Хлоя Дрие: «Историки пишут фикцию, режиссеры снимают историю»

05
До Великой Отечественной войны ни в одной республике региона не было национальных режиссеров, кроме как в Узбекистане. В Казахстане, Киргизии, Туркмении национальный кинематограф зародился уже после войны. Собственно узбекских режиссеров было только двое. Наби Ганиев, автор таких фильмов, как «Подъем» (1931), «Рамазан» (1933), «Джигит» (1935), а также очень известного послевоенного фильма «Тахир и Зухра» (1945), и Сулейман Ходжаев. Единственный фильм Ходжаева «Перед рассветом» (1933) — о восстании 1916 года — ни разу нигде не был показан. Далее

Последнее путешествие Жозефа Мартена.

032На старом христианском кладбище в Фергане стоит небольшой памятник, увенчанный деревянным крестом. На пирамидальном каменном постаменте высечена надпись на французском языке: «Здесь покоится Жозеф Мартен, исследователь Центральной Азии, скончавшийся в возрасте 36 лет». Какая судьба забросила этого человека в столь далекий от Франции город — Фергане (тогда город назывался Новый Mapгелан)? Какими научными подвигами отмечена его жизнь? Кто поставил ему памятник? Далее

Воспоминания Саттар-хана, муфтия, казия и русского чиновника & Арапов Д.Ю. — Саттар-хан Абдулгафаров о задачах русской политики в Средней Азии. 1883 г..

09К 150 летию завоевания  Ташкента  Российской империей

    Услышав, что Перовск уже взят русскими войсками, дед мой еще тогда неоднократно высказывал, что весь Туркестан будет завоеван русскими. Слышавшие это от деда моего до настоящего времени считают такие слова его как бы предсказанием. Я помню, как однажды он погладил меня (мне было тогда 8—9 лет) по плечу и сказал: «Вы будете жить уже под владычеством русских». Далее

История и современность узбекского племени Найман

044Найманы занимают важное место в родоплеменной иерархии узбекской народности, являясь одним из самых распространенных групп генетического характера: они зафиксированы во многих частях Среднеазиатского Междуречья, в Хорезме, Ферганской долине и северных областях Афганистана. Далее

Шариф Ахмедов. Непрерывность туркестанских сказок

054«Тюркские сказки» (в оригинале – «Cuentos del Turquestan») аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса (1899-1986) были впервые напечатаны в газете «La Prensa», Буэнос-Айрес, в 1926 году. В начале рассказа, почти забытого на фоне других произведений писателя, говорится о том, что в 1906 году в Ташкенте вышла из печати книга «Сказки сартов в русском изложении», как результат долгих исследований русского учёного-этнографа Николая Остроумова (1846-1930), которая позже была переведена уже на немецкий язык другим этнографом Гюставом Юнгбауэром (1886-1942)… Далее

Ашик Умер. Певец любви

021
Аши?к Уме?р[1] (крымскотат. A??q ?mer, Ашыкъ Умер) (1621—1707) — крымскотатарский поэт-ашик, один из наиболее известных представителей тюркоязычной ашикской поэзии в целом. Жизнь Ашика Омера овеяна легендами; документальные свидетельства, касающиеся его личности, практически отсутствуют. По преданию, родился он в городе Кезлеве (ныне Евпатория), там же получил образование и провел юность. Большая часть его последующей жизни прошла в скитаниях по Османской империи. Далее

Шариф Ахмедов. Метаморфозы одного сна

05В своём рассказе «Сон Колриджа» Хорхе Луис Борхес повествует о случае, произошедшим с известным английским поэтом-романтиком Сэмюэл Тэйлор Колриджем (1772-1834). Как-то раз, по причине нездоровья приняв наркотическое снадобье, он берётся за чтение труда Пэрчеса, где шла речь о деяниях монгольского правителя. Через некоторое время сон одолевает нашего поэта и во сне он явственно видит лирический фрагмент необычной красоты, воспевший небесное великолепие дворца, спроектированного и созданного из грёз монгольского владыки. Проснувшись, он в спешке начал записывать мифические строки, опасаясь утерять фрагменты в силу верно подступающей реальности дневного мира. Но, как это всегда бывает, нежданный визит прервал работу. Далее

Саодат Мухамедова. Особенности современной Азербайджанской поэзии

09    Наблюдая современную азербайджанскую поэзию можно делать выводы о жизни наших братьев, какие мысли их волнуют, какие у них мечты, какие у них заботы, печали и радости…Необходимо подчеркнуть, что тематика современной азербайджанской поэзии очень разнообразная. Во многих стихах затрагивается общая боль азербайджанского народа — тема Карабаха также воспеваются красота природы, прекрасные человеческие качества, любовь к Родине, к матери, к ребенку, к земле. И конечно же самой главной темой поэзии является отражение души человека, её страдания и поиски, её стремление познать себя, свою сущность… Далее

Р.Ф.Мухамметдинов. Зарождение и эволюция тюркизма

03d
Монография подготовлена Институтом языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН Татарстана и включает материалы по истории политической мысли и идеологии тюркских народов Турции и России с 70-х гг. XIX в. — времени возникновения тюркизма в Российской и Османской империях. В научный оборот введен малоизвестный исторический материал о целях и задачах движения, его идейной направленности; теоретиках, их жизни, духовном развитии и работах; деятельности тюркских кружков и обществ; роли культуры и науки в возникновении тюркизма; национальных и общетюркских идеях, их генезисе и современном состоянии. Далее

Ахмад Дониш. История Мангитской династии. Третья часть

08

Являясь ценным и интересным историческим сочинением конца XIX в., «Рисола» по своему содержанию неравноценна. Условно мы можем ее разделить на две части, неодинаковые как по объему, так и по своей значимости. В небольшой первой части автор рассказывает о тех событиях, которые он мог только слышать или знать по письменным источникам. В ней коротко рассказывается о последних годах правления эмира Данияла и о правлении трех эмиров — Шах-Мурада, Хайдара и Насрулло. Представляем третью часть трактата. Далее

Ахмад Дониш. История Мангитской династии. Вторая часть

022

Являясь ценным и интересным историческим сочинением конца XIX в., «Рисола» по своему содержанию неравноценна. Условно мы можем ее разделить на две части, неодинаковые как по объему, так и по своей значимости. В небольшой первой части автор рассказывает о тех событиях, которые он мог только слышать или знать по письменным источникам. В ней коротко рассказывается о последних годах правления эмира Данияла и о правлении трех эмиров — Шах-Мурада, Хайдара и Насрулло. Представляем вторую часть трактата. Далее

Ахмад Дониш. История Мангитской династии. Первая часть

022

Являясь ценным и интересным историческим сочинением конца XIX в., «Рисола» по своему содержанию неравноценна. Условно мы можем ее разделить на две части, неодинаковые как по объему, так и по своей значимости. В небольшой первой части автор рассказывает о тех событиях, которые он мог только слышать или знать по письменным источникам. В ней коротко рассказывается о последних годах правления эмира Данияла и о правлении трех эмиров — Шах-Мурада, Хайдара и Насрулло. Далее