Эркин Агзам. Два рассказа.

31

К 65-летию писателя

   В первый раз, когда зашел в кабинет директора с просьбой взять на работу, я, увидев его, несколько опешил. О боже, говорил про себя, неужели человек так может быть похож на другого? Точная копия имярека! Наверно, помните того Имярека, при котором все перевернулось вверх дном. Он, взяв однажды в руки бразды правления, заслонил всех великих собой и оказался впереди всех! Куда ни глянь, везде был он, какой-то вездесущий: то на экранах телевизоров, то на всех мыслимых и немыслимых заседаниях… Далее

Абу-л Фазл Аллами. Акбар-наме. Избранные главы

033История знает немного книг, равных «Акбар-наме» по грандиозности замысла и исполнения. Но немного найдется в истории и личностей, равных по масштабу падишаху Акбару, фактически создавшему государство, известное как империя Великих Моголов. «Акбар-наме» – подробнейшая биография падишаха Акбара, написанная его современником и соратником, советником и другом Абу-л Фазлом Аллами.
Этот грандиозный труд, написанный в конце XVI века, лишь однажды переводился с фарси на европейские языки. Поистине титаническую работу по переводу на английский язык выполнил выдающийся английский востоковед Генри Беверидж. Сегодня мы предлагаем читателю первую попытку перевода книги Абу-л Фазла на русский язык. Далее

Габдулла Тукай и Лутфулла Муталлип: линии евразийского мышления в татарской и уйгурской литературе

092   Идеи евразийства возникли не сразу. Первые намеки на это можно найти в творчестве поэтов и писателей, обладавших способностью творчески опережать и предвидеть ход реальной истории. Ниже мы остановимся на творчестве двух тюркоязычных поэтов – Г. Тукая и Л. Муталлипа. Оба они были необычайно одаренными поэтами. Оба они прожили очень мало: Г.Тукай – 27 лет, Л.Муталлип – 23 года, но оставили бесценное наследие, ставшее классикой. Оба они не выражали интересы какого-либо государства и были свободны от политического влияния. Далее

Бухарская революция (Журнал «Родина», 1989, №11)

077А может быть, правы те западные исследователи, которые утверждают, что рождение Бухарской Народной Советской Республики инспирировалось вторжением в эмират Красной Армии? «Так называемая «народная революция» в Бухаре была результатом подрывной деятельности большевистских агентов Ташкента… Большевики удачно внедрили модернизаторствующую элиту в лице младобухарцев в созданный большевистский режим в Бухаре… Молодые интеллигенты, вставшие у руля правления, встали перед драматическим выбором между белыми генералами и большевиками и выбрали «меньшее зло» («СССР и мусульманский мир». Лондон, 1984). Далее

Заур Гасанов. “Царские Скифы. Этноязыковая идентификация “царских скифов” и древних огузов”

09

  “Скифы оставили важный след в мировой истории на заре подъема Мидии, совпавшего с периодом заката Ассирии. Благодаря кочевому укладу жизни скифы являлись своего рода одними из первых в истории человечества посредниками между Европой и Азией. Тем самым скифские племена активно содействовали формированию единого культурного и отчасти политического пространства древнего мира, что достигалось также в результате синхронного создания скифских государств в различных частях мира. К примеру (в соответствии с Геродотом), “царские скифы”, имевшие государство у западных берегов Меотийского (Азовского) моря, также создали государство на южном Кавказе, на территории современного Азербайджана, известного в истории под именем Сакасена, а в современной историографии под именем скифского царства. Сообщения античных авторов о существовании скифских царств подтверждаются археологическими раскопками”. Далее

Тюркская руническая культура в истории письменной культуры человечества

090   Принимая во внимание концепцию известного тюрколога А.С. Аманжолова о самобытном (тамговом) происхождении тюркского рунического алфавита, учитывая точки зрения других тюркологов, историков, этнолингвистов (Н.Аристов, А.Маргулан, С. Кондыбай), поддерживающих эту концепцию, автор ставит проблему первого и общего для всех письменностей единого источника-алфавита. Он также подтверждает гипотезу о более древнем, относительно других рунических письменностей (германского, скандинавского), происхождении прототюркской рунической культуры – наследницы могущественной культуры гипербореев (Г. Вирт, С. Кондыбай). Далее

Поездка С.Есенина в Туркестан в 1921 году.Часть 2

086Самарканд надолго запомнился С. Есенину. Вернувшись в Москву, С. Есенин рассказывал друзьям о поездке в Туркестан. «Несколько дней тому назад я видел Есенина, ты его знаешь, — писал художник К. Петров-Водкин в 1921 году своей жене. – Он вернулся в полном восторге от Самарканда и очень посвежел» (45, с. 8). Нет, Есенин не написал поэтического произведения ни о городе, ни о карагачах, но через год при поездке по Европе 9 июля 1922 года поэт писал в Москву А. Мариенгофу: «Вспоминаю сейчас о (…) Туркестане. Как все это было прекрасно! Боже мой! Я люблю себя сейчас даже пьяного со всеми своими скандалами…

В Самарканд — да поеду-у я,
Т-там живет — да любовь моя…» Далее

Поездка С.Есенина в Туркестан в 1921 году.Часть 1

086   Поездку в далекий Туркестан С. Есенин предполагал осуществить в 1917 году. Поводов было более чем достаточно, но главный из них – лично встретиться с поэтом Александром Ширяевцем, с которым установилась заочная дружба с января 1915 года. «Когда я встречался в 1917 году с С. Есениным, – вспоминал критик В. Львов-Рогачевский, – он каждый раз с юношеским увлечением говорил о Ширяевце, с которым состоял в переписке. Он давал просматривать мне его рукописи, многие стихи своего друга тут же на память читал своим певучим голосом… Далее

Художники Узбекистана. Файзулла Ахмадалиев

033…Одним из самых удивительных и загадочных художников в современном живописном пространстве Центральной Азии, несомненно, является Файзулла Ахмадалиев. Файзулла, родившийся в семье добросердечного Ахмад-Али, с детства знал, что семь небес невидимо высятся над головой, семь миров мрак за мраком клубятся под землей. Файзулла закончил Ташкентский театрально-художественный институт. Потом была творческая мастерская мэтра живописи Узбекистана – Рахима Ахмедова». За пределы Узбекистана художник почти никуда не выезжал. Исключением стали годы, проведенные в советской армии, когда он служил под Дрезденом. Тогда он был наверное единственным солдатом, посещавшим Дрезденскую галерею (Из эссе «ДВА ЭТЮДА ОДИНОКОГО СТРАННИКА» ташкентского историка и искусствоведа Владимира Карасёва). Далее

Из Стамбула в Ташкент (1890). Фотопленки Поля Надара

046
24 августа 1890 года французский фотограф Поль Надар (Надар (фр. Nadar; настоящее имя — Гаспар Феликс Турнашон, фр. Gaspard-F?lix Tournachon; 6 апреля 1820 года — 21 марта 1910 года) — знаменитый французский фотограф, карикатурист, романист и воздухоплаватель.), захватив «Кодак» и хороший запас 3,5-дюймовой пленки, выехал на «Восточном экспрессе» в Стамбул. Оттуда он добирается до Закавказья, затем — до Средней Азии. Проехавшись по Закаспийской железной дороге, осмотрев древние города и посетив Туркестанскую выставку, Надар 30 ноября возвращается в Париж. Далее

Р. Альмеев Святые лики семи пиров священной Бухары.

033

Хаджаган (мн. ч. от перс. хаджа – «господин») – самоназвание самостоятельного мистического течения в исламе, объединяющего суфийские общины Мавераннахра, возводивших цепь духовной преемственности (силсила) к своему основателю Абд аль-Халику аль-Гиждувани. Это учение практически полностью воспринял основатель братства Накшбандия Бахауддин Накшбанд. Далее

П. Алексеенков. Кокандская автономия

070

П. Алексеенков. Кокандская автономия. Ташкент.,Узгиз. 1931. 74 cтр.

В работе исследуется национально-освободительное движение до февральского периода, которое боролось:1) с засильем российского торгово-промышленного капитала и за создание условий, благоприятствующих развитию национального капитала;2) за изменение политических взаимоотношений между Туркестаном и Россией;3) за ново-методную национальную школу и за повышение культурного уровня коренного населения Туркестана. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Узгиз»). Далее