Ремесло «ориенталиста» на деле состояло в бережном сохранении этого представления о неравенстве и специфических парадоксов, которое оно порождает. Чаще всего человек стремился стать профессиональным ориенталистом потому, что Восток влек его к себе; однако столь же часто ориенталистские штудии, так сказать, открывали ему глаза и приводили к мысли о необходимости развенчания Востока, вследствие чего тот и терял изрядную долю величия, некогда пригрезившегося исследователю. Далее
Категория: ВСЕ О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Литература Востока и Запада
Эдвард Б. Саид. Мысли об изгнании
Отвлеченные размышления об изгнании странно затягивают — испытать же его на себе ужасно. Это насильственное и необратимое отсечение человека от родных мест, человеческого “я” — от его подлинного дома; тоска изгнанника неисцелима. Да, история и литература сообщают о многочисленных героических поступках, романтических приключениях, возвышенных переживаниях и даже триумфальных победах изгнанников, но за всеми этими свершениями стоит одно — стремление как-то совладать с иссушающей печалью разлуки. К успехам изгнанника всегда примешана ложка дегтя — сознание, что оставленное на родине потеряно для тебя навсегда. Далее
Эльдар Габибов. Легенды Асгарда
Много веков тому назад в Европе произошло событие , ставшее фактически отправной точкой ее истории. Вот как описывает его хроника северных германцев в изложении историка Роберта Макоя :» Зигге – вождь племени Азер в первом веке христианской эры привел народ с Каспийского моря и Кавказа на север Европы. Он прошел от Черного моря в Россию, где оставил в качестве правителя одного из своих сыновей. Тоже он проделал в Саксонии и Франкии. Затем он двинулся в Данию, которая признало в качестве правителя пятого сына Скольда, и оттуда перешел в Швецию. Тут Зигге и правил .Столицей империи он сделал Зигтуну, дал новый кодекс законов и основал священные мистерии Азера. Сам он взял имя – Один». Далее
Шамшад Абдуллаев. Девятнадцатая песнь
…Мои поэтические упражнения всегда возникали под влиянием определенной местности, чью власть я принял уже в детстве и чей масштаб сегодня скраден напором истории, временем и давкой «других», порождающих страх и неприязнь к внешнему. То есть ты родился именно здесь, откуда мир просматривался до конца. Но стоило тебе пересечь близкую среду, как огромная действительность превращалась в атрофированное пространство вне родной судьбы, в некий фиктивный фон, не совпадающий с твоим темпераментом и с твоей тоской. Далее
Эдвард Саид. Жизнь на стыке цивилизаций
Эдварду Саиду удалось добиться того, к чему стремились практически все без исключения западные интеллектуалы-шестидесятники: он стал политической фигурой, известной далеко за пределами академических кругов. Между тем сам Саид считал главной своей деятельностью преподавание и научные исследования и решительно отказывался фигурировать в качестве «совести нации», олицетворять «сознание» для не осознающей себя «массы» (что коренным образом отличало его от людей, подобных Александру Солженицыну или Жану Полю Сартру). Далее
Эдвард Саид о палестинцах, Израиле, арабском мире, американской демократии…
В 1978 году Эдвард Саид опубликовал «Ориентализм» — книгу, положившую начало постколониальной теории. С этого момента всех востоковедов Запада стало возможным поделить на две категории: горячих почитателей Эдварда Саида и его непримиримых противников. Параллельно он начал наживать себе врагов в области политической мысли: книга Палестинский вопрос была отвергнута двумя американскими издательствами по причине «провокативной» критики израильской и американской политики, палестинцами – из-за призыва признать существование Израиля как факт, бейрутским издательством – из-за резкой критики в адрес Сирии и Саудовской Аравии. Далее
Вашингтон Ирвинг. «Легенда об арабском астрологе»
Давным-давно, много столетий назад, жил-был мавританский султан по имени Абен Абус, повелитель Гранады. Это был завоеватель в отставке, то есть, говоря по-иному, тот, кто когда-то, в дни своей молодости, проводил жизнь в беспрерывных набегах и грабежах, а теперь, состарившись и одряхлев, «жаждал покоя» и мечтал лишь о том, чтобы жить в ладу со всем миром, почивать на лаврах и безмятежно править владениями, некогда отнятыми им у соседей. Далее
Что читал Франц Кафка?
Многие из вас, наверняка, читали романы Франца Кафки. Сегодня же мы решили рассказать вам, что же читал сам Кафка и что стоит за его произведениями. Чем вдохновлялся, кого цитировал и кому подражал Франц. Далее
Марио Варгас Льоса. Смерть Авроры Бернардес & Три женщины Кортасара
Я узнал, что это Хулио Кортасар (Julio Cort?zar). Он выглядел очень молодо, и я подумал, что это мой ровесник. На самом же деле он был на двадцать два года старше меня. У его жены Авроры Бернардес (Aurora Bern?rdez), невысокого роста, некрупной, были голубые глаза и слегка ироничная улыбка, державшая людей на расстоянии. Никогда не забуду того впечатления, которое произвела на меня тогда эта столь необычная пара. Далее
Азизуддин Насафи. «Зубдат ал-хакаик» & Ллойд Райджен. «Азиз Насафи»
Достижение человеком совершенства рассматривается суфиями как путешествие или духовное восхождение, которое достигает своего пика в пророке Мухаммаде — последнем посланнике Господа и Печати Пророков. Это совершенство включает в себя три элемента, ибо, как гласит суфийская аксиома, которую приписывают Мухаммаду: ”Закон — это мои слова, Путь — мои дела, а Реальность — мои состояния.” Далее
Зачем читать книги современных писателей?
Подозрения вызывают те новые романы, авторы которых попросту компилируют эффекты романов прошлого, то есть когда они уводят нас в прошлое, которое они сами знают только по книгам, для того чтобы повторно доставить нам такое же удовольствие, какое нам доставляли романы, написанные в то время. Но доставить такое же удовольствие невозможно. Далее
Гениальные и лаконичные цитаты А.П.Чехова
Глубокомысленные и забавные афоризмы Антона Павловича — светоча русской литературы и просто умного человека: • Все знают и все понимают только дураки да шарлатаны. • Посмотришь на иное создание — миллион восторгов, а заглянешь в душу — обыкновенный крокодил. • Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье… Далее