Усман Карабаев. Наследие Нажмиддина Кубро и его теория «латоиф»

021    По мнению Кубро, духовное состояние мурида должно пройти три составные части: круг, пятно и точка. Круг — это Вселенная, пятно — образ мира, точка — центр (вахдат) Вселенной. Осознание сути точки — это осмысление сути божественного мира. Этой схеме — круг, пятно и точка, находящейся в постоянном движении, присущи и определенные, сменяющие друг друга от периферии к центру, цвета. Каждая религия, идеология вносят в теорию цвета свое понимание. Далее

Влияние учение Ибн ал Араби на суфийско – философскую мысль Центральной Азии

076     Божественное сновидение «Авлийо» — святых интерпретируется Ибном ал – Араби как божественное откровения, оставшиеся после них. Следует напомнить, что «Футухаат Меккия» (Ибн ал-Араби) и есть рассказы о сновидениях Авлия и их откровений. Это произведение в какой-то степени построено на подобие трактата Термези «Бадв аш-шаън». Настоящий факт лишний раз доказывает о духовном влияние этого Хорасанского гностика на суфийское мировоззрение Андалузского мистика прозванного « Великим шейхом». Далее

Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси. Китаб ал-Лума фи-т-тасаввуф (“Самое блистательное в суфизме”).

055В книге «Самое блистательное в суфизме», принадлежавшей перу Абу Насра ас-Сарраджа ат-Туси (ум. в 988) (Ат-Туси — автор одного из основополагающих суфийских трактатов Китаб ал-лума.), предшественника ал-Худжвири и ал-Газали, Путь суфия по «стоянкам»-«состояниям» был предельно дифференцирован в такой последовательности: Далее

Рейнольд Николсон. Идея личности в суфизме.

456

    Известный английский ученый и востоковед Рейнольд Николсон родился в 1868 году. Николсон преподавал в Кембриджском университете. Он провел значительные исследования по иранской литературе, будучи поклонником и последователем известного мистика и поэта Мауланы Джалал-аддина Руми, и исследовал произведения «Месневи» Мевлеви в течение 25 лет. В числе произведений Рейнольда Николсона можно выделить «Исправление произведения Аттара Нейшабури «Жизнеописание шейхов» и «История арабской литературы». После него также сохранился перевод стихов Месневи-Мевлеви» на английском языке. Далее

Эрик Шрёдер. Народ Мухаммеда. XIX. Путь мистика

0011 Данная книга семилетний труд известного археолога и историка исламской культуры Эрика Шредера, основанный на многочисленных исторических источниках. Автор строит повествование, используя наиболее яркие фрагменты известных рукописей, выстраивая их в хронологической последовательности. Это сокровище древних откровений и религиозной мудрости дает обзор основополагающего периода мусульманской культуры. Книга прослеживает историю ислама с момента его рождения до расцвета. Историк часто обращается к фольклору, цитатам из Корана, приводит множество песен и стихотворений. Далее

Аль-Газали. Методы суфиев.

02    Отрывок из книги великого Имама, теолога, искусного юриста и знатока исламского права, социолога, опровергателя философов, аскетического суфия Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад Аль-Газали. Аль-Газали сыграл очень важную роль в объединении понятий суфизма и законов шариата. Он был тем, кто в своих работах дал формальное описание суфизма. Когда (особенно в годы уединения) он стал тщательно изучать науки , он пришёл к выводу, что рационально сконструированная вера не жизненна, и всерьёз обратился к суфизму. Далее

Так говорил Бахауддин Накшбанд (01)

07716 сентября — День Бахауддина Накшбанда

    Суфизм (араб. Ат-тасаввуф – мистицизм), как мистико-аскетическое течение в исламе впервые появился на рубеже VIII–IХ вв. в западных регионах мусульманского мира. К Х в. суфизм, отделившись от аскетизма, складывается в прогрессивное для своего времени самостоятельное религиозное философско-нравственное течение в рамках ислама и широко распространяется по всему мусульманскому миру на обширной территории Арабского Халифата от Египта и Испании на западе до Восточного Туркестана на востоке, в том числе в Средней Азии. Далее

Шейх Ибн ‘Ата’ Аллах аль-Искандари (Александрийский). Книга мудростей (Китаб аль-хикам)

09Выдающийся египетский суфий Ибн ‘Ата’ Аллах ал-Искандари (Александрийский) аш-Шазили (1260 – 1306 гг. х. э.) вошел в историю ислама прежде всего как автор «Книги мудростей» (Китаб аль-хикам), являющейся одним из базовых текстов суфизма, исламского мистицизма. Его творчество оказало во многом решающее влияние не только на развитие суфизма, но и на процесс формирования облика исламской культуры в целом. Маленькая по объему, представляющая собой сборник суфийских изречений, «Книга мудростей» стала предметом многочисленных комментариев и была переведена на многие языки мира, в том числе на английский и французский. На русский язык «Книга мудростей» переведена впервые.
Далее

Ас-Сухраварди. Язык муравьев

03    ас-Сухраварди Шихаб ад-Дин Йахйа ал-Мактул (1155–1191 гг.) – персидский философ, создатель «философии озарения». В историю исламского мистицизма он вошел под прозвищем «Мастер озарения». По приглашению правителя ал-Малика аз-Захира, сына знаменитого героя Крестовых походов Салах ад-Дина (Саладина) перебрался в Халеб (Алеппо). Завистники из числа местных факихов обвинили его перед Салах ад-Дином в неверии и прошиитской пропаганде. Тот приказал сыну заточить философа в тюрьму и казнить. Далее

Шейх Мухаммад Амин аль-Курди аль-Эрбили. Книга вечных даров: (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа и его Пути к Богу).

09  Предлагаемая Вашему вниманию “Книга вечных даров”, впервые изданная на арабском языке в 1911 году в Каире (Египет), долгие годы была недоступной даже для специалистов. Ее автор – шейх Мухаммад Амин аль-Курди аль-Эрбили (родился примерно в 1860 г.– умер в 1914 году), курдский суфий из братства Накшбандийа-Халидийа, сын шейха Фатхи-заде, шафиит.  Этот агиографический сборник посвящен истории, теории и практике суфийского братства Накшбандийа-Халидийа. В виде приложения включены книга башкирского суфийского шейха Зейнуллы Расулева аш-Шарифи (1835-1917) “Аль-фауаиду аль-мухимма ли-муридина ан-Накшбандийа” (Божественные истины, постижение которых необходимо для муридов братства Накшбандийа), опубликованная на арабском языке в 1899 г. в Казани, и краткий суфийский словарь, опубликованный в журнале “Мажаллату аль-ислам ва тасаввуф” (“Ислам и су физм”) в 1962 г. в №№ 4, 8 и 10 в Каире (Египет). Далее

Сильсилятуз-захаб (Золотая цепь). Вторая часть.

022
Последователи тасаввуфа твердо уверены, что шейхи являются источниками фейза сильсиля, поэтому эти сильсиля в разное время фиксировались чаще в стихотворной, иногда впрозаической форме. Хотя сильсиля уделяется внимание во всех тарикатах, последователи Накшибандийя в такой степени преуспели в этом, что даже айин (песнопение) тариката назван «хатм хаджеган», то есть «почтительное чтение имен шейхов тариката, составляющих сильсиля тариката». Далее