Мухаммад — Посланник Божий. Аннемари Шиммель

011   Эта книга является результатом моей 40-летней любви к Пророку ислама. Во втором десятилетии своей жизни я познакомилась с именем Мухаммад в качестве мистической личности, которая вызвала во мне небывалый восторг. В те годы, характеризующиеся восприимчивостью души, книга бенгальского историка Сейед Амира Али под названием «Жизнь и учение Мухаммада» и научное исследование Андрэ были произведениями, которые были мне интересны, и которые вдохновляли меня.

001
МУХАММАД-ПОСЛАННИК БОЖИЙ
Аннемари Шиммель
002

065Аннемари Шиммель (нем. Annemarie Schimmel, 7 апреля 1922, Эрфурт — 26 января 2003, Бонн) — немецкий религиовед, арабист и иранист, крупнейшая исследовательница исламского мистицизма, переводчик восточной поэзии.С 15 лет брала уроки арабского языка. В 1939 поступила в берлинский Университет Фридриха-Вильгельма (ныне — Гумбольдтовский университет), который и закончила. С 1946 — профессор арабистики и исламоведения Марбургского университета. Защитила здесь докторскую диссертацию по истории религий в 1954. С 1954 — профессор истории религий в университете Анкары, провела в нём пять лет. В 1967—1992 — в Гарвардском университете. Преподавала также в Тегеране, Лондоне, Эдинбурге. Почётный профессор Боннского университета.Автор более 100 книг об исламе и переводов арабской, урду, хинди, персидской, турецкой поэзии (Руми, Халладж, Икбал и др.) на английский и немецкий языки.Лауреат многих наград, включая Премию мира немецких книготорговцев (1995) и пакистанский государственный орден «Ситара-и-имтияз». Труды А.Шиммель широко признаны в странах Востока.

99

В предисловии к своей книге она пишет:
«Эта книга является результатом моей 40-летней любви к Пророку ислама. Во втором десятилетии своей жизни я познакомилась с именем Мухаммад в качестве мистической личности, которая вызвала во мне небывалый восторг. В те годы, характеризующиеся восприимчивостью души, книга бенгальского историка Сейед Амира Али под названием «Жизнь и учение Мухаммада» и научное исследование Андрэ были произведениями, которые были мне интересны, и которые вдохновляли меня. В студенческие годы, учась в Берлинском университете, я также получала удовольствие от сочинения Сулеймана Чалаби о Пророке. После нескольких лет исследований я осознала, что его светлость Мухаммад, этот божественный и мудрый посланник, является заключительным звеном в цепи божественных Пророков, который преподнес человечеству последнюю религию небесных откровений — учение, вобравшее в себя все предыдущие небесные религии, и в то же время по-новому отобразившее их общие принципы с той самой первоначальной чистотой и принципиальностью.»

Профессор Аннемари Шиммель с юных лет питала склонность к изучению восточных и исламских материалов. Впоследствии она предприняла первый шаг в сфере просвещения истины исламского вероучения на Западе. Разумеется, тот ислам, который знала Анне Мари Шимель на протяжении полвека, явно отличался от ислама, представлявшегося европейскими учеными и христианскими священниками, не знакомыми с исламом. Они хотели исказить божественные откровения и представить Пророка ислама жестоким и воинственным человеком. Шиммель называла эту действительность горькой и мучительной, а после изучений в области ислама она написала:

«Ислам является учением, крайне превратно интерпретированным на Западе и обвиненным невежественными, а возможно, и корыстными людьми в нереальных актах».

Шиммель написала свыше 100 книг по исламской культуре и мистицизму, а также книги о видных личностях исламского мира на немецком, английском и арабском языках. Одним из произведений Шиммель является книга «Мухаммад — Посланник Божий». Эта книга была издана на немецком и английском языках. Как видно из слов ее автора, она превозносит Пророка ислама больше остальных божественных посланников. Широкий горизонт видения этого востоковеда обращает внимание на различные грани личности святого Пророка ислама. Она собрала выдержки из высказываний мусульманских мыслителей и мистиков и передала их читателю в виде трогательных и восторгающих выражений. Слова Шиммель в этом произведении лишены фанатизма и дружелюбны.

Оппонентами Шиммель в книге «Мухаммад — Посланник Божий» являются западные не мусульмане. Она старалась, представив духовный и гуманный образ Пророка ислама, исправить искаженное представление об этой великой личности, сложившееся в умах людей на Западе, и представить его в качестве пророка милости и любви. Особенностью Шиммель является то, что она совершила много поездок в исламские страны, вследствие чего осознала глубокую любовь и расположение мусульман к Пророку. В этой связи она пишет:

«Следование мусульманами Сунне Мухаммада и подражание благопристойному поведению Пророка побуждают к их восхвалению. Именно в силу этих качеств Посланник Божий (да благословит Аллах его и его семейство!) пользуется особой любовью среди своей уммы. Он властвует сердцами мусульман».

Цитируя австралийского писателя Артура Джафари, Шиммель говорит:

«Невежественные христиане причинили боль мусульманам. И это произошло в силу не способности немусульман осознать величие Пророка и почет, которым он пользуется». Шимель убеждена, что Запад выдвигает несправедливые суждения относительно его светлости Мухаммада — пророка, который, по ее словам, смог создать самое успешное из всех религиозных учений на планете. В этой связи она говорит: «В наши дни, бдительность мусульман и новое познание ими самих себя вызывает удивление Запада, который на протяжении долгих лет считал, что ислам находится на грани исчезновения. Однако это новое самопознание побудило Запад заново изучить основные религиозные и социальные воззрения мусульман с целью лучшего осмысления исламской культуры. Я в свою очередь хочу показать не мусульманскому читателю, что Мухаммад является превосходным символом совершенства и эталоном для каждого человека, который желает подражать ему во всех своих поступках и жизненных делах. Любовь мусульман к Мухаммаду (да благословит Аллах его и его семейство!) — предельно сильна и глубока. На протяжении многих веков очень многие оказывали ему уважение и прибегали к его помощи. Самыми высокими и благородными именами называли именно его. Этот пророк навечно останется эталоном добра для всех тех, которые во время намаза свидетельствуют о том, что он — поистине Посланник Божий».

В первой главе своей книги Шиммель отмечает достоинство Пророка и пишет:

«Его светлость Мухаммад был погружен в океан мыслей и был в поисках чего-то более высокого и лучшего, чем традиции и обычаи, бытующие в обществе в те времена. Он часто уходил в пещеру Хара, которая находилась в предместьях Мекки. Именно там он и находился во время, когда первое божественное открытие овладело его душой, и было ниспослано небесное откровение».

Мухаммад говорил, что в аятах Корана многократно повторяется, что он — человек; человек, особым преимуществом которого является то, что он наделен даром принятия откровений Всевышнего Создателя. Его светлость знал, что все получаемое им является ничем иным, как неописуемая милость Единого Создателя. Он был избран для того, чтобы служить посредником в деле передачи божественных благ людям. Выражения «Свидетельствую, что нет божества, кроме единого Господа» и «Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Божий» говорят о том, что образ жизни Мухаммада на личной и общественной аренах является авторитетным и оказывающим помощь для правоверных. Иными словами, поведение его светлости является для людей высочайшим авторитетом и мерилом.

Представляя Пророка, Аннемари Шиммель говорит:

090«Его светлость Мухаммад (ДБАР), будучи самым благонравным из людей, был наделен также весьма приятной и привлекательной внешностью. Телесная прелесть Пророка являлась по сути отражением его внутренней красоты, поскольку Всевышний Создатель сотворил его совершенным человеком. О восхитительном благоухании, присущем Пророку, была сложена легенда, по которой в ту ночь, когда его светлость вознесся на небеса и направлялся к божественному престолу, несколько капель его благословенной сущности упали на землю, на месте которых взошли ароматные цветы. Вдохновляясь превосходным нравом и достойными качествами Мухаммада, поэты, мистики и литераторы сочиняют о них произведения искусства.

По мнению этого германского востоковеда, если западные читатели, которые в большинстве своем имеют нереалистичное представление о Мухаммаде, осознают, что важнейшей особенностью Пророка являлась скромность и великодушие, они удивятся. Многочисленные источники, неизменно повествуя о доброте и милости Мухаммада, упоминают о его особой благосклонности к слабым и обездоленным. Простой и скромный образ жизни Мухаммада и его домочадцев также являлся одной из причин любви, которую люди питали к ним. Пророк славился также своей безмерной любовью к детям. Его светлость здоровался и играл с ними на улицах. Также нельзя упускать из виду и беспредельное уважение, которое Пророк испытывал по отношению к матерям.

Аннемари Шиммель указывает на способности Мухаммада управлять делами бренного и загробного миров и пишет в этой связи:

«Еще одной гранью жизни Мухаммада является сочетание религии с правительственными вопросами. В представлении мусульман его светлость для пропаганды божественного призыва должен был использовать мирские средства, чтобы обратить людей к пути спасения и счастья. И эта особенность удваивает величие и подлинность миссии Мухаммада. Вдохновляясь этим образом жизни, мусульмане, в отличие от западных либералов, не отделяют религию от политики. В общем следует сказать, что печать Божественных Пророков в делах джихада и мира, в пути и дома, в религиозных и мирских вопросах на каждом этапе своей жизни является безупречным примером духовного совершенства. Все его деяния запечатлены в истории в качестве бессмертного эталона гуманности, духовности и чистоты».

Шиммель указывает на способности Мухаммада управлять делами бренного и загробного миров и пишет в этой связи:

«Еще одной гранью жизни Мухаммада является сочетание религии с правительственными вопросами. В представлении мусульман его светлость для пропаганды божественного призыва должен был использовать мирские средства, чтобы обратить людей к пути спасения и счастья. И эта особенность удваивает величие и подлинность миссии Мухаммада. Вдохновляясь этим образом жизни, мусульмане, в отличие от западных либералов, не отделяют религию от политики. В общем следует сказать, что печать Божественных Пророков в делах джихада и мира, в пути и дома, в религиозных и мирских вопросах на каждом этапе своей жизни является безупречным примером духовного совершенства. Все его деяния запечатлены в истории в качестве бессмертного эталона гуманности, духовности и чистоты».

Великие личности, оказавшие своими мыслями и воззрениями влияние на мир, подобны блестящим звездам во Вселенной, остающимся на жизненном небосклоне человечества соразмерно влиянию, которое они на него оказывают. Эти люди познаются благодаря преобразованиям, которые они воспроизводят в обществе, а также через мыслителей, изучающих их особенности и качества. Лучезарная и божественная личность его светлости Мухаммада (ДБАР) является залогом создания великой человеческой цивилизации в мире. Этот несравненный человек восхвален своими последователями. Мыслители, мистики и философы посвятили множество произведений его величию. Кроме того, он оказался объектом внимания и восхваления и не мусульман. Несмотря на то, что некоторые относились к его светлости со злобой и неприязнью, однако многие мыслители и мудрецы, которые, сочиняя свои произведения, руководствовались принципом справедливости, преклонили голову перед величием и совершенством этого воплощения добра.

Аннемари Шиммель называет его светлость Мухаммада (ДБАР) «сияющим светилом» и говорит:

«Свет искрился во всем существе Мухаммада. Всевышний Господь озарил своим светом, не ограничивающимся временем и местом, Вселенную благодаря Мухаммаду. Мухаммад — ясный свет, просиявший из мира высшего и озаривший собой мир. Божественный свет воплотился в Адаме, а затем и в других пророках, и, наконец, достиг совершенства в Мухаммаде».

Далее г-жа Шиммель обращает внимание читателя на то, что несмотря на то, что «Мухаммад достиг высочайших пределов духовности, он оставался рабом Создателя и Его творением даже, занимая самый высокий пророческий сан. Это — именно то, о чем мусульмане признаются в своих намазах перед тем свидетельствуют о посланнической миссии Мухаммада, — они признают, что Мухаммад — раб Божий. Человеческий образ Пророка был созвучен его духовному облику. Мистики вдохновлялись светом Мухаммада и превозносили его человеческие качества красивыми литературными и философскими выражениями».

В одном из разделов книги «Мухаммад — Посланник Божий» автор подвергает анализу истину пророчества. По мнению профессора Шиммель, человек, которому Создатель поручил миссию наставить людей на путь истинный, должен обладать возвышенными и совершенными качествами, а его главной особенностью должна быть правдивость и праведность.

В этой связи она пишет:

«Мухаммад с самого детства избегал недостойной традиции поклонения идолам в Мекке и сторонился игр со своими сверстниками. Фактически, следование Мухаммаду (ДБАР) важно ввиду того, что он не был подвержен никаким грехам и ошибкам, благодаря чему стал эталоном и примером для людей даже в самых незначительных жизненных вопросах. Он никогда не позволял греховной пыли осесть на его непорочной и чистой душе. Мухаммад — совершенный человек, обуздавший плотские и чувственные инстинкты. В жизни он неизменно выполнял желание Всевышнего Господа, заставив шайтана сдаться перед своей непобедимой волей. Эти превосходные качества отражены и в молитвах мусульман. Они просят Господа помочь им украсить свои души прекрасными качествами, присущими Мухаммаду. Качества и особенности Мухаммада — столь уникальны и неповторимы, что мыслители утверждают, не следует сравнивать Пророка с другими земными властителями и политиками ради сохранения безграничного почета, которым пользуется Пророк».

Как отмечает германский исследователь, книги, написанные востоковедами об исламе и жизни Пророка, в большинстве своем сопровождались политическими интересами или особыми культурными целями. Значительный рост ислама и удивительная притягательность личности Пророка способствовали тому, что некоторые европейские священнослужители стали высказываться по поводу Пророка не из искренности и справедливости, а с целью обесценить путь и учение его светлости в глазах общественности.

Профессор Шиммель в другой части своей книги называет чудеса Пророка ислама показателем духовной личности его светлости и пишет:

«Коран не только указывает на достойные и благородные качества и деяния Пророка, но также повествует о некоторых тайных событиях его жизни. Толкователи Корана, известные улемы, а также мистики и поэты нашли в Коране большое количество тем и написали на его основе множество красивых рассказов и историй». Далее профессор Шиммель добавила: «Отсутствие образования у Мухаммада также считается одним из его чудес. Действительно, как мог человек, не умеющий читать и писать, владеть точными знаниями о прошлых и грядущих событиях? Знания, ниспосланные Пророку Создателем без посредников, предоставили ему возможность знать все в мире, даже будущее, и воссоздать в обществе глубокое преобразование». Внимательно изучив жизнь Пророка ислама, Шиммель всей душой принимает кораническое послание о том, что святой Пророк является милостью для всех землян.

В этой связи она пишет:

«Согласно этому аяту Корана, правоверные могут с твердостью положиться на него, поскольку они знают, что их пророк может воскресить мертвые души и укрыть под сенью своей милости влюбленные сердца».

В представлении этого германского профессора «величие Пророка можно осознать даже по его именам. Такие имена, как Мухаммад — «Прославленный» и Ахмад — «Самый славный» имеют особый смысл. Такие поэты, как Аттар Нишабури и Джами, называют Пророка красивыми именами. Мусульмане испытывают особое уважение к имени святого Посланника Божьего. Они не произносят имя Пророка без того, чтобы послать ему приветствия и саляват (испрашивание Аллаха благословить Пророка Мухаммада и его семейство). Саляват с самых древних времен приобрел особое место в намазе. Саляват — это своего рода молитва, подчеркивающая величие и почет Пророка. Правоверные всем своим существом чувствуют, что Мухаммад наблюдает за их поступками и поведением. Это твердое убеждение способствовало превращению приветствий и хвалы, посылаемых Мухаммаду, в прекрасное украшение мусульманских собраний».

Прославление места, положения и личности Пророка поэтами — вопрос, на который Аннемари Шиммель обращает внимание в своей книге. Она приводит примеры стихов, посвященных его светлости Мухаммаду (ДБАР). По этому поводу она пишет:

«Сам факт прославления Посланника Всевышним Господом осложнил работу сочинителям панегириков и хвалебных од. По словам египетского мыслителя Бусайри, само то, что язык не в силах подобрать слова, достойные высокого сана Пророка, является одним из чудес святого Пророка (ДБАР)».

Мир и благословение последнему Посланнику Божьему — его светлости Мухаммаду (ДБАР), являющемуся милостью для всех землян!

0021

Оставьте комментарий