Является ли Уильям Шекспир настоящим автором приписываемых ему произведений? При всей кажущейся парадоксальности, этот вопрос вот уже много лет не даёт покоя тем, кто считает официальную версию событий слишком простой и вступающей в противоречия с фактами. Сформировалось целое направление исследователей, которые называют себя нестратфордианцами. По их мнению, человек, крещённый 26 апреля 1564 года в английском городке Стратфорд-на-Эйвоне, не мог сам написать ни гениальных пьес, которые уже веками не сходят с театральных подмостков, ни проникновенных сонетов, являющихся для многих эталоном высокой поэзии. Актёр и совладелец театра «Глобус» по имени Уильям Шекспир был всего лишь маской, за которой скрывался подлинный автор. Но кто именно? На сегодняшний день существует уже около 80 вариантов ответа на этот вопрос.
Аноним по имени Шекспир
Виктор Банев
Журнал: Загадки истории, №17 — апрель 2015 года
Кто писал гениальные пьесы вместо английского актёра?
Является ли Уильям Шекспир настоящим автором приписываемых ему произведений? При всей кажущейся парадоксальности, этот вопрос вот уже много лет не даёт покоя тем, кто считает официальную версию событий слишком простой и вступающей в противоречия с фактами. Сформировалось целое направление исследователей, которые называют себя нестратфордианцами. По их мнению, человек, крещённый 26 апреля 1564 года в английском городке Стратфорд-на-Эйвоне, не мог сам написать ни гениальных пьес, которые уже веками не сходят с театральных подмостков, ни проникновенных сонетов, являющихся для многих эталоном высокой поэзии. Актёр и совладелец театра «Глобус» по имени Уильям Шекспир был всего лишь маской, за которой скрывался подлинный автор. Но кто именно? На сегодняшний день существует уже около 80 вариантов ответа на этот вопрос.
Грубый сын перчаточника
Откуда же взялась сама идея о том, что Шекспир не мог написать те 38 пьес, 154 сонета, несколько поэм и эпитафий, которые принято относить к его наследию? Дело в том, что в биографии Барда, как его называют в Англии, удивительно много белых пятен и сомнительных мест. А некоторые события его жизни и сохранившиеся документы ставят в тупик даже классических шекспироведов, не ставящих под сомнение его авторство.
Уильям из Стратфорда-на-Эйвоне родился в семье зажиточного горожанина, мастера-перчаточника Джона Шекспира. Несмотря на то, что Джон Шекспир входил в городской совет, он был совершенно неграмотен. Подписывая свадебный договор, он смог лишь поставить крестик. Интересно, кстати, что неграмотными, по некоторым сведениям, позже были и обе дочери Уильяма Шекспира. Одним словом, на семью гения все это никак не похоже.
Может быть, выходец из семьи простолюдинов получил хорошее образование? Тоже не похоже. Хотя в Стратфорде имелась бесплатная королевская школа, но не сохранилось никаких свидетельств, подтверждающих, что Уильям учился в ней. Сохранившиеся образцы почерка показывают, что писал он крайне неаккуратно. А ведь словарный запас в его пьесах по некоторым подсчётам достигает 29000 слов! Не слишком ли для недоучки?
Довольно странно выглядит и завещание, оставленное Шекспиром после смерти. Это довольно подробный документ, в котором расписывается, кому причитается какое имущество. Там упомянуты даже кухонная утварь и две кровати (одну из которых он оставил своей дочери, а «вторую по качеству» — жене). Но вот странность — в завещании великого драматурга нет ни слова о его пьесах! Хотя на тот момент 18 из них были не опубликованы, и разумно было бы доверить их (как и соответствующие доходы) близким людям. Также не упомянуто в завещании ни одной книги, хотя в 17-м веке каждый фолиант был изрядной ценностью. А у автора с таким кругозором, какой демонстрирует в своих произведениях Шекспир, библиотека должна была быть приличной!
Кстати, о кругозоре. Во многих пьесах Шекспир демонстрирует глубокое знание и понимание жизни высших кругов общества и придворных нравов. Он разбирается в философии, политике, истории, дипломатии. Знает толк в аристократических развлечениях, таких как соколиная охота или игра в мяч. К простолюдинам же Шекспир, напротив, относится довольно снисходительно и насмешливо. Всё это довольно странно для человека неблагородного происхождения.
Драматург или журналист?
Вместе с тем не вызывает никаких сомнений, что человек по имени Уильям Шекспир действительно существовал. Он играл в театре, он ставил и издавал пьесы, которые подписывал своим именем, и получал за это деньги. Нестратфордианцы уверены, что актёр театра «Глобус» был нанят неким человеком (или группой людей). Этот настоящий автор (или авторы) писал свои произведения, передавал их Шекспиру, а тот уже представлял их публике.
Зачем это могло понадобиться? Дело в том, что это для нас пьесы Шекспира — замшелая классика. Несмотря на то что многие темы, поднимаемые в них, вечны, все же театральным режиссёрам порой приходится немало потрудиться, чтобы придать им современное звучание. Но в 16-17 веках всё было совсем иначе. Почти все шекспировские произведения имеют политическую подоплёку. Некоторые даже можно назвать «журналистикой», настолько они в своё время были актуальны и остры.
Например, пьеса «Ричард II», в сюжете которой есть момент свержения короля-тирана волей парламента, воодушевляла участников так называемого «мятежа Эссекса» против королевы Елизаветы I. После этого она даже попала под цензурный запрет на несколько лет. А в «Ричарде III» Шекспир, наоборот, стремился угодить правящей королеве и изобразить Ричарда Йорка злодеем, которого сверг дед Елизаветы — король Генрих VII Тюдор. Созданный им образ безнравственного чудовища оказался настолько ярким, что затмил настоящего Ричарда. И до сих пор большинство представляет себе характер Ричарда III (который по большому счёту был ничем не лучше и не хуже других монархов того времени) по пьесе Шекспира, а не по историческим свидетельствам.
Одним словом, Шекспир занимался достаточно рискованным делом. За слишком смелую пьесу можно было лишиться свободы, а то и головы. Но вот странность: даже за скандальную постановку «Ричарда II» не последовало никакого наказания. Почему? Не потому ли, что власть имущие знали, что совладелец «Глобуса» — всего лишь ширма? А настоящего автора не трогали либо потому, что не знали его имени, либо потому, что это была слишком высокопоставленная персона.
Идея о том, что пьесы Шекспира писал кто-то другой, впервые была сформулирована ещё в середине 19-говека. С тех пор сторонники этой теории планомерно перебирают всех хоть сколько-нибудь заметных людей шекспировской эпохи, чтобы понять, кто из них мог быть подлинным Бардом.
Шифр Фрэнсиса Бэкона
Проблема в том, что уместить все творчество Шекспира в рамки жизни одного человека очень трудно. Поэтому почти сразу появилась версия о «групповом авторе». На роль руководителя этой группы прочили выдающегося английского философа, политика и учёного Фрэнсиса Бэкона. Под его началом якобы работали такие люди, как знаменитый конкистадор Уолтер Рэли, стремившийся найти Эльдорадо; Великий камергер Англии Эдуард де Вер, граф Оксфорд; поэт Эдмунд Спенсер и драматург Кристофер Марло. Некоторые, впрочем, всё-таки считают настоящим автором кого-то одного из них. А другие включали в группу саму королеву Елизавету, которая, по свидетельствам современников, была не чужда поэзии.
Фрэнсис Бэкон — действительно крайне интересная фигура. За свою жизнь он успел позаниматься огромным количеством вещей. Активно участвовал в политике, увлекался алхимией. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание — сила!», и он считается основоположником эмпиризма — познания мира через опыт. Ещё в конце 19-го века было найдено несколько тысяч параллелей между цитатами Бэкона и Шекспира. Кроме того, «бэконианцы» указывают на большое количество различных юридических нюансов, так или иначе упоминаемых Шекспиром. Бэкон же был королевским адвокатом и юриспруденцию знал отлично.
Особый интерес этой версии придаёт то, что Бэкон славился как знаток криптографии. А потому многие до сих пор уверены, что в пьесах Шекспира спрятан тайный код, через который можно раскрыть и подлинное авторство, и другие тайны. Некоторые даже утверждали, что им удалось его обнаружить и расшифровать. Так, исследователь Исаак Плат был уверен, что труднопонимаемое латинское слово honorificabilitudinitatibus, которое встречается в пьесе «Бесплодные усилия любви», на самом деле является анаграммой. Если её расшифровать, получится «Hi ludi F. Baconis nati tuiti orbi», то есть: «Эти пьесы, отпрыски Ф. Бэкона, сохраняются для мира». Правда, его аргументы никто не воспринял всерьёз, так как бесконечной перестановкой букв в принципе можно получить почти любой результат из любого текста.
Придворный круг
Другой очень популярный кандидат на роль «настоящего Шекспира» — Эдуард де Вер, граф Оксфорд. Он был известен как покровитель актёрских трупп и музыкантов, а кроме того, сам писал стихи и пьесы. Однако его пьесы ставились лишь в придворном театре, а писать для простолюдинов было ниже достоинства аристократа того времени. Это и подтолкнуло графа к тому, чтобы нанять Шекспира в качестве «ширмы».
Связь де Вера с шекспировскими произведениями прослеживается в некоторых деталях его биографии. В частности, он неоднократно путешествовал по Италии и Франции, в том числе по тем местам, где происходит действие некоторых пьес. По мнению автора книги «Шекспир опознан» Дж. Томаса Луни, в «Гамлете» граф Оксфорд изобразил в виде страдающего и непонятого окружающими принца датского самого себя. Также весьма популярна версия (не так давно воплощенная в голливудском фильме), что Эдуард де Вер был любовником Елизаветы I и даже имел от неё сына. Этот незаконный отпрыск известен как граф Саутгемптон, который считается одним из главных покровителей Уильяма Шекспира.
Прочат в «Шекспиры» и других заметных аристократов елизаветинской эпохи. Например, Уильяма Стэнли, графа Дерби. Мало того что его инициалы совпадают с шекспировскими (W.S.), так ещё и по датам жизни он очень близок к актёру из «Глобуса». Правда, других убедительных доказательств (кроме все тех же путешествий по Европе и второстепенных биографических деталей) нестратфордианцы так и не нашли.
Роджер Меннерс, граф Ратленд, по мнению многих, тоже мог написать некоторые пьесы и сонеты Шекспира. Причём не один, а вместе с женой, Елизаветой Сидни. Эту версию активно разрабатывал российский историк Илья Гилилов. Некоторые факты из жизни графа Ратленда действительно поражают. Например, его однокашниками в Падуанском университете были студенты, которых звали Розенкранц и Гильденстерн, так же как персонажей Гамлета! Тогда же, в студенческие годы, Роджеру Меннерсу дали прозвище «потрясатель копьём», то есть буквально Shake-speare. Граф Ратленд участвовал в том самом мятеже Эссекса. А за годы, когда он после этого находился в тюрьме и ссылке, не вышло ни одного нового произведения Шекспира. Наконец, литературная деятельность Уильяма Шекспира закончилась в 1612 году, хотя Бард прожил ещё четыре года. А вот Роджер Меннерс скончался именно в 1612 году!
Поэт, да не тот
Ещё одна яркая версия состоит в том, что настоящим автором пьес Шекспира мог быть его коллега по перу — драматург Кристофер Марло. Помимо литературной деятельности, Марло был агентом английской секретной службы, которая при Елизавете I была очень хорошо организована. Однако шпионом он оказался не самым удачливым и 30 мая 1593 года был убит. Некоторые нестратфордианцы считают, что на самом деле смерть драматурга-агента была инсценировкой, необходимой для того, чтобы уберечь его от реального покушения. После этого Марло ушёл на «заслуженный отдых» и стал писать стихи и пьесы в удовольствие, публикуя их через Уильяма Шекспира, с которым был отлично знаком. Главная слабость всех нестратфордианских теорий состоит в том, что они предполагают участие в заговоре огромного количества людей, каждый из которых должен был хранить тайну подлинного авторства на протяжении десятилетий и ни разу не проболтаться. Учитывая, что все предполагаемые «Шекспиры» — люди весьма публичные, это было бы крайне трудно.
Если же предположить, что правду знали только сам Шекспир и настоящий автор, то удивляет, как могли люди, каждый день общавшиеся с Уильямом из Стратфорда-на-Эйвоне, не замечать подлога. А ведь творчество Шекспира высоко оценивали его современники. Например, Бен Джонсон, который при жизни был признан величайшим драматургом Англии. Если бы Шекспир действительно был тем необразованным и грубым человеком, каким его изображают нестратфордианцы, то это невозможно было бы скрыть в личном общении. Невозможно выдавать себя за автора «Гамлета», если ты не можешь связать двух слов!
В биографии Шекспира действительно хватает загадок. Но он вовсе не уникален в этом. Очень мало мы знаем о тех же Бене Джонсоне или Кристофере Марло, которые при жизни превосходили Шекспира по популярности (ведь величайшим поэтом его стали считать лишь в 19-м веке). Однако именно личность Уильяма Шекспира продолжает тревожить умы и провоцировать на появление всё новых и новых версий, касающихся его жизни. И это ли не подтверждение его подлинной гениальности?