Чулпан. Стихи

bev_doollittle_eagle_fly.jpg    «Чулпан, — писал критик Вадуд Махмуд в газете “Туркестон” в декабре 1923 года, — является новым поэтом узбеков. Поэтому в его сборнике “Источники” кипят сегодняшний дух, состояние и сознание узбекского народа. Здесь в полный голос звучат узбекский язык, узбекская мелодия. Здесь взлетают в небеса волны национального духа. В сборнике плачут чувства, боли, волнения узбеков”. Далее

Рауф Парфи. Мерцание и трепет. Стихи

005Ко дню рождения великого поэта

   У стихов Рауфа Парфи – что, впрочем, может быть приложено к творчеству всякого крупного поэта – есть одна особенность: они не поддаются однозначной интерпретации. Даже для носителей узбекской литературной речи поэзия Парфи местами чересчур «темна» – при всей интонационной ясности и почти кристаллической стройности ее языка. Во всяком случае, она искушает возможностью толкований и перетолковываний. Таковую особенность мы решили отразить, поместив в конец подборки варианты переводов некоторых стихов Парфи. Мы очень рассчитываем на то, что пытливый читатель, сличив эти варианты между собой (а в идеале – и с оригиналами), хоть немного приблизится к сердцевине смысла этой поэзии, почувствует ее трепет и мерцание. Далее

Рауф Парфи. Зачем слова

034    Рауф Парфи (1943—2005) — пожалуй, одна из ключевых фигур в современной узбекской поэзии. Многосторонний и плодовитый поэт, выступавший как традиционалист и новатор, внес разнообразие в сложившуюся систему версификации. Будучи признанным мастером, не торопился сближаться с официальной поэзией, но занимал независимую позицию, чем обрекал себя на полунищее существование. Далее

Батыр Закиров. Каждый день — день творчества.

777
Ко 85 летию известного художника Рузы Чарыева

  Много лет назад встретились два талантливых человека — художник Рузы Чарыев и певец Батыр Закиров. Р.Чарыев написал живописный портрет популярного певца, увековечив его образ. Б.Закиров написал литературный портрет известного художника «Каждый день — день творчества», который был опубликован 24 сентября 1976 г. в популярной в те годы газете «Советская культура». Далее

Д.Э. Тажибаева. Хуршид Даврон как талантливый поэт и переводчик современной поэзии (журнал «Novoinfo», №48-2, 2016 г.)

012     В статье говорится об одном из талантливых представителей современной узбекской поэзии Хуршиде Давроне, который создавая прекрасные стихи на различные темы, также занимается переводами творчества различных поэтов мирового масштаба. Далее

Баходир Джалалов: Однажды в мастерской…

045    Когда утреннее солнце осветило ослепительными потоками света нашу комнату, я уже был в объятиях своей матери. Свет солнца не только дал возможность увидеть восторженные, добрые глаза моей мамы, но и увидеть также ее светящееся, божественно красивое луноликое лицо, наполненное бесконечной любовью и радостью от сотворившегося чуда. Далее

Улугбек Маматов. О портретах Азизы Маматовой

034

    В изобразительном искусстве Узбекистана в жанре портрета, творчество А. Маматовой имеет свое место. Профессионализм художницы бросается в глаза не только в созданных ею портретах современников, но и в произведениях исторического жанра. В правдивом воссоздании образов наших великих предков есть и ее заслуга. В ее творческих портретах великих наших предков Ибн-Сины, Шаха Бабура, поэтов и писателей Усмана Насыра, Абдулхамида Чулпана, Абдуллы Кадыри, Айбека, Чингиза Айтматова, Рауфа Парфи, Мухаммада Юсуфа, востоковеда Э. В. Ртвеладзе и других известных представителей узбекского народа, не только увековечены память о них, но и раскрыты их внутренний, духовный мир. Далее

Поэтический альманах «Анор — Гранат. Современная поэзия Узбекистана»

045   Поэтический альманах называется «Анор — Гранат. Современная поэзия Узбекистана». Она выпущена в 2009 году  «Издательством Руслана Элинина» совместно с Издательским центром «Новая Юность» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Вышедшая в свет относительно небольшим тиражом, антология современной поэзии Узбекистана уже сейчас фактически стала раритетным изданием. Далее

Д. Э. Тажибаева. Метафорические образы в поэзии Хуршида Даврона

xurshid-davron       В статье проанализированы метафорические образы и их место в художественном тексте на примере стихотворений известного узбекского поэта Хуршида Даврона (Поэт родился в древнем городе Самарканде (20.01.52). Автор 15 книг поэзии и прозы.Народный поэт Узбекистана.
Далее

Тагай Мурад. Тарлан. Повесть. 51-84

044      Тагай Мурад — трагически неуслышанный прозаик. Точнее — недорасслышанный: узбекскому читателю он хорошо знаком. Но — не было переводов; безумно тяжело (хотя и безумно увлекательно) переводить его. Проза с внутренним поэтическим дыханием; реалистическое письмо, подсвеченное пластом некнижного, живого фольклора; тончайшая психология, яркие, колоритные типы… Проза, заставляющая вспомнить Шукшина, Айтматова, Думбадзе, но при этом совершенно самобытная. Надеюсь, несправедливость будет исправлена и Тагай Мурад зазвучит по-русски. Далее

Тагай Мурад. Тарлан. Повесть. 1-50

044     Такого стиля, как у Тагая Мурада, нет ни у одного писателя. Он занимает в литературе свое, особое место. Он, как никто другой в узбекской литературе, использовал богатство техники дастана, техники сказаний бахши. Его повести звучат как песни. Его прозу не спутаешь ни с какой другой, он создал свой сказочный стиль, полный степного воздуха, сочного языка, живых характеров. Далее

Тогай Мураду посвящается

032  Ко дню рождения писателья     

     У каждого народа есть свои ценности, в которых выражается самобытность нации, присущие ей особенности, ее гордость, культура, вера, обычаи и традиции, образ жизни. Но чтобы понять эти ценности, надо понять самого человека. Мировоззрение людей, сама жизнь и отношение к ней простого человека – основная тема творчества узбекского писателя Тогая Мурода. Далее