5 июня — День рождения выдающегося азербайджанского поэта Вагифа Самедоглу
Не то чтобы он не мог определиться со своим призванием, просто ему было интересно все. Писатель, поэт, драматург и музыкант Вагиф Самедоглу (5 июня 1939 — 28 января 2015) посвятил свою жизнь творчеству во всей ее полноте.
ВАГИФ САМЕДОГЛУ — ПОЭТ БУДУЩЕГО
Вагиф Самедоглу родился 5 июня 1939 года в городе Баку. Окончив в 1956 году музыкальную школу имени Бюльбюля, он получил высшее образование в Азербайджанской государственной консерватории по классу фортепиано, а затем прошел специальный курс в Консерватории имени П.И.Чайковского в Москве. Начав трудовую деятельность в 1963 году в Азербайджанской государственной консерватории в качестве преподавателя, Вагиф Самедоглу в 1968-1973 годах занимал должности заведующего отделом искусств в Главной редакции Азербайджанской советской энциклопедии», в 1973-1975 годах — сценариста на киностудии «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы, в 1978-1982 годах — редактора в издательстве «Язычы», в 1982-1985 годах — заведующего литературной частью вновь на киностудии «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы, а в 1992-1994 годах работал главным редактором независимой газеты «Огуз эли» Союза писателей Азербайджана.
В 2000-2010 годах Вагиф Самедоглу избирался депутатом Милли меджлиса двух созывов. В тот период он был членом делегации парламента Азербайджана в Парламентской ассамблее Совета Европы.
Литературная и общественно-политическая деятельность Вагифа Самедоглу была высоко оценена государством. Он был удостоен высших наград — орденов «Шохрат», «Шараф» и «Истиглал».
Он о себе
Будучи одним из талантливых мастеров, принесших в 60-х годах прошлого столетия новую атмосферу в литературную среду нашей страны, Вагиф Самедоглу на протяжении более полувека вносил ценный вклад в сокровищницу слова нашего народа. Его творчество составляет особый этап новой поэзии в современной азербайджанской литературе. Каждое осмысленное выражение в произведениях мастера связано с богатым литературно-художественным наследием азербайджанского народа, неисчерпаемыми возможностями национального фольклора и достижениями мировой литературы. Самедоглу в присущем ему стиле создал неповторимую панораму и преисполненный поэтическими находками богатый мир философско-лирических рассуждений о жизни и времени, мире и человеке. В разнообразных темах, к которым обращался Вагиф Самедоглу, он постоянно держал в центре внимания яркий образ Родины.
Лирика Вагифа Самедоглу, которую литературная критика всегда высоко ценила как поэзию мысли, сочетая в себе общечеловеческое и национальное начала, благодаря призыву к осмысленной жизни и размышлениям завоевала симпатии широкой массы читателей. Мастер, который был гармонично и тесно связан с современной эпохой, используя единство традиций и новаторства, возможности свободного стиха, добился полноценного и развернутого описания психологии современного человека. Будучи литературным наследником Самеда Вургуна, он сложил на слова поэта, мастерски пользовавшегося неисчерпаемыми возможностями родного языка, множество песен, которые и сегодня исполняются с любовью.
И действительно, он был автором нескольких сотен лирических стихотворений, да и сам Самедоглу выбрал для себя лаконичный псевдоним «Лирик». Его поэзия, так же как и его драматургия, отличается удивительной беззлобностью. И лирикой ее можно назвать только в самом широком смысле, так как она скорее о любви ко всему лучшему, что есть в нас. Он не был мрачен, стихи его передавали, фиксировали данное, вполне конкретное настроение. А к жизни Самедоглу относился с оптимизмом настоящего лирика: «Старость, старость… Вспомнилось, как однажды, когда я был очень молодым, встретил на улице легендарного, уже пожилого ханенде Хана Шушинского. А когда я подошел к нему, поздоровался и спросил: «Как дела?» — он дал неожиданный ответ: «Подлость лучше старости»».
Тем не менее его творчество разнообразно и затрагивает не только разные темы, поэтические приемы, но и разные смыслы и эмоциональные состояния.
Вагиф Самедоглу был автором цикла произведений для театра и кино, обладающих высокими художественными качествами. Эти произведения, отличающиеся красочностью и силой воздействия художественных средств, направляющие внимание на судьбоносные нравственные проблемы, принесли ему славу драматурга. Вагиф Самедоглу с чувством глубокой гражданственности относился к процессам, происходившим в жизни страны и общества, и в то же время был известен как общественный деятель. Выступая с идеологии азербайджанства, он прилагал все свои силы и способности для развития нашей культуры, сохранения наших национально-духовных ценностей.
Его новаторство
Друг Самедоглу — поэт, писатель, переводчик, председатель Центра художественного перевода и литературных отношений Союза писателей Азербайджана, редактор журнала «Dцnya яdяbiyyatы» Салим Бабуллаоглу так рассказывает о нем: «Вагиф Самедоглу был одним из крупнейших поэтов XX века, новатором, одним из реформаторов азербайджанского свободного стиха, который был основан Расулом Рзой».
Будучи большим талантом в совершенно разных областях, Самедоглу внес огромный вклад в первую очередь в национальную поэзию.
«Наряду с Фикретом Годжа и Али Керимом он обновил стиль поэзии, «очеловечил» язык свободного стиха, его стихи стали говорить на простом азербайджанском языке», — расcказывает Бабуллаоглу. — Он и другие наши крупные поэты-шестидесятники восстановили метафизический пласт, характерный для досоветской азербайджанской поэзии — то есть темы Аллаха, одиночества, бренности человека, смерти, тоски». Он вывел в советские годы эти темы из-под негласного запрета и подарил их новому поколению, как бы сказав: «Да, и об этом писать можно и нужно!».
«Кроме того, он был и видным общественным деятелем, постулировал мир свободы Азербайджана, — говорит его друг. — Когда мы думаем о современном свободном и независимом Азербайджане, то первые искры этой свободы жили, развивались и отстояли себя в стихах Вагифа Самедоглу».
Его форпост культуры
В тяжелые 90-е людям было не до литературы, это было, пожалуй, самое трудное время для творческой интеллигенции Азербайджана. Закрылись почти все литературные журналы, не издавались книги. Люди просто перестали их покупать. И именно тогда, в самые суровые времена войны, дикой инфляции и разрушения систем ценностей, Самедоглу удалось собрать единомышленников и создать литературный журнал «Огуз эли» при Союзе писателей Азербайджана, который не только был форпостом культуры, но и в условиях нищеты давал пишущим интеллигентам, людям творческих профессий небольшой заработок.
Его ностальгия
Говоря о человеческих качествах Вагифа Самедоглу, Бабуллаоглу сравнивает его с Осипом Мандельштамом: «Как в его стихах, так и в его мировоззрении чувствовалась ностальгия по мировой культуре. Исходя из этого, я могу назвать Вагифа Самедоглу аккумулятором традиций мировой культуры, который доносил ее до нас посредством азербайджанской поэзии», — говорит Бабуллаоглу.
Тем не менее Самедоглу нельзя было назвать консервативным в восприятии тенденций мировой прозы и поэзии, он всегда «держал руку на пульсе». «Он был очень интересным собеседником, мы много говорили с ним о мировой культуре и литературе, в том числе о современной, — вспоминает его друг. — Он был эпохальным человеком, другом всех поэтических литературных поколений».
Его джаз
Далеко не все хорошо знакомы с его талантами и в основном воспринимают Самедоглу как поэта. Во многом это связано с «тенью отца», как известно, он был сыном известного поэта Самеда Вургуна. Он обладал прекрасным слухом, окончил музыкальную школу Бюльбюля, консерваторию, а затем и знаменитую московскую консерваторию имени Чайковского.
У молодого талантливого музыканта Самедоглу была возможность навсегда остаться в музыке, он любил, просто обожал джаз. На почве «джаза» он дружил с Вагифом Мустафазаде, который учился на курс младше его, а третьим в их компании был еще один виртуоз Рафик Бабаев. В Союзе в те годы с джазом было плохо, его много раз то запрещали то разрешали. Самедоглу признавался, что именно в Баку ситуация была несколько иной. За нравами молодежи следили не так строго, да и можно было хоть и с большим трудом и за большие деньги достать пластинку. Джазу они в основном учились по иностранным фильмам в кинотеатрах, внимательно слушая закадровую музыку. «Иногда по нескольку раз в день мы с Вагифом Мустафазаде смотрели один и тот же фильм, а потом бежали к нему или ко мне домой, чтобы немедля проиграть запомнившуюся мелодию, — рассказывал как-то Самедоглу.
Это была компания настоящих, классических бакинцев своего времени. Слушали джаз, не признавали унылый советский текстиль, а одевались у «фарцовщиков» (с которыми познакомил его Мустафазаде) на Кубинке и Советской. Это была очень странная по нынешним меркам одежда, задача которой был скорее вызов серой действительности одинаковых пальто «в елочку» и общепитов. Вагиф одевал ботинки- «разговорчики», шикарные рубашки с накладными карманами и обязательными четырьмя пуговицами, широкие галстуки ярких цветов. Их еще называли «пожар в джунглях».
Так вот подобная жизнь, как он сам потом вспоминал, могла сделать его музыкантом, и по молодости он так и собирался поступить, но другие увлечения помешали. Разве что в 70-е, работая в среде телевизионщиков и кинематографистов, и когда власть признала, наконец, право джаза на жизнь, Самедоглу вернулся к музыке и в течение нескольких лет вел телепередачу «Клуб любителей джаза».
Строки из дневников и стихов
Цезарь придумал юристов, чтобы оградить себя от поэтов.
* * *
Самые добрые намерения рано или поздно приносят зло, точно также как победившая революция.
* * *
Человек, словно ива, что выросла во дворе сумасшедшего дома – никогда не может он родиться и жить там, где хотел бы.
* * *
Закон – жена, преступление – любовница
* * *
Убеди, ну убеди меня, что Соломон был нормальным человеком…
* * *
…Я бывал во многих странах, в очень многих, но так и не встретил ни одного чужого дерева… Ни одна река не шумела по-другому, ни одна «инородная» кошка не мяукнула так, чтоб я ее не узнал, ни одной птицы голос не показался мне незнакомым… Как и плач ребенка – все дети на земле плачут одинаково… И лишь, когда они начинают говорить, выясняется, что цвет кожи у них разный, что кто-то из них христианин, а кто-то мусульманин, да и языки у всех разные… Вот когда начинаются «знаки различия…
* * *
… Пустой рукав пиджака инвалида ночью полон…
* * *
… На сумрачной плоскости стены угасло окно…
* * *
… Молния сверкнула, как резкий росчерк пера диктатора…
* * *
…воспоминания мечутся, оседлав мое одиночество, как коня…
* * *
Боль временна, триумф вечен»…
Его красота во всем
«Безусловно, Самедоглу внес огромный вклад в азербайджанскую культуру, и его уход — огромная утрата для нас всех, — говорит писатель и искусствовед Лачин Самедзаде. — Он был по-настоящему большим художником, и не важно, чем именно в данный момент он занимался, он всегда делал это хорошо». Самедоглу был разносторонним человеком, его интересовало все. Так, еще в 70-е годы, будучи педагогом консерватории по классу фортепиано, он одновременно писал стихи, а также культуроведческие статьи и был главой отдела искусств в главной редакции Азербайджанской советской энциклопедии.
В последующие годы Самедоглу увлекла больше писательская работа, он был также и сценаристом на киностудии «Азербайджанфильм», затем, в конце 70 — начале 80-х — редактором в издательстве «Язычы», а в 1982-1985 годах — заведующим литературной частью снова в «Азербайджанфильме». В начале 90-х имя Самедоглу прочно вошло в кинематограф, когда по его сценарию был снят блистательный фильм «B?xt ?z?y?» («Обручальное кольцо»), ставший эталоном правдивой и доброй (что было редкостью для того совсем недоброго времени) сатиры. «Увлекающийся своей работой и очень трудолюбивый человек, Самедоглу был на редкость отличным администратором. И во многом именно благодаря его чуткому руководству удалось сохранить и пронести сквозь все испытания традицию национальной культуры, — утверждает Самедзаде. — Мы все скорбим, и эта утрата для нас невосполнима».
Первый сборник его стихов появился в начале 1960-х. Затем Самедоглу занимался драматургией, по его пьесам и сценариям ставились фильмы и телеспектакли: «Человек в зеленых очках», «Обручальное кольцо», «Боже, я здесь…», «Далекий зеленый остров». Следующие авторские сборники стихов выходили уже в 90-е годы. В 2000-2005 годах Вагиф Самедоглу — депутат Милли меджлиса, был членом комиссии по помилованию и азербайджанской парламентской делегации в ПАСЕ.
Писатель, поэт, редактор, библиограф, музыкант Вагиф Самедоглу скончался 28 января после продолжительной и тяжелой болезни. Похоронен он на I Аллее почетного захоронения, недалеко от могилы своего отца, народного поэта Самеда Вургуна. Светлая память о выдающемся поэте, известном общественном деятеле и искреннем человеке Вагифе Самедоглу будет всегда жить в наших сердцах.
Его стихи
…Ни памятника,
Ни надгробия,
Не ставьте
На могилу мою.
Поставьте туда
пару башмаков,
Пусть разутый
Обуется и уйдет…
Не как поэт,
А как стихи я умереть желаю,
Живу мечтой и чаяньем
Быть до конца читаемым.
Хочу остаться в чьей-то памяти
Назубок знаемым.
Безумно обожаемым…
Не как поэт,
А как стихи –
Незабываемым…
Шопен…
Эти звуки, эти аккорды,
Подобно преданной женщине,
Всегда со мной.
Если будут звучать вдали,
Подобно преданной женщине,
Они всегда близки.
Если услышу тысячи раз
Эти звуки, эти аккорды,
Они всегда свежи,
Как преданная женщина.
Во все времена года
согревают, как лето,
И со всех сторон света
манят меня, как юг…
Номера телефонов
Не похожи один на другой,
Но во всех — человеческий голос…
Дни плохие,
Не похожи один на другой:
Сам однажды не отвечаешь,
И однажды молчит телефон…
…Был бы 23-й год.
И был бы я в Чикаго,
Сидел бы в баре,
Курил бы трубку.
И там обязательно звучал бы свинг.
Его играли бы
На коричневом, расстроенном вконец рояле.
Играл бы я сам, конечно.
И к тому же наверняка был бы негром…
Не богач я, нет и ларца,
Куда бы спрятать груз судьбы.
Пусть Бог сразит не всего меня,
Пусть оставит наполовину для слез.
Кажется, это музыка
Брамса,
Может, Малера…
Одно время мог исчезнуть,
пропасть
среди этих звуков и аккордов,
превращался в невидимку
до последней тоники…
Теперь
Либо с последней тоники начинается
музыка дня,
либо жизнь превращается в
последний аккорд
музыки …
которая не прозвучит никогда…
«Я здесь, Господи…»
Показалось, что он ответил не мне…
…Не как поэт,
А как стихи, я умереть желаю,
Живу мечтой и чаяньем
быть до конца читаемым.
Хочу остаться в чьей-то памяти
Назубок знаемым.
Безумно обожаемым…
Не как поэт,
а как стихи –
Незабываемым…»
О, Аллах!..
Что ни день – выпадает кирпич
Из моих покосившихся стен.
О, Аллах!..
По кирпичику крошится век
Мой земной…
О, Аллах!..
День за днем – словно камни из стен…
О, Аллах!..
Вот еще один рухнул у ног…
О, Аллах!..
Что ни день – то потеря…
О, Аллах!..
Что ни день…
Боже мой!..
Когда я умру,
Ни памятника,
Ни надгробья
Не ставьте
На могилу мою.
Поставьте туда пару башмаков,
Пусть разутый обуется и уйдет…