Алишер Навои. Проект Энциклопедия / Encyclopedia Channel

09      Великий узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель Алишер Навои  родился 9 февраля 1441 года в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. Далее

Е.Э. Бертельс. Навои. Опыт творческой биографии. (Отрывки из книги)

5509 февраля — 575 лет со дня рождения великого мыслителя и поэта Алишера Навои

     Эта книга представляет собой попытку построить творческую биографию Навои. Она предназначена для читателя, желающего ознакомиться с жизнью и творчеством великого узбекского поэта. В основу биографии положен классический труд В.В. Бартольда, но автором сделаны необходимые дополнения из новых, вошедших за это время в науку материалов. Преимущественное место в данной работе отведено анализу литературной продукции Навои. Далее

Три статьи о джадидизме

009Сегодня родился величайший мыслитель, лидер джадидского движения, известный просветитель, политический деятель, драматург Махмудходжа Бехбуди

Величайший мыслитель, лидер джадидского движения, известный просветитель, политический деятель, драматург Махмудходжа Бехбуди родился 19 января 1875 г. в г. Самарканде, в семье муфтия. Первоначальное образование он получил у своего дяди по матери Мухаммада Сиддика. Затем продолжил обучение в начальной старометодной школе и медресе. Знал арабский, персидский, русский и другие языки. Далее

Хамдам Закиров. Назым Хикмет: две родины и одна вера

07Ко дню рождения великого поэта

    Известный российский тюрколог и писатель Радий Фиш, друг, переводчик и знаток творчества Хикмета, в своей статье «Служение истине несовместимо со служением власти» (Вопросы литературы, № 2, 2000) пишет: «Он не принимал шаблона, примитивного подражания природе в живописи. Недоумевал, отчего почти все памятники стояли, задрав голову, словно взывали к вдохновению свыше. Ему претили титанизм и гигантомания в архитектуре. Он иронизировал над опереточностью кинокомедий и оперностью псевдоисторических лент. Удивлялся нормативности, следованию одним и тем же размерам в поэзии». Далее

Чингиз Гусейнов. Назым Хикмет. Из цикла «Memor-портреты»

memorКо дню рождения великого поэта

Когда Назым, высокий, красивый, голубоглазый, появлялся на трибуне и на турецком произносил на фоне торжествующего русского языка2: “Азиз кардешлерим!” — зал взрывался аплодисментами. Фразы его были короткими, теплыми и сердечными, и буквально после каждого произносимого им слова возникали овации — тогда азербайджанцы обожали турок; любовь поостыла чуть-чуть в постсоветские годы в условиях так называемых рыночных отношений: оказывается, турки ничем не отличаются от тех своих, для которых деньги — превыше всего, и можно продать ради обогащения все и вся, и честь, и совесть. Далее

Назым Хикмет: «Я часто думаю о смерти Фадеева…»

03     Пьеса Назыма Хикмета «Быть или не быть?» была написана в 1956 году в один присест, под впечатлением от выстрела Александра Александровича Фадеева в себя. Непредсказуемое событие это, равно, как и сложная судьба Фадеева, уже никогда не отпустят Назыма Хикмета, и он, вопреки своей творческой практике, до конца дней не остановит работы над вариантами сразу запрещенной пьесы. Правда, позднее в числе пяти, отобранных автором, она будет напечатана в Чехословакии (1960), войдет в его итальянское Собрание сочинений (1961), отмеченное, как бестселлер, пурпурной лентой. Далее

Рауль Мир-Хайдаров. Глас беды и крик отчаяния

09   Возродится ли когда-нибудь море я не знаю, но знаю, что роман-предупреждение написан на века. Может, он будет оценен в 21 веке и обойдет весь мир, сегодня уже поняли важность экологических проблем. По крайней мере, он точно останется бесценным документом эпохи для ученых, из него они узнают, как жило и как умирало вековое море, убитое хлопчатником. То, что азиаты, веками жившие на берегах рек Сырдарьи и Амударьи, Арала, навсегда потеряли их и вынуждены были бежать от родных мест и могил предков, без какой-либо компенсации за ущерб, Кремль не волновало ни тогда, ни сегодня.
Далее

Чингиз Ахмаров. На пути к прекрасному. Воспоминания. 12-13. Путешествия. Мои духовные родники

033     Если жизнь нередко сравнивают с морем, то талант можно сравнить с драгоценной жемчужиной этого моря. И если порой эти жемчужины так и остаются скрытыми от мира за глухими створками раковин, — то это результат трудностей жизни и превратностей судьбы, людского непонимания. Помочь таланту раскрыться, реализоваться — долг нашей совести.
Далее

Чингиз Ахмаров. На пути к прекрасному. Воспоминания. 11. Педагоги и ученики

034
Шамсрой Хасанова, когда мы с ней познакомились, была хрупкой девушкой с огромными карими глазами, удивительно похожей на свои работы: прекрасная, чистая, всегда немного отрешенная, она казалась какой-то неземной, словно сошла с одной из своих картин. В те времена наши с ней творческие устремления во многом пересекались, а поиски обоих в искусстве были внутренне близки. Далее

Халида Мехмонова. Халимы соловьиное пенье & Из записок актрисы

01

Ко Дню рождения великой певицы

Несравненная обладательница звонкого серебристого голоса, талантливая актриса, самоотверженный педагог – какими только эпитетами не одаривали певицу современники – театральные критики, любители театра и поклонники ее таланта, ученики. Первая оперная певица Узбекистана, в 24 года удостоенная звания народной артистки не только республики, но и СССР, причем это произошло вскоре после учреждения самого звания в 1937 году, и она находилась в этом статусе дольше всех – 66 лет. Обладательница высоких государственных наград, в годы независимости за выдающиеся заслуги в развитии культуры Узбекистана она была удостоена ордена «Буюк хизматлари учун». Халима Насырова прожила яркую и долгую, в 90 лет, жизнь. Далее

Чингиз Ахмаров. На пути к прекрасному. Воспоминания. 10. Частицы моей души

09     Многие помнят, каким праздником стал для каждой узбекской семьи 525-летний юбилей Алишера Навои. К этому славному юбилею в Ташкенте было завершено строительство Музея литературы имени Навои, в оформлении которого участвовали многие художники. Среди них посчастливилось быть и мне. Далее

Чингиз Ахмаров. На пути к прекрасному. Воспоминания. 8-9. Театр имени Навои. Обращай свою речь — к понимающему

09    В то время как мои эскизы получили одобрение и их стали утверждать, среди присутствующих неожиданно вскочила пышная рыжеволосая дама в очках и заявила: «Товарищи! Я считаю, что художник не смог всесторонне осветить избранную тему. Всем известно, что республика наша очень богата, здесь выращивается огромное количество бахчевых, а художник не изобразил ни одной дыни или арбуза! Товарищ художник! Я вправе вас спросить, почему вы не изобразили дыню или хотя бы арбуз?» Далее