Алишер Навои много делал для того, чтобы превратить Хорасан в культурную и благоустроенную страну. Например, на караванных путях в степи при нем были построены прекрасные рабаты (постоялые дворы), через Гарируд и другие реки перекинуты мосты. В самом Герате, на берегу канала Инджиль, он выстроил целый квартал прекрасных зданий, здесь возникли больницы, школы, общежития для ученых и поэтов. Алишер Навои сам принимал живое участие во всех работах, и мастера видели в нем друга и художника.
АЛИШЕР НАВОИ И ГЕРАТ
В живописной долине, на скрещении торговых путей Ирана, Средней Азии, Индии и Китая, в глубокой древности возник город Герат — столица Хорасана, упоминания о котором встречаются еще в священных книгах и клинописях древних персов. В XIII веке город сильно пострадал от нашествия монголов, когда Тули, сын Чингисхана, разрушил Герат и истребил почти все его население. Однако довольно быстро город отстроился, но в 1383 году его захватила армия Тимура.
В XIV веке город сделал своей резиденцией Шахрух — младшый сын Амира Тимура, и с тех пор Герат, утопающий в садах и украшенный прекрасными зданиями, башнями и стройными минаретами, становится центром наук и искусств для всего Среднего Востока. Город подарил миру много блестящих умов и вдохновенных талантов: знаменитых Абдуррахмана Джами, Хатеви, Халели, Бинаи; художников-каллиграфов Султана Али-и-Мешхеди, Мухаммеда Хандона, Рафики; гениального живописца Бехзада, музыкантов — Кул Мухаммеда Шейхи-Наи (т. е. «играющего на флейте»), Хусейна Уди («играющего на дуде»)… Все они были гордостью Герата, который современники называли «светильником всем городам».
В 15 в. Герат стал крупнейшим центром искусства книги. Уже в начале века сын и наследник великого Тимура Шахрух и его везирь Байсункар имели прекрасные кетабхане (библиотеки), в которых не только хранились старые рукописи, но переписывались и украшались новые манускрипты. Здесь работали наиболее искусные, прославленные каллиграфы и миниатюристы. Так, например, в гератской библиотеке брата Улугбека — Байсункара трудилось более 40 каллиграфов и несколько художников-миниатюристов. В 1429 году здесь был выполнен знаменитый список с двадцатью миниатюрами поэмы Абул-Касыма Фирдауси «Шахнаме». Вдохновенное творчество гератских мастеров подняло искусство рукописной книги на очень большую высоту. В области миниатюры художниками были созданы великолепные произведения, в которых сам вид этой средневековой живописи получил наиболее законченные, «классические» формы. Отсюда исключительное значение гератской школы 15 в. в истории миниатюры стран Среднего Востока.
Архитектурные сооружения Герата были широко известны за его пределами. Одним из шедевров зодчества города является гробница Гаурхад Бегум — красавицы жены султана Шахруха. Гробница же представляет собой сооружение с ребристым дынеобразным куполом, а облицовано оно плитками с глазурью голубовато-бирюзового цвета. Внутри находятся 5 строгих надгробий из черного гранита.
Великолепен и памятник «Ханейе Зарнегар» — остатки здания эпохи Тимуридов, стены и потолок которого покрыты позолоченными фресками. Среди многих надгробий с прекрасными орнаментами здесь выделяется место упокоения султана Хусейна Байкара. — тимуридского правителя Герата (Хорасана). Надгробие на его могиле сделано из черного камня и украшено сложным орнаментом в стиле «хавткалям», характерном для гератской школы. Легенда рассказывает, что этот архитектурный шедевр вырубался мастерами из цельного куска черного гранита в течение 7 лет. А потом столько же времени его покрывали тончайшей кружевной резьбой, которая и доныне восхищает своей филигранностью.
В Герате находится и могила известного поэта и философа Абдуррахмана Джами, а неподалеку от нее расположился Газарагах — место захоронения знаменитого «гератского старца» — философа Хаджи Абдуллы Ансари. У его могилы часто можно увидеть так называемых «басти» — преступивших закон людей, неплательщиков долгов и других. В Газарагахе они находят прибежище, здесь их никто не трогает…
Минарет и мавзолей усыпальницы тимуридов в Герате. 15 в.
В Герате протекала жизнь и известного узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои, происходившего из тюркской феодальной знати. Навои означает «мелодичный»: по свидетельству историка Хондемира, Алишер еще в детстве проявил необыкновенные способности и «в короткое время вырвал трость первенства у своих сверстников». Свое образование Навои закончил в Самарканде под руководством Шейха Фай-зуллу Абу-Лайса, которого называли вторым Авиценной.
В 1469 году (по другим сведениям — в 1472-м) султан Хусейн, восхищенный умом и стихами молодого поэта, назначил его хранителем печати, а через 3 года — визирем (министром), даровав титул эмира. Алишер Навои много делал для того, чтобы превратить Хорасан в культурную и благоустроенную страну. Например, на караванных путях в степи при нем были построены прекрасные рабаты (постоялые дворы), через Гарируд и другие реки перекинуты мосты. В самом Герате, на берегу канала Инджиль, он выстроил целый квартал прекрасных зданий, здесь возникли больницы, школы, общежития для ученых и поэтов. Алишер Навои сам принимал живое участие во всех работах, и мастера видели в нем друга и художника.
Алишер Навои много делал для того, чтобы превратить Хорасан в культурную и благоустроенную страну. Например, на караванных путях в степи при нем были построены прекрасные рабаты (постоялые дворы), через Гарируд и другие реки перекинуты мосты. В самом Герате, на берегу канала Инджиль, он выстроил целый квартал прекрасных зданий, здесь возникли больницы, школы, общежития для ученых и поэтов. Алишер Навои сам принимал живое участие во всех работах, и мастера видели в нем друга и художника.
Захириддин Бабур писал в своих “Записках” о Герате: “Другого подобного города нет во всем населенном мире”. По его словам, “во время правления султана Хусейна блеск и красота Герата увеличились в десять и даже двадцать раз.” К этим словам можно добавить еще одно замечание из тех же “Записок”: “Хорасан, и особенно Герат были наполнены людьми выдающимися и несравненными; стремления и цель каждого, кто был занят каким-нибудь делом, были направлены к тому, чтобы довести это дело до совершенства.”
В этих словах нельзя не усмотреть значительного преувеличения, учитывая тогдашнюю популярность тимуридской столицы и явную склонность к ее идеализации: тем не менее, неоспоримым остается тот факт, что в ту эпоху Герат был не только культурнейшим, но и одним из самых красивых городов Передней и Cредней Азии. Благоустроенные базары с крытыми улицами, сады в самом городе и за его пределами, большие хаузы, полные проточной воды, прекрасные здания мечетей, медресе, дворцов, бань – все это производило сильное впечатление на приезжих из других городов и чужих стран. И украшение Герата неразрывно связано было с именем Алишера Навои.
В числе особых заслуг Навои историки упоминают о восстановлении большой соборной мечети Герата. Мечеть была построена в самом начале 13 столетия (1201—1210) и считалась одной из наиболее старых и величественных мечетей Хорасана. По типу она относится к четырех-айванным зданиям с большим двором посередине. При восстановлении мечети в 1498 г., очевидно, был возведен второй ярус галлереи двора. Здание мечети украсили мозаичные панно и орнаментальные композиции из майоликовых плиток.
Средневековый историк Хондемир так описывал реставрацию, проведённую Навои в 1498 — 1500 гг.: «…Эмир, укрепитель основ добрых дел, очень заботясь об окончании постройки здания, каждый день посещал это благородное место и в большинство дней, подоткнув полы, работал, как все рабочие. Каждые несколько дней он одевал строителей, мастеров и вообще работавших в дорогие платья; из — за своих обильных даров и неисчислимых благодеяний он сам был весел и радостен. Работа, требующая трех-четырех лет, была завершена в шесть-семь месяцев».
Управляя государством, он стремился облегчить тяжелую участь простого народа, но в этом деле все его мероприятия наталкивались на противодействие со стороны придворных и родовой знати. По злому наговору недоброжелателей султан отправил его в почетную ссылку, назначив правителем Астрабада. Враги пытались его там отравить, и Алишер Навои самовольно вернулся в Герат. В 1476 году он оставляет должность и всего себя отдает поэзии и музыке.
Против меня луноликая меч обнажила,
Душу мою обнаженную заворожила.
Здесь и мессия бессилен меня уберечь —
Зря я зову, не спасет всемогущая сила.
Ты меня сглазила, заколдовала меня —
Синюю краску тоски на лицо наложила.
Что мне лекарство — вино твоих розовых губ,
Если ты ядом разлуки меня отравила?
Во времена султана Хусейна и Алишера Навои в Герате достигла высшего расцвета архитектура, узбекская и таджикская литература, поэзия, историческая литература, живопись, каллиграфия, музыка. Во всей этой многосторонней культурной деятельности Алишер Навои принимал активное участие, если не как непосредственный творец, то, как вдохновитель и руководитель многих выдающихся музыкантов, художников, каллиграфов, таланты которых развивались благодаря его широкому и просвещенному покровительству.
Алишер Навои скончался в Герате 3 января 1501 года, и весь город хоронил любимого поэта — крупные политические деятели страны, ученые, поэты, простой народ. Обшитые шелком носилки с телом Алишера Навои вынесли на руках его друзья — вельможи и знатные люди Герата. Вопли народа потрясали небо, носилки передавали из рук в руки, и каждый считал честью для себя хотя бы кончиком пальца прикоснуться к ложу великого земляка. Весь Герат плакал у могилы Алишера Навои, и 7 дней народ справлял по нему траурные поминки.
Мавзолей Навои в Герате (Был разрушен в ходе военных действий)
Мавзолей Навои в Герате после восстановление
Похоронили Алишера Навои в мечети, которую он сам для себя выстроил. Надпись на его могиле сообщает: «Место упокоения Шир Кабира Низамитдина Али Шера Навои. Родился в 1441 году, умер в 1501 году». Очень скромная надпись, но нет в мире человека, который бы не знал этого славного имени, не читал бы одну из самых поэтических легенд Востока — о любви Лейлы и Меджнуна, которая покорила даже горы. Своей сегодняшней известностью Герат во многом обязан Алишеру Навои…