignent du travail titanesque accompli par les sp?cialistes pour restaurer les monuments de l’?poque m?di?vale de l’Asie centrale et de l’Ouzb?kistan en particulier.
L’exposition pr?sente 70 photographies prises par le photographe fran?ais Paul Nadar lors d’un reportage en 1890. Ces photos sont des tirages d’aujourd’hui ? partir des n?gatifs originaux conserv?s dans les archives photographiques du Minist?re fran?ais de la Culture (M?diath?que d’architecture et du patrimoine).
Le vernissage de l’exposition a eu lieu en pr?sence
de l’ambassadeur de France en Ouzb?kistan, M. Fran?ois Gauthier
Paul Nadar est n? ? Paris en 1856. A partir de 1874 il travaille dans le studio de son p?re, le c?l?bre photographe Gaspard-Felix Tournachon dit Nadar, portraitiste des c?l?bres ?crivains et artistes de son temps (Balzac, Wagner, Baudelaire, etc). Dans les ann?es 1886 et 1887 il dirige officiellement le studio familial. Comme son p?re au d?but il d?veloppe son art dans le genre du portrait. En 1890 il entreprend un long voyage qui doit le conduire ? l’exposition universelle de Tachkent. C’est justement ce voyage qui fait l’objet du th?me de l’exposition.
Apr?s avoir quitt? Paris, il arrive le 18 ao?t ? Istanbul par l’Orient Express, traverse la mer Noire apr?s avoir embarqu? ? Batoumi, puis le Caucase par Tbilissi et Bakou, pour atteindre les territoires du Turkestan russe, le Turkm?nistan et l’Ouzb?kistan d’aujourd’hui. Il parcourt la r?gion pendant deux mois, d’abord en train en empruntant la voie transcaspienne, puis en attelage ? cheval, et rapporte de cette exp?dition pr?s de 1 200 n?gatifs, qui repr?sentent la vie quotidienne, les monuments, les paysages, le chantier de construction de la voie ferr?e et de nombreux portraits. Ce reportage photographique de Paul Nadar s’av?re ?tre un des premiers « grands reportages » dans l’histoire de la photographie.
Les lieux photographi?s par Nadar pr?sentaient un tout autre aspect en 1890, son reportage est donc un t?moignage documentaire d’une grande importance sur la r?gion ? la fin du XIX?me si?cle. Nadar photographie la rue, les ?talages et la vie des march?s anim?s, les commer?ants ambulants, les nomades de passage et la nouvelle soci?t? citadine, les familles, les enfants qui jouent. Il fait aussi le portrait des responsables locaux, en particulier l’?mir de Boukhara auquel il a consacr? toute une s?rie de clich?s.
Благодарю Вас,Хуршид Даврон за сохранение исторических свидетельств в Вашей библиотеке.